Мастер-класс «Педагогическая технология использования фитбол-гимнастики при работе с детьми ОНР»
методическая разработка по логопедии на тему

Зверкова Наталья Анатольевна

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад № 5 «Теремок»

142190, Россия.г. Москва, г.Троицк, ул. Лесная, д2, т. 51-50-52;т/ф: 8(496) 51-34-498(496) 51-34-49. &rafl:5teremokf«)rambler.ru

Выступление на педагогическом совете

Мастер-класс «Педагогическая технология использования фитбол-гимнастики при работе с детьми ОНР»

инструктор по физической культуре Зверкова Н.А.

11.11.2014г.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Количество детей с речевой патологией растет из года в год. Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей.

Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени у них окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас. У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы.

Развитие речи и улучшение их здоровья в процессе обучения, особенно в логопедических группах, одна из основных задач.  Наши дети нуждаются в особых программах, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого. Пытаясь найти решение этой проблемы я обратилась к опыту работы с фитболами.

Это новое современное направление оздоровительной работы. Эффективность работы с использованием мячей больших размеров подтверждено опытом коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.

Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Третий  год в своей логопедической  работе для поддержания здоровья детей и коррекции речи использую пособие, такие как мячи большого размера чудо-мячи-фитболы.

В рамках работы по формированию дыхания у дошкольников эта идея показалась интересной, так как мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных целей.

Для достижения этих целей  необходимо решать следующие задачи:

  • Формировать навык правильной осанки;
  • Развивать мышечную систему через упражнения на фитболах;
  • Развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания и просодики у детей с нарушением речи;
  • Развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
  • Развивать  коммуникативную и эмоционально-волевую сферы;
  • Стимулировать  развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности.

Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет достичь следующих результатов:

  • систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;
  • занятия с использованием дыхательной гимнастики, приемов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;
  • упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;
  • использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как:

  1. При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидд, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т. д.
  2. Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.).
  3. Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как: наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь и т. д.
  4. Как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.
  5. Мяч как отягощение (в руках, ногах, на голове) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т. д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры.
  6. Мяч можно использовать как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатываний на нем (на животе — вперед и назад, в седе — вправо и влево).
  7. Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и т. д.).
  8. Отличительные свойства оздоровительных мячей.
  9. Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся.

Рост

Размер мяча

Дети 1 -2 лет

35 см или 65 см

Дети 3-5 лет

45 см

От 120 до 150см

55 см

От 151 до 170 см

65 см

От 171 до 190 см

75 см

  1. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.

Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета.

  • Теплые цвета ( красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
  •  Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, улучшают скоростно- силовые качества.
  • Зеленый цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.

           Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие. Механическая вибрация стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая- возбуждающе.

          На занятиях с детьми используется легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча).

          Упражнения выполняются в разных исходных положениях. Покачивания, сидя на мяче, как верховая езда, благотворно влияет на межпозвонковые диски, улучшает кровообращение и лимфоток.  При сидении на фитболе правильная посадка  способствует формированию навыка правильной осанки.

Выполнение упражнений лежа на животе или на спине гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса.

Разработанные  игры и упражнения, игровые настрои проводятся с использованием фитболов, которое в силу своих функциональных возможностей не только обогащает сенсомоторный опыт детей, но и улучшает тренировочный эффект.

 В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие гигиенического дыхания. При смысловой и эмоциональной речи организация работы дыхательных мышц весьма многообразна.

Фитбол-гимнастика в коррекционной работе нацелена на дыхательные и звуковые упражнения и упражнения, используемые при постановке, автоматизации и дифференциации звуков. В начале дыхательные упражнения направлены на координацию речевого и носового дыхания, они проводятся без музыки одновременно с освоением детьми исходных положений на мяче. Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания.

Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъемом вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперед, приседания, сведение и опускание рук . После того как освоены исходные положения и ребенок контролирует свое дыхание переходим к звуковой гимнастике. На выдохе произносим звуки, слоги, слова. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения, речь.

Закрепление правильного речевого дыхания синхронизируется с движениями пальцев рук и глаз, а также в ходе упражнений совершенствуются зрительно-пространственные ориентации, способность к переключению и тактильные ощущения.

Работа по развитию речевого дыхания проводится в общепринятой последовательности согласно следующим разделам:

1.  Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

2.  Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.

3.  Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

4.  Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз.

Таким образом, игровые упражнения с фитболами, которые  способствуют развитию осмысленной моторики, воображения, созданию положительного эмоционального настроя и одновременно активизации биологически активных точек кожи путем своеобразного массажа, релаксации, обогащению сенсомоторного опыта детей с тяжелыми нарушениями речи.

Полифункциональное оборудование позволяет учителям-логопедам расширить арсенал средств коррекционных воздействий на дыхательно-голосовую систему, отвечающую за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование, голосоведение, просодия).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
  2. Дудьев В.П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи. // Сибирский учитель 2000, октябрь № 5 (9).
  3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. // Дефектология, 1999. № 4. с. 50-54.
  4. Кольцова М.М. Движение и развитие моторной речи. М., 1973
  5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Псков, 2002.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.
  7. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. / Под ред. Шапкова Л.В. М.: Советский Спорт. – 2002.
  8. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте.-СПб.,1999.

Игровая дыхательная гимнастика на фитболах

 для детей 6-7 лет с ОНР.

 «Путешествие на море»

Оборудование: (мячи-гиганты)

Ребята мы с вами на берегу моря. Посмотрите какое море большое  (звучит музыка).

1. «Какое море большое»-  Дыхательно-голосовая  игра на материале слогов.

 Цель. Развитие речевого дыхания, силы голоса.

И.п. –стоя, 1- вдох, руки в стороны вверх, подняться на носки; 2-выдох, руки опустить, опуститься на стопу (Ах!)

Отправимся  попутешествовать по бескрайнему морю на многопарусном фрегате.

2.«Многопарусный фрегат» Игра на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель.  Тренировка ступенчатого выдоха.

Описание. Сидя на мяче, сделать полный вдох, на выдохе через плотно сжатые губы сделать ступенчатый выдох малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением, сопровождать небольшими поворотами головы, как бы дуя на разные паруса.

Отплываем дальше от берега и наши паруса надуваются. Дует теплый ветерок (х),  вот подул прохладный ветерок (с), и задул холодный ветер(ф). 3.«Надуваем паруса» - Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале   согласных звуков.

Цель. Формировать фонационное дыхание с сопротивлением.

Описание. Ребенок сидит на мяче, руки подняты над головой и соединены в виде паруса. Сделать полный вдох через нос и подуть через рот с сопротивлением «ф-ф-ф» — холодный ветер («с-с-с» — прохладный ветер, «х-х-х» — теплый ветерок).

Вдруг ветер поднялся и начался шторм,

А в небе гремит угрожающе гром.

На море поднялись высокие волны и забрызгали нашу палубу.

В руки швабры мы возьмем

Воду быстро уберем.

4.«Моряки  моют палубу»- Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

Цель. Развитие речевого дыхания, силы голоса.

И.п. –сидя на мяче, 1- вдох; 2- выдох, руки опустить в правую  сторону, на выдохе произнести (Ух!-Ух!), 3-4 –в другую сторону.

Все устали отдохнем и дальше поплывем. 

5. «Моряки устали»-  Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

Цель. Развитие речевого дыхания, силы голоса.

И.п. –сидя на мяче, 1- вдох; 2- выдох-с произнесением (Фу-Фу)

Море ласково и мило,

Успокоилось, застыло.

Отдыхает Море-

Шторм вернётся вскоре.

Море дремлет, в море штиль,

Тишина на сотни миль.

6. «Отдыхаем» - Игра на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель. Тренировать вдох и выдох.

И.п. –лежа на спине на фитболе, 1- вдох носом ; 2- выдох через рот.

Мы в море заплыли

и лежим на спине.

Какая-то птица

парит в вышине.

Мы на небо поглядели

Смотрим чайки прилетели.

 7.«Далеко - высоко» слова –антонимы, дыхательно-голосовая игра  на материале слов.

Цель. Формирование длительного выдоха.

Описание:

Педагог.Чайки близко?

Дети. Далеко-о-о-о!

Педагог.чайки низко?

Дети. Высоко-о-о-о!

Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длинном выдохе.

Индивидуальная работа с детьми над предложениями (дети проговаривают предложение на одном выдохе) - «Чайки летят высоко».

Наш многопарусный фрегат возвращается на берег.

8. «Прощание с морем»-  упражнение на развитие речевого дыхания без участия речи.

И.П. стоя у мяча, поочередно махи руками.

Вот и расставание. 

Море, до свидания! 

До свиданья, синее! 

Не вздыхай, прибой! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата  -  фитбол-гимнастика....

Использование фитбол-гимнастики в логопедической работе с детьми.

Часто для достижения оптимальных результатов работы с детьми с речевыми нарушениями бывает недостаточно традиционных форм и методов логопедического воздействия. Поэтому опытные педагоги, как правило, ...

Инновационный педагогический проект «Использование фитбол - гимнастики в целях сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Здоровые дети – это основа жизни нации. Забота о здоровье и совершенствование физического воспитания подрастающего поколения Правительство РФ определило как одно из приоритетных направлений модернизац...

Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Использование Лего конструирования в работе с детьми».

Мастер класс для воспитателей ДОУ:  «Использование Лего конструирования в работе с детьми»....

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камней "Марблс" в работе с детьми».

мастер-класс для педагогов ДОУпо использованию камней Марблс в работе с детьми...

Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологическихупражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционн...