Индивидуальный план самообразования на 2021– 2022 уч. г.
проект (младшая группа)

Баздрева Римма Валентиновна

План по самообразованию

по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» (2021-2022 уч. г.)

(методическая разработка (смешанная младшая группа от 2- 4 лет)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2021_-_2022.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования на 2021– 2022 уч. г.

Воспитатель 1 квалификационной категории

ДОУ «Возовский детский сад «Светлячок»

ФИО: Баздрева Римма Валентиновна

План по самообразованию

по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» (2021-2022 уч. г.)

(методическая разработка (смешанная младшая группа от 2- 4 лет)
 1. 
Актуальность.

  Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. А средства массовой информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на его формирующуюся сферу нравственности…

     На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться незнакомым нашим детям.

     Как показали исследования психолога А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.  

     В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

     В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреждения должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий.

     В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве особой задачи дошкольного воспитания выделяется необходимость нравственного развития и создание условий для присвоения детьми моральной позиции.

      В п.5 параграфа 1.6 Стандарта утверждается задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

     Тем самым, нравственные ориентиры воспитания определяются в качестве основы всей системы дошкольного образования и пронизывают все сферы развития и виды деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста.

     И это закономерно, так как система дошкольного образования как базовый институт социализации детей несет на себе ответственность и за нравственное становление личности.

     Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».

     Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец, В.В. Белорусова, Т. А. Ильина, А. П. Кондратюк и др.

     Так что же такое духовно-нравственное воспитание?

     Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

      Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

     Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.

     Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности очень важна.

«Книга - величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», - писал К.Д. Ушинский.

       А.В. Запорожец писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие».

     С младенчества ребенок начинает знакомится с произведениями русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, эпитетами и повторами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, Ю.М. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

    В.А. Сухомлинский считал, что «сказка не отделима от красоты и способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

    Да и сам народ выражал в пословицах свое отношение к сказкам: «Сказка - складка, послушать – сладко», «Кашу кушай, а сказку слушай: умом разумом смекай, да на ус мотай», «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся». А пословица как известно не даром молвится!

     О сказке писал А. С. Пушкин: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно намек, а не обучение путем запретов, ограничений, наказаний. Понятие «намек» подразумевает возможность индивидуального осмысления содержания сказки, ее «нравственного урока».

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержание, художественной формой, оставляя при этом простор воображению.

    Сказка - один из самых распространенных и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Сказочные образы витают над нами от исторических времен до современности, века новых открытий и технологий. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.

 Литература:

1.Фесюкова Л. Б «Воспитание сказкой» - М: Фолио, 2000

2. Шорыгина Т. А. «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей» 2001;

3. Шорохова О. А. «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - М.; ТЦ «Сфера», 2010;

4.Караманенко Т. Н.,  Караманенко Ю. Г. «Кукольный театр – дошкольникам» 2001;

5.Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003;

6. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание – 2006. - № 1.

План

по самообразованию в младшей группе «Солнышко» по теме: «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (от 2- 4 лет) на 2021 - 2022 учебный год.

Цель. Заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому, любви к своей Родине с помощью сказки

Задачи.

  1. Побуждать у детей интерес к сказкам.
  2. Создавать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками, сказками других народов и авторскими сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  4.  Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  5. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании ребенка.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.

Месяц /

неделя

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

       Русские народные сказки «Репка», «Колобок»

1 неделя

Рассказывание сказки «Колобок» с помощью настольного театра

Помогать эмоционально и активно

воспринимать сказку, участвовать в

рассказывании.

Пословица «Доверяй, но проверяй»

2 неделя

Показ сказки «Колобок» с помощью пальчикового театра

НОД (рисование) по сказке «Колобок катится по дорожке».

Научить детей поэтапно создавать рисунок,

 дополненный необходимыми деталями.

Продолжать вызывать у детей желание

активно участвовать в рассказывании

сказки.

3 неделя

Рассказывание сказки «Репка»

с помощью настольного театра

НОД по конструированию «Мышка»

Развивать память, учить правильно

 использовать интонацию, мимику, жесты. Обратить внимание детей на то, что сообща можно сделать даже самую трудную работу.

Пословица «Малая капля, а большое дело сделала».

Учить детей создавать из разного материала образ мышки.

 4 неделя

НОД лепка «Репка»

Инсценировка сказки «Репка»

Вспомнить сказку «Репка», учить лепить репку способом раскатывания пластилина между ладонями, вытягивая пластилин с одной стороны, а с другой украсить листиками.

Помочь осмыслению сказки. Учить детей говорить по ролям. Воспитывать смелость, память, пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности, правильно использовать мимику жесты, развивать память.

Октябрь

Русские народные сказки «Теремок», 

«Курочка Ряба»

1 неделя

Рассказывание сказки «Теремок». Рассматривание иллюстраций разных художников к этой сказке.

ИГРА- инсценировка

«Весёлый теремок».

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему.

Знакомить детей с рисунками художников.

Развивать коммуникативные способности

детей с учетом личностного и творческого потенциала ребенка; формировать у детей интерес к театрализованной деятельности.

2неделя

Словесно – дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?

Мультзал: просмотр мультфильма «Теремок»

Развивать память, учить правильно

использовать интонацию, мимику, жесты.

Беседа по содержанию сказки. Обратить внимание детей на поступок медведя.

Пословица «Сделал худо – не жди добра»

3 неделя

Рассказывание сказки «Курочка Ряба»

Пересказ сказки «Курочка Ряба» детьми».

НОД по лепке «Яичко золотое и простое»

Продолжать воспитывать у детей любовь

к народному творчеству, желание

 приобщаться к нему.

Учить детей пересказывать сказку,

развивать память, связную речь.

Пословица «Может и разбиться, и свариться, ну а если захотеть в птицу превратиться».

Учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями и прямыми, пользоваться салфеткой.

 4 неделя

Словесно –дидактическая игра «из какой сказки герой» (по сказкам «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба»)

Закреплять знания сказок с детьми. Вспомнить отрывки из содержания этих сказок, как звали этих героев.

Ноябрь

Русские народные сказки «Маша и медведь», «Три медведя» и венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

1 неделя

Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка».

Беседа по содержанию.

Показ сказки с помощью настольного театра «Два жадных медвежонка.»

Знакомить детей со сказками других

народов. Продолжать приучать детей

 внимательно слушать.

Учить передавать сказку с помощью

настольного театра.

Развивать память, учить правильно

использовать интонацию.

2 неделя

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций к сказке.

Мультзал: просмотр мультфильма «Маша и медведь», беседа по содержанию.

Знакомство детей с русской народной

сказкой «Маша и медведь». Учить детей

обращать внимание на то, какими изобразил художник героев сказки.

Обратить внимание детей на находчивость девочки. Пословица «Не седи на печи, не жди калачи».

Дать детям возможность пережить сказку зрительно, почувствовать переживания героев. Беседа по содержанию сказки.

3 неделя

Рассказывание сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций к сказке.

Беседа по содержанию.

Познакомить со сказкой «Три медведя»;

воспитывать послушание и чувство

 сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу.

Дать оценку ее поступкам.

4 неделя

Д/И «Назови сказки, в которых жили медведи».

 Подвижная игра «У медведя во бору»

Закреплять знания детей по сказкам.

Популяризация здорового образа жизни. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх

Декабрь

Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и чудо-мельница», украинская сказка «Рукавичка»

1 неделя

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Беседа по содержанию.

Пересказ сказки «Заюшкина избушка» детьми

Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки.

Оценить поступок петушка. Пословица «Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные». Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты.

2 неделя

Чтение сказки «Заяц, лиса и петух».

Беседа по содержанию.

Пересказ сказки детьми.

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Помогать детям используя разные приемы и педагогические ситуации правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям сказки.

Популяризация здорового образа жизни. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх.

3 неделя

Рассказывание сказки «Петушок и чудо-мельница». Рассматривание иллюстраций к сказке.

Мультзал: просмотр мультфильма «Петушок и чудо –мельница»

Знакомить детей с новой сказкой. Беседа по содержанию сказки. Воспитывать у детей доброжелательное, отзывчивое отношение к персонажу. Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки. Оценить поступок петушка

4 неделя

 Чтение украинской народной сказки «Рукавичка»

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Рассказывание сказки с помощью настольного театра.

Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка». Продолжать приучать детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, развивать связную речь.

Учить детей обращать внимание на то

какими изобразил художник героев сказки.

5 неделя

Вспомнить с детьми героев сказки «Рукавичка».

Словесно – дидактическая игра «Кто живет в рукавичке?»

Закреплять с детьми содержание сказки.

Организовать словесно-дидактическую игру «Кто живет в рукавичке?»

Январь

Сказки Корнея Ивановича Чуковского

1 неделя

Чтение сказки «Телефон».

Беседа по содержанию.

Театрализованная деятельность «У меня зазвонил телефон».

Учить эмоционально воспринимать содержание произведения К. И. Чуковского, понимать его нравственный смысл. Учить детей участвовать в диалоге, представлять возможность выбора роли и экспериментирования в ней, учить выразительно воплощаться в роли.

2 неделя

Чтение сказки «Федорино горе»

Беседа по содержанию.

Мультзал: просмотр мультфильма «Федорино горе»

Беседа по содержанию. Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев, сравнить нравственные качества и делать правильный выбор: послушание –непослушание, осмотрительность, осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение.

З неделя

Чтение сказки «Краденное солнце».

Беседа по содержанию. Мультзал: просмотр мультфильма «Краденое солнце»

Учить детей передавать характерные действия персонажей сказки, следуя сюжету, передавать эмоциональное состояние героев сказки.

4 неделя

Чтение сказки «Мойдодыр» Беседа по содержанию сказки.

Мультзал: просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Развивать у детей интерес к сказкам К. И. Чуковского. Учить эмоционально воспринимать содержание произведения, понимать его нравственный смысл.

Дать детям возможность пережить сказку зрительно, почувствовать переживания героев. Беседа по содержанию.

Февраль

Русские народные сказки «У страха глаза велики», «Волк и козлята», украинская народная сказка «Колосок»

1 неделя

Чтение сказки «У страха глаза велики»

Рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию.

Знакомить детей с новой сказкой. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Учить передавать характерные действия персонажей сказки, следуя ее сюжету, эмоциональное состояние персонажей. Пословица «За глупой головой и ногам плохо».

2 неделя

Рассказывание сказки «Волк и козлята» с помощью настольного театра.

Знакомство с русской народной сказкой. Вопросы по содержанию. Развивать связную речь и память детей. Использовать настольный театр при рассказывании сказки. Дать оценку поступкам героям сказки. Пословица «Страшись волка в овечьей шкуре».

3 неделя

Мультзал: просмотр сказки «Волк и семеро козлят»

Дать детям возможность пережить сказку зрительно, почувствовать переживания героев. Беседа по содержанию сказки.

4 неделя

Чтение украинской народной сказки «Колосок» Беседа по содержанию.

Мультзал: просмотр мультфильма «Колосок».

Рассматривание колосков: ячменя, ржи, пшеницы.

Знакомить детей с новой сказкой. Беседовать по содержанию. Оценить поступки героев сказки.

Дать возможность сказку пережить зрительно, почувствовать переживания персонажей сказки. Знакомить детей с зерном, из которого мелят муку. Показать, как высыпается зерно из колоска. Рассказать о труде хлеборобов и почему к хлебу нужно относиться бережно

Март

Русские народные сказки «Бабушка, внучка да курочка», «Лисичка со с скалочкой», белорусская народная сказка «Пых»

1 неделя

Чтение сказки «Бабушка, внучка да курочка».

Рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию

Знакомить детей с новой сказкой. Беседовать по содержанию. Оценить поступки героев сказки.

Пословица «У страха глаза велики»

2 неделя

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».

Рассматривание иллюстраций.  Беседа по содержанию.

Познакомить детей с новой сказкой. Продолжать учить детей следить за развитием действий, сопереживать героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Обратить внимание детей на поведение лисички. Пословица «Доверяй, но проверяй».

3 неделя

Мультзал: просмотр мульфильма по сказке «Лисичка со скалочкой».

Дать детям возможность пережить сказку зрительно, почувствовать переживания персонажей сказки. Беседа по содержанию.

4 неделя

Чтение сказки «Пых».

Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Познакомить детей с новой белорусской народной сказкой. Продолжать учить детей следить за развитием действий, сопереживать героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Обратить внимание детей на поведение девочки. Пословица «У страха глаза велики»

Апрель

Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Крылатый, мохнатый да масленый».

1 неделя

Чтение сказки «Гуси-лебеди». Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа по содержанию.

Мульзал: просмотр сказки «Гуси-лебеди»

Познакомить детей с новой сказкой «Гуси-лебеди». Воспитывать в детях общечеловеческие ценности (доброту и отзывчивость), формировать осуждающее отношение к таким недостаткам, как равнодушие, душевная черствость, жестокость.

2 неделя

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». Рассматривание иллюстраций к сказке.  Беседа по содержанию.

Знакомить детей с новой сказкой. Беседовать по содержанию. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Оценить поступки героев сказки. Обратить внимание на то, что каждый должен отвечать за свое дело. Пословица «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет».

3 неделя

Неделя дидактических игр: «Отгадай сказку», «Из какой я сказки (на определение сказочного героя), «Один начинает – другой продолжает».

Учить детей играть, развивать память, мышление, речь. Расширить, углубить и проверить знания детей по знакомым сказкам. Развивать познавательную активность. Прививать интерес к сказкам и русскому фольклору.

4 неделя

Открытый показ НОД по сказке «Гуси- лебеди»

Воспитание моральных и нравственных качеств у детей. Формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки других. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание к взрослым. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям.

Месяц

Работа   с родителями

                     Итог

Сентябрь

Привлечь родителей к работе по этой теме.

Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка»

Информация в уголке для родителей.

Проведено анкетирование.

Октябрь

Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Оформление театрального уголка по сказкам. Приготовлены маски, сарафаны, кокошники, костюмы сказочных героев. Теневой театр «В лесу родилась елочка»

Оформлена в родительском уголке.

Ноябрь

Представление «И приходит сказка к нам»

Родителями проведено представление

«И приходит сказка к нам»

Декабрь

Пополнение книг со сказками в групповую библиотеку, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам и народов других стран.

Акция «Подари книгу!»

Пополнили книгами групповую библиотеку.

Подарили диски с мультфильмами по русским народным сказкам и народов других стран.

Январь

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и

ответственности через сказки»

Оформлена в родительском уголке.

Февраль

Конкурс рисунков среди родителей по теме «Наша любимая сказка».

Была оформлена выставка «Наша любимая сказка»

Март

Папка - передвижка

«Значение сказки во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста»

Апрель

Отчет о проделанной работе

Проведена презентация «В гостях у сказки».»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2021-2022 год.

laquo;Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей»....

план самообразования учебный 2021-2022 год

Тема: «Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников 3 - 4 лет»Актуальность темы:Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного веду...

План самообразования на 2021-2022 уч. год.

Тема самообразования: «Популяризация шахматного образования с помощью интернет-ресурсов среди участников образовательного процесса». Цель: расширение и совершенствование компьютерных ...

План самообразования на 2021-2022 г.г. по теме "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

План самообразованияВоспитателя Лукьяновой Елены Петровны на 2021 -2022 гг.Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».Цель:  освоить технологию проектн...

План самообразования на 2021-2022 учебный год

Нетрадиционное рисование в старших группах...

План самообразования на 2021-2022 учебный год "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

План самообразования на 2021-2022 уч.г.

Цель: повысить свою профессиональную квалификацию по вопросам коррекции речи дошкольников путем использования игровых технологий.Задачи:1.     Изучение современных подходов по испо...