Проект по функциональной грамотности
методическая разработка (старшая группа)

Свинцова Евгения Леонидовна

«Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx17.33 КБ
Microsoft Office document icon chitatelskaya_gramotnost_plan_meropriyatiy.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Здравствуйте! Меня зовут Свинцова Евгения Леонидовна.

Сегодня я хочу представить свой проект «Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности старших дошкольников»

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.

      О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.          

         Одна из важнейших задач современного образования - формирование функционально грамотных людей.

         В образовательных стандартах одной из главных функциональных грамотностей является читательская грамотность.

    Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закладываются основы читательской деятельности.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. 

       Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Мы живем в эпоху компьютерных технологий. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

           Целью моего проекта является   создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников.

         Я поставила перед собой задачи:

 Повысить читательский уровень педагога по проблеме приобщения детей к чтению.

Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников процесса: педагогов, детей, родителей.

Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению.

         На первом этапе своей работы, был запланирован подбор диагностик, разработка конспектов и презентаций, изготовление атрибутов и организация предметно развивающей среды. Приглашены для помощи  воспитатель старшей группы и педагог-психолог.

        На втором этапе запланирована большая работа с родителями, это посещение библиотеки, литературная гостиная, стендовая информация. Для педагогов показ открытых занятий, консультации, мастер-классы и т.д. Для детей запланированы инсценировки по сказкам, театральные представления, викторины, игры с лепбуком и т.д. В помощь приглашены педагоги и музыкальный руководитель.

          На 3м  этапе (итоговый) запланировано представление продукта всем участникам проекта. (педагогам, родителям и детям)

        В работе над проектом я столкнулась с определенными рисками, это  недостаточное финансовое и методическое обеспечение ДОУ, низкая мотивация педагогов и родителей, большая нагрузка на педагогов.

     В процессе реализации проекта дошкольники:

-закрепят определенные темы;

- обогатят словарный запас;

-развивают читательскую грамотность;

-развивают творчество, мышление, память

В процессе реализации проекта воспитатели:

-выявят и поддержат талантливых детей;

-повысят профессиональную компетентность

В процессе реализации проекта родители:

-объединятся с детьми, а также помогут выявить проблемы во взаимоотношении и воспитании детей;

          Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы - предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.

         Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий БДОУ г. Омска «__»

            _____________ /ФИО………../

«__28__» _04___2023 года

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

проекта «_Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности старших дошкольников »

№ п/п

Наименование мероприятия проекта

Дата

начала реализации мероприятия

Дата окончания реализации мероприятия

Результат реализации мероприятия

ФИО, должность исполнителя проекта, ответственного за реализацию мероприятия

Наименование, единица измерения

Плановое значение

1 этап. Создание условий, необходимых для реализации проекта

(______________________________)

1

Сбор информации

09.2023г

воспитатель

2

Подбор диагностических материалов

09.2023г

воспитатель

психолог

3

Разработка конспектов по теме

09.2023г

воспитатель

4

Изготовление пособий

09.2023г

воспитатель

5

Организация РППС

09.2023г

воспитатель

воспитатель

6

Подготовка презентаций

09.2023г

воспитатель

2 этап. Реализация проекта

(________________________)

7

Семинар для педагогов «Развитие читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

1день

(06.10)

воспитатель

ст.воспитатель

8

Уголок для родителей «Читаем дома»

1день

воспитатель

9

«Книжкина больница» лечим книги с детьми

1день

(11.10)

 воспитатель

воспитатель

10

Консультация для педагогов «Создание РППС»

1день

(08.11)

воспитатель

ст.воспитатель

11

Литературная гостинная с родителями по произведениям Русских народных сказок

1день

(14.11)

воспитатель

психолог

музыкальный руководитель

12

Показ НОД «Развитие читательской грамотности через потенциал Русских народных сказок»

1день

(21.11)

воспитатель

13

Семинар для педагогов «Лепбук-как средство работы с детьми дошкольного возраста, по развитию читательской грамотности»

1день

(06.12)

воспитатель

 ст.воспитатель

14

Посещение библиотеки   совместно с родителями

1день

(13.12)

воспитатель

воспитатель

ст.воспитатель

15

Драматизация басни «Две гусыни»

1день

(18.12)

воспитатель

музыкальный руководитель

16

Мастер-класс для педагогов «Изготовление Лепбука»

1день

(15.01.24г)

воспитатель

17

Консультация для родителей «Как превратить чтение в удовольствие»

1день

(19.01.24г)

воспитатель

18

Выставка детских рисунков по произведениям Н.Носова

1неделя

(22.01

26.01)

воспитатель

воспитатель

19

Литературный брейн-ринг для педагогов

1день

(08.02)

воспитатель

музыкальный руководитель

20

Оформление стенда для родителей «Ребёнок и книга»

1день

(05.02)

воспитатель

21

Организация детского конкурса чтецов «Фантазеры» по произведениям Михалкова

1день

(19.02)

воспитатель

ст.воспитатель

22

Мастер-класс для педагогов по изготовлению дидактических игр

1день

(11.03)

воспитатель

23

Оформление стенда для родителей « Критерии подбора книг для детей разного возраста»

1день

(04.03)

воспитатель

психолог

24

Литературная викторина для детей «Знакомство со сказками народов Сибири»

1день

(14.03)

воспитатель

ст.воспитатель

25

Музыкально-литературная гостинная для педагогов

1день

(10.04)

воспитатель

музыкальный руководитель

26

Мастер-класс для родителей «Книжки своими руками»

1день

(19.04)

воспитатель

27

Инсценировка сказки «Репка» для младших дошкольников ,старшими дошкольниками (теневой театр)

1день

(24.04)

воспитатель

музыкальный руководитель

3 этап. Итоговый.

(_____________________________)

28

Представление продукта педагогам

1день

(06.05)

воспитатель

29

Презентация проекта родителям

1день

(13.05)

воспитатель

30

Викторина для детей «Поле чудес» по экологическим сказкам

1день

(16.05)

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...

Образовательный проект "Волшебная иголочка" по формированию Функциональной грамотности

В проекте представлена система работы по обучению детей старшего дошкольного возраста труду с тканью. Раскрывается педагогическое содержание совместной деятельности по формированию взаимоотношений меж...

Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."

Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...

Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."

Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...

Участие в реализации проекта «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста 4-8 лет»

Проект «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста 4-8 лет»...

ПРОЕКТ «Математическая страна» по формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через занимательную математику»

Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средс...