Организация сюжетно – ролевой игры в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Организация сюжетно – ролевой игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сюжетно – ролевой игры в подготовительной группе

Цели игры. 

1.Разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной    ситуации. 

2. Приобщение дошкольников к миру профессий

Задачи игры: 

  • уточнить и обобщить знания детей о театре и театральных профессиях, прививать уважение к труду взрослых и различным профессиям, людей, занятых в театре;
  • развивать диалогическую речь;
  • учить детей распределять роли и проигрывать их до конца;
  • упражнять в умении договариваться между собой;
  • воспитывать доброжелательность и формировать положительное взаимоотношение между детьми во время игры;
  • развивать социально – коммуникативные навыки, выразительность исполнения роли, воображение и творчество.

Подготовка к игре:

Кукольный спектакль, чтение и рассматривание иллюстраций о театре, изготовление с детьми атрибутов для театра.

Игровые атрибуты:

  • афиша, портреты артистов и композиторов, иллюстрации к сказкам, иллюстрации театров г. Балаково, декорации;
  • большие таблички: «ТЮЗ», «БУФЕТ», «ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ», «КАССА»;
  • вывески: гримерная, костюмерная;
  • атрибуты для буфета - вывеска «буфет», касса, деньги, продукты (пирожные, шоколадки, соки, конфеты, фартук, пилотка, кукольная посуда (чашки, чайники, блюдца, поднос), цветы;
  • атрибуты для кассы - окошко-касса, калькулятор, театральные билеты, деньги;
  • атрибуты для контролера - стулья, номера;
  • стулья, где отмечен ряд и место;
  • бумага и цветные карандаши;
  • материал для изготовления цветов;
  • бумажные кошельки и монеты;
  • грим;
  • мобильные телефоны (игрушка), колокольчик.

Игровые роли: 

  • артисты
  • костюмер
  • гример
  • художник – оформитель
  • буфетчица
  • кассир
  • контролер

Подготовительная работа. Беседа.

Воспитатель: Ребята, как называется учреждение, где показывают разные спектакли для детей и взрослых?

Дети: Театр.

Воспитатель: А вы знаете, какие бывают театры?

Дети: Детский музыкальный театр, театр кукол, театр теней, драматический театр, оперный театр, Большой театр, театр зверей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего нужны театры?

Дети: 

  • для того, чтобы взрослым и детям, куда было сходить в свободное время и посмотреть интересные спектакли;
  • они помогают людям поднять настроение и получить много положительных эмоций;
  • увидеть и узнать, что – то новое и интересное;
  • познакомится с актерами и посмотреть на их мастерство.

Воспитатель: а кто из вас знает, что есть в театре?

Дети: зрительный зал, буфет, гардероб, сцена, кулисы.

Рассказ сопровождать показом фотографий разных видов театров.

Воспитатель: Теперь с вами поговорим о каждом из названных вами мест. Начнем с гардероба, что такое гардероб и для чего он нужен? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это место, куда в первую очередь отправляется зритель, еще есть такая поговорка «Театр начинается с вешалки».

Воспитатель: Идем дальше и приходим в буфет. Для чего он нужен? (ответы детей).

Воспитатель: Действительно он необходим для того, чтобы люди могли перекусить или съесть что-то вкусненькое, ведь иногда случается так, что некоторые зрители посещают театр после окончания рабочего дня.

Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до зрительного зала, что   интересного мы можем с вами там увидеть? (ответы детей).

Воспитатель: Действительно зрительный зал одно из самых интересных мест в театре, ведь именно там артист, находясь на сцене, как - будто общается со зрителем, передавая характер героя своей интонацией, мимикой, жестами.

Воспитатель: Вот у нас и осталось одно самое загадочное место в театре, как вы думаете, какое? (ответы детей).  Правильно, это кулисы, именно там находятся те комнаты, которые помогают человеку перевоплотиться в необходимого персонажа.

Воспитатель: 

  • А знаете ли вы люди, каких профессий работают в театре? (ответы детей).
  • Что делают артисты до спектакля? (ответы детей: распределяют роли, репетируют).
  • Что делают костюмеры, как называется комната, в которой они работают? (ответы детей: костюмерная, подбирают соответствующие костюмы для ролей, маски, парики и все необходимые атрибуты, шьют костюмы и гладят.
  • Что делаю гримеры, как называется комната, в которой они работают?  (ответы детей: гримёрная, с помощью грима и маленьких дополнений помогают артисту стать более схожим со своим персонажем).
  • Что делают художники - оформители? (ответы детей: готовят декорации, рисуют эскизы билетов.
  • Что делает буфетчица? (ответы детей: оформляют витрину, закупают товар – продукты, ставит на стол пирожные в тарелочках, наливает чай, продает шоколад, воду. Говорит: «Приятного аппетита»).
  • Скажите, какие обязанности выполняет контролер? (ответы детей: расставляет стулья в ряды, вешает на них номера, проверяет билеты у зрителей, помогает найти им свое место. Говорит: «Приятного просмотра». «Сохраняйте билеты до конца спектакля».
  • А надо ли готовиться к посещению театра зрителям? (ответы детей: приобрести билет, подготовить наряд, купить цветы, чтобы преподнести их артистам).
  • А без кого не может быть театр и почему? (ответы детей: без артистов, потому что они показывают спектакль).
  • А, как артисты передают свою роль, чтобы нам понятно было? (ответы детей: с помощью мимики, жестов и голоса).

Воспитатель: Ребята, театр — это культурное учреждение и вести себя там нужно культурно. Давайте вспомним правила поведения в театре?

Дети:

  • на спектакль нужно приходит вовремя, нельзя опаздывать;
  • нельзя шуметь, стучать, разговаривать, кричать, портить мебель и мусорить;
  • нельзя приносить с собой еду и есть во время спектакля – это отвлекает актеров;
  • после окончания спектакля надо поблагодарить артистов за представление аплодисментами или подарить им цветы.

Ход игры

Вхождение в игру

Утром появляется объявление «Внимание, внимание! Сегодня вечером состоится спектакль «Заюшкина избушка».  Режиссер Асия Ришатовна (Надежда Петровна) набирает артистов, костюмеров, художников- оформителей, гримеров, работников кафе, кассиров.

Воспитатель: Ребята, что вы увидели сегодня необычное, когда зашли в группу?

Дети: Афишу!

Воспитатель: Кто сможет прочитать, что на ней написано?

Дети читают афишу.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна афиша?

Дети: Для того, чтобы мы знали, где будет спектакль и какой спектакль, и на него чтобы вовремя пришли!

Воспитатель: «А как называется, то учреждение, где идут спектакли?»

Дети: «Театр».

Воспитатель: А вы хотите поиграть в театр»?»

Дети: «Хотим!»

Воспитатель: Для того, чтобы начать играть, что мы должны сделать?

Дети: Мы должны распределить роли!

Распределение ролей:

Воспитатель заранее готовить карточки - картинки с изображением работников театра и зрителей, раскладывает и на столе и предоставляет возможность ребёнку самостоятельно выбрать себе роль.

Воспитатель перечисляет детей, которые будут заняты в спектакле.  

Дальше дети начинают действовать в соответствии с выбранной ролью.

Воспитатель: А мы с вами будем зрителями. Что мы будем делать в игре?

Дети: Покупать билеты, занимать свои места, делать покупки в буфете, хлопать в ладоши, дарить цветы артистам.

Воспитатель: Давайте приведем себя в порядок, поправим прически и пойдем в театр.

Дети берут цветы.

Воспитатель: Пока артисты готовятся. Зрители могут посетить буфет попить чаю, купить билеты и занять свои места.

Воспитатель переходит от одной группы детей к другой.

  • Буфетчица – воспитатель интересуется, какие продукты продаются в кафе, на чем будет разложен товар, как покупатели узнают цену, куда продавец положит деньги, полученные за покупку.
  • Гардеробщик – воспитатель интересуется, чем занят, что о делает.
  • Художники – воспитатель спрашивает, как оформить ширмы – домики, чтобы было видно, где чей дом (ткани), какие можно добавить декорации для большей схожести с лесом(деревья), предлагает создать эскиз билетов.
  • Костюмеры и гримеры – воспитатель включается в случае необходимости.
  • Репетиция – интересуется, какое настроение у зайца в начале сказки, как это показать голосом? Как говорит лиса, меняется ли интонация голоса у лисы в начале сказки и потом. Какие слова произносят слова все, кто встречает зайца? Отличаются ли голоса собаки, медведя и петуха?

Игровые действия:

  • Пока артисты надевают костюмы, им помогают костюмеры.
  • Художники оформляют сцену.
  • Билетер продает билеты, проверяет билеты, объясняет куда идти и предлагает приобрести программку (сделаны из эскизов), приглашает в буфет предупреждая, что вход в зрительный зал после третьего звонка запрещен.
  • Зрители покупают билеты и выбирают атрибуты праздничной одежды, смотрят спектакль, до спектакля и во время антракта идут в буфет, рассматривают картины, портреты актёров в холе театра, в конце аплодируют и дарят цветы.

  • Дети –зрители проходят в «зал», дают билеты контролеру, другой контролер провожает зрителей. Зрители занимают места в зале.

  • звучит первый звонок: дети начинают занимать свои места;
  • звучит второй – к ним присоединяется контролер и буфетчица;
  • звучит третий – представление начинается

Голос диктора: Уважаемые зрители перед началом спектакля выключите свой мобильный телефон. Желаем вам приятного просмотра!

Во время игры воспитатель обращает внимание, как строятся диалоги (развернутые, вежливые формы, умение дослушать речь партнера до конца).

Если есть незадействованные дети, подбираются дополнительные роли: таксист, оператор телевидения или корреспондент, который берет интервью у артистов и зрителей.

Рефлексия

Оператор телевидения или корреспондент: 

  • Понравилась ли вам роль, которую вы выбрали?
  • Как вы думаете, удалось ли вам передать характер вашего персонажа?
  • Какую роль вы хотели бы сыграть в другой раз.
  • Понравился ли вам спектакль?
  • Кто из героев понравился больше всего?

Зрители: 

  • Мне спектакль очень понравился, все персонажи были очень яркими и запоминающимися.
  • Каждый герой знал свои слова и действовал в соответствии с текстом.
  • Все работники театра достойно выполняли свои обязанности.
  • Я хотела бы еще раз прийти в театр. Спасибо всем!

Артисты:

Зрители очень вежливы и воспитаны, не разговаривали во время представления, в буфете говорили волшебные слова (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания).

СПЕКТАКЛЬ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

Ведущая:

Здравствуйте! В нашем театре представленье

И взрослым, и детям на удивленье;

Еще одно мгновение - поднимется кулиса-

Игру начнут ребята, актеры и актрисы!

Ведущий: Дорогие гости! Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка». Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная. Пришла весна-краса. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу

Лиса: Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький! 

Заяц: Заходи, Лисонька.
Ведущий: Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.
Лиса: Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было! 

Ведущий: Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо собака.                     Собака: Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь? 

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Собака: Не плачь, Заяц. Я ее выгоню! 

Ведущий: Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.
Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав! 

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий: Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк.

Волк: О чем, Заяц, плачешь? 

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла - она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Волк: Не плачь, Заинька. Я ее выгоню! 

Заяц: Нет, не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь.
Волк: Нет, выгоню! 

Ведущий: Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису.
Волк: Поди, Лиса, вон! 

Ведущий: А Лиса Волка ничуть испугалась.
Лиса: Как выскочу, как е прыгну, пойдут клочки по закоулочкам
Ведущий: Испугался Волк и. убежал. Идет мимо Зайца Медведь.
Медведь: О чем, Заяц плачешь? 

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Медведь: Не плачь, Зайчик, я ее выгоню! 

Заяц: Нет, Медведь, не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, Волк гнал – не выгнал, и ты, Медведь, не выгонишь.
Медведь: Нет, выгоню! 

Ведущий: Подошел Медведь к избушке и стал гнать Лису.

Медведь: Поди вон, Лиса! Немедленно! 

Ведущий: А Лиса не испугалась.
Лиса: Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Ведущий: Испугался Медведь и убежал. Идет мимо Зайца Петух.

АНТРАКТ

Петух: Ку-ка-ре-ку! чем, Зайка, плачешь? 

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Петух: Я ее сейчас выгоню! 

Заяц: Нет. Не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, Волк гнал - не выгнал. Медведь гнал - не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь.
Петух: Нет, я выгоню! Я - храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку! 

Ведущий: Подошел Петух к избе и стал гнать Лису.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон.
Лиса: Шубу надеваю...
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса
Ведущий: Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!!

ЛИТЕРАТУРА

1. Сюжетно – ролевая сказка «Театр. Заюшкина избушка»,

А.Р. Аитова, Н.П. Козлова, Л.А. Чикунова, группа «Капитошки», 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе...

Интегрированное занятие (развитие речи, сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Интегрированное занятие (развитие речи, сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детс...

Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе « Фотостудия».

Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе ...

«Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе».

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры. Как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?Как правило, воспитатели...