"Утренний круг"
консультация

Кудрявцева Елена Сергеевна

В помощь педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_utrennemu_krugu.docx148.39 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\Саша\Downloads\Fuf69PqyyA0.jpgC:\Users\Саша\Downloads\Fuf69PqyyA0.jpg

Подготовила: Е.С.Кудрявцева

Цель: мотивация педагогических кадров для работы по внедрению элемента технологии утреннего сбора.

            Задачи

  1. Познакомить педагогов с целями, задачами и правилами технологии «Групповой сбор».
  2. Ознакомить со структурными элементами утреннего сбора.
  3. Обратить внимание на важность создания воспитателем психолого-педагогических условий во время проведения утреннего сбора.
  4. Оказать помощь и поддержку воспитателям в организации и проведении утреннего сбора.

Введение

Уважаемые коллеги!

С введением ФГОС появилась необходимость введения новых форм работы, направленных на поддержку детской инициативы, самостоятельности, активности, развитие их коммуникативных навыков.  Одной из таких форм работы в ДОУ является технология «Утренний сбор».

            Утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова и др.), программы "Сообщество"( К.А. Хансен, Р.К. Кауфманн, К.Б. Уолш.)

  В отношении дошкольников переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап - поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - это своего рода начало рабочего дня маленького человека.

            Если посмотреть дополненную программу "От рождения до школы", то увидим, что в нее введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг, которые обозначены в Программе как новые образовательные технологии.

            Уменьшено количество фронтальных занятий: т.е. значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг.

            Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). Это технология, которая позволяет  ребёнку в большей степени самому решать свои проблемы, находить решения в конкретных ситуациях, которые возникают в общении детей всех возрастных групп.

           Что же такое утренний круг?

Утренний круг – ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а также познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития. Это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится перед завтраком.

Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д.

            Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т. д.

«Развивающий диалог».
В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
(слайда)

Задачи утреннего круга :

  • Создать условия для межличностного и позновательно-делового общения детей и взрослых.
  • Развивать навыки (ведения коммуникации, планирования собственной деятельности ит.п.).
  • Развивать умения "считывать информацию" об эмоциональном состоянии других людей.
  • Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.
  • Развивать эмпатию.
  • Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).
  • Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
  • Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  • Учить внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказываниям других.
  • Учить делать выбор.
  • Учить планировать собственную деятельность.
  • Развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Нам каждый день необходимо создавать благоприятные условия для социализации дошкольников в детском саду.

Учить их взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и оценивать их результаты.

Задачи педагога:

Планирование: соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т. д.).

Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т. д.).

Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых

объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.

Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).

Равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу,создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т. д.).

Ожидаемый Образовательный результат

Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог(слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).

Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.

Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

Структура

Именно круг, по наблюдению психологов, является его гарантией защищенности, потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка, формируется навык общения детей.

На утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д

Как это выглядит?

Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться.

Место круга в жизни детей

Начинается утренний круг в 8.30-8.40 и заканчивается в8.50 - 9.00. Длится 20 мин.

Что нам  может понадобиться?

Часы, правила, атрибуты, мольберт.

Структура утреннего круга

  1. Начало или организация круга или Условный сигнал начала круга

    2. Приветствие

   3. Оргмомент:

  4. Работа с календарем

 5. Новости дня

6. Содержательная часть

7. Завершающий ритуал

Рассмотрим каждый структурный компонент.

Условный сигнал начала круга- Начало или организация круга

(Что это может быть?)

Участники (дети, воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на Утренний сбор, например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, любимая детьми песня или просто объявление. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу.

Приветствие

Есть требования к приветствию.

Короткое

Личностно-ориентированное.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

Прежде чем начать приветствие, воспитатель его моделирует, то есть показывает, как это делается. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа и приветствует его (ее): «Доброе утро, Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.

В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты.

Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.

Организационный момент-

Новости дня –

информирование-

Работа с календарем

Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Обсуждение должно касаться в большей степени новостей, событий и информации, а не предметов и их владения. Игрушки – это не предмет для обсуждения. Темы могут варьироваться в зависимости от возраста и состава группы.

Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности), который должен быть понятным и доступным детям.

Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:

говорить громко и понятно;

представлять новости кратко и четко;

предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;

отвечать на вопросы вежливо и уважительно.

Дети младшего возраста часто хотят сообщить обо всем и сразу. Воспитатель помогает детям организовать их мысли и идеи. Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.

Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность:

сосредоточить внимание на том, кто делится идеями, новостями;

внимательно слушать сообщение;

воспринимать новые идеи с уважением;

задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес;

демонстрировать уважение к тому, кто делится;

внимательно слушать вопросы и комментарии других.

Моделируя уважительное поведение, воспитатель учит этому детей. Жесты и мимика, свидетельствующие о внимании, показывают искренний интерес к информации, которой делятся, к проявлению чувств детей. Такая атмосфера создает ощущение психологической безопасности в группе.

Содержательная часть утреннего круга

Варианты:

  • Новости детей
  • Установка правил группы
  • Завязка и развитие темы
  • Завязка и развитие события
  • Планирование
  • Мозговой штурм
  • Обсуждение и др.

Завершающий ритуал

  • Результат деятельности.
  • Рефлексия.
  • Дать «пять» воспитателю
  • Ударить в барабан
  • Стишок и др.

Утренний круг— важный режимный момент, объединяющий дошкольников общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы.

Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.

Мастер –класс для педагогов МО

Ход мастер – класса:

Ритуал стоя в кругу, если нет возможности, то возле своих мест

Звучит аудиозапись детской песни «Цветик - семицветик»

Все берутся по возможности  за руки и говорят: «Всем, всем, доброе утро!»

А как вы думаете, можно ли поздороваться по-другому? Как это можно сделать? Давайте попробуем! Поздороваемся друг с другом как рыбки бочок об бочок, как зайчики хвостиками. Замечательно!

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь со всеми хорошим настроением. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.

ИГРА.

А чтобы наше утро и весь методчас были по настоящему добрыми, предлагаю поиграть.

Игра «Кто ты и что ты можешь делать?»

Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать образ для себя, но и изобразить его мимикой, жестами, движениями. Ты можешь быть предметом, животным, человеком какой – либо профессии.

Говорит тот, у кого в руках «волшебный цветок»

Например:

Я ученический пенал. Я храню ручки и карандаши.

Я ветер. Я везде летаю и все вижу.

Все по кругу, последним:

ведущий: Я повар. Я готовлю вкусные блюда. Я сварила картошку, она очень, очень горячая. Передайте ее моему соседу слева через круг.

Игра – пантомима «Горячая картошка», стоя

Дети пантомимой передают «горячую» картошку по кругу.

Обмен новостями

А какое сейчас время года?

Какой сегодня день недели?

Какая погода?

Сколько нас сегодня?

Тема нашего дня «Утренний круг»

Модедь трех вопросов (Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?)

Знаете ли вы структуру утреннего круга?

Какая из структурный частей для вас более интересней ?

Интресно ли вам познакомиться с опытом проведения утреннего круга детского сада «Колобок» ?

План нашей работы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утреннего круга в старшей группе комбинированной направленности на тему "Круг радости"

Утренний круг "Круг радости".Цели: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересн...

"Утренний круг" и "Вечерний круг" как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает введение в режим дня технологии "Утреннего круга" и "Вечернего кру...

" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!

Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые инновационные элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...