Песочная анимация в развитии детей
статья

Крамар Татьяна Николаевна

Самый близкий и органичный для дошкольника вид деятельности – это игра. А что может быть ближе и привычнее, чем игра в песок? Песочная анимация (рисование песком) для детей – замечательный способ эмоциональной терапии, средство развития воображения и расширения творческих навыков, особенно, если это дети с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_animatsiya.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная анимация

Песочная анимация (рисование песком) для детей – замечательный способ эмоциональной терапии, средство развития воображения и расширения творческих навыков, особенно, если это дети с особыми образовательными потребностями.  Песок как художественный материал имеет несколько преимуществ. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс, а совместная игра и творчество благотворно влияют на отношения в группе и семье. Вторая польза рисования песком для детей – развивающее действие.  Эта техника улучшает моторику пальцев рук, сенсорное восприятие и творческое мышление. В рисовании обычно задействованы обе руки, и это положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга. Третья польза рисования на песке – раскрытие художественного потенциала, проявление фантазии, ведь тут нет ограничений и строгих правил. Сыпучая текстура материала позволяет создавать изображения любой сложности и степени детализации.

Самый близкий и органичный для дошкольника вид деятельности – это игра. А что может быть ближе и привычнее, чем игра в песок? Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут можно не бояться что-то испортить, не нужна резинка или чистая бумага на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок и можно творить вновь. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который никого не оставит равнодушным. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков», что становится мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия.

Люди рисовали песком во все времена и во всех культурах. Но песочные картины практически невозможно сохранить. Упоминание о различных техниках рисования сыпучими материалами есть и в Тибете, и в Северной Америке. С развитием фото и киноиндустрии стало возможным сохранение песочных шедевров и их трансформация в полноценный фильм. В 1969 году североамериканская художница Кэролайн Лиф представила свою анимационную работу, нарисованную песком. В её основу лег сюжет, навеянный музыкальной сказкой Сергея Прокофьева «Петя и Волк». Считается, что с этого мультфильма песочная анимация стала самостоятельным видом изобразительного искусства. 

Организуя занятия по рисованию песком, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы в изображении песочных композиций. Занятия наиболее эффективно проводить в малых группах (не более 10 человек) или индивидуально. Учитывая это, была создана парциальная образовательная программа «Занимательная песочница» для дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет, реализация которой началась в средней группе в этом учебном году.

Перенос традиционных педагогических занятий в «песочницу» дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Рисование песком – это молодой вид живописи, который имеет преимущества перед другими видами графики, не оставляет никого равнодушным, ни взрослых, ни детей. Техника доступна при любом уровне художественной подготовки, даже нулевом. Сыпучая живопись - отличный способ занять ребенка с пользой, особенно сталкиваясь с проблемами наличия у детей каких-либо особенностей развития. Песочные рисунки позволяют детям пустить энергию в мирное русло, научиться позитивно реагировать на окружение, приобрести навыки общения.

В основе данной технологии лежат педагогические ценности, предусматривающие развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах; акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры дошкольника. Создание песочных картин – один из увлекательных процессов, который затрагивает все сферы чувств ребенка, пробуждает творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

В нашем детском саду организован кружок «Занимательная песочница», в рамках его работы технологию реализует педагог при непосредственном участии детей. Вовлеченность родителей может быть различной: незначительная не уменьшит развивающего действия песочной анимации, но активная позиция, безусловно, способствует усилению результата.

Для того, чтобы педагогу освоить этот ресурс и интегрировать его в свою профессиональную деятельность, необходимо его изучить, а именно, узнать, какие материалы необходимы для рисования песком, познакомимся с техниками рисования и простыми графическими упражнениями, получить навыки песочной анимации, разобраться с примерами использования её в образовательной деятельности, и проявить свои собственные творческие способности. Начинать можно даже с подноса с песком на начально этапе.

Занятия песочной анимацией должны проходить в достаточно просторном помещении, имеющим хорошее освещение. На окнах должны быть плотные шторы или жалюзи для создания затемнения в нужный момент. Оборудование в комнате должно быть расставлено так, чтобы оставалось место для перемещения детей для обмена мнениями во время творческой деятельности или игр малой подвижности. На занятиях приветствуется использование музыкального сопровождения, это способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.  

Материально-техническое оснащение занятий:

- стол с бортами и подсвечивающим устройством снизу, его можно купить, а можно сделать самостоятельно;

- песок, подойдет любой, можно купить аквариумный, специальный для творчества, желательно разных фракций, а можно промыть и прокалить песок из песочницы;

- дополнительные приспособления (гребни, палочки, шаблоны и т.п., не обойтись без широкой плоской кисти для выметания песчинок из углов стола);

- антистатик в баллончике необходим для предотвращения склеивания песчинок;

- миниатюрные игрушки, стеклянные шарики и прочие декоративные элементы так же будут полезны в играх с песком.

Основным дидактическим средством данной технологии является песок. Он служит сенсомоторным стимулом, воздействующим на органы чувств детей и облегчающим им непосредственное и косвенное познание мира. Методы применяются в единстве с этим средством.  Это чаще всего учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и прочее, что способствует достижению целей развития.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) делает неправомерными требованиями от ребенка конкретных образовательных достижений. Поэтому возможно планировать только достижение общей характеристики владения ребенком техникой песочной анимации: уметь распределять песок по световому столу и пользоваться художественными техниками и средствами; применять вспомогательные предметы в декоре рисунка, добиваться законченности работы, фантазировать, объяснить результаты своей работы, комфортно работать в коллективе, проявлять уравновешенность, эмоциональную отзывчивость и позитивный настрой.

2022-23 учебный год – это первый год работы кружка песочной анимации, он еще не завершен. Для оценки социального эффекта данной технологии используется анкетирование родителей и наблюдение за детьми, которые посещают занятия кружка, в начале и в конце учебного года.  Предоставить анализ этих данных в настоящий момент невозможно, но дети очень заинтересованы песочным рисованием, проявляют познавательный и творческий интерес, легко общаются друг с другом и находятся в комфортном психологическом состоянии.

Успех в реализации технологии песочной анимации во многом зависит от личности педагога, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. Успешна деятельность того воспитателя, который непрерывно обогащается научными знаниями, педагогическими умениями, активно работает над собой и стремиться к совершенствованию своего педагогического мастерства, которому присущи такие качества как педагогическое мышление, рефлексия, воображение, наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность и эмпатия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов песочной терапии в развитии детей раннего возраста".

В презентации предстален опыт работы по технологии песочная терапия. Работала по книге "Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста" Н.В.Зеленцова-Пешкова, издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС"...

«Использование песочной игротерапии в развитии детей дошкольного возраста»

Что нужно для игры в песок?А нужно,в сущности,так мало:Любовь,желанье,доброта....

Консультация для родителей «Значение песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста»

   Консультация для родителей "Значение песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста"                ...

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста

Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, реб...

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста

Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, ребенок п...

значимость песочной анимации в развитии дошкольников

В данной консультации я хочу рассказать о значимости песочной анимации/ терапии в дошкольном возрасте и о преимуществах занятий с песком. Такие  занятия подходят для дошкольников разных возр...

Доклад на тему: «Использование песочной анимации для развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Песочная анимация -это современная технология, открывающая новые возможности для детей с задержками развития, данный вид творчества стимулирует развитие мышления и активизирует речь ребенка, способств...