«Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе».
консультация (подготовительная группа)

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры. Как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?

Как правило, воспитатели старших групп обеспокоены главным образом обогащением тематического содержания игры и внедрением ее

« коллективной» формы. На деле это часто сводится к разучиванию с детьми готовых сюжетов, отражающих сферы жизни, с которыми знакомят по «Программе» (почта, стройка, ферма). По сравнению с предыдущим возрастным этапом изменяются лишь сюжетные темы, и наращивается количество участников, за которыми на все время игры закрепляются роли .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzhetno.odt17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе».

Подготовила воспитатель:

 Мачулина Т. Е.

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной  игры. Как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?

Как правило, воспитатели  старших групп обеспокоены главным образом обогащением тематического содержания игры и внедрением ее « коллективной» формы. На деле это часто сводится к разучиванию с детьми готовых сюжетов, отражающих сферы жизни, с которыми знакомят по «Программе» (почта, стройка, ферма). По сравнению с предыдущим возрастным этапом изменяются лишь сюжетные темы, и наращивается количество участников, за которыми на все время игры закрепляются роли .

Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую степень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников – фантазирование.

Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни, событиям, о которых они узнают из наблюдений, книг, мультфильмов, участниками которых хотели быть. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками.

В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше  события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Общий сюжет складывается из предложенных участников уже в процессе самой игры. Согласовывать замыслы в процессе  игры в группе, включающей более четырех человек, - непосильная задача даже для старших дошкольников.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры -     совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей? Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.

Игра  – придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий; причем придумывание, развертывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями, открывается для них как бы в «чистом» виде.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения –  «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения – «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя общую смысловую канву событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей или изменять сами персонажи, выполняющие в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка.

Возьмем, к примеру, сказку «Иван-царевич и Серый волк». Какие здесь возможны преобразования? В первом событии сказки Царь хочет получить Жар- птицу и отправляет за ней Ивана – царевича. Заменим Жар – птицу другой труднодостижимой для Царя диковиной – к примеру, новогодней елкой. Во втором событии герой может встретить вместо Серого волка другого обладателя волшебного средства (Бабу – ягу, Фею, старичка – лесовичка)  и получить волшебный клубочек, ковер – самолет, сапоги – скороходы и т.д.

При преобразованиях сказки можно использовать весь арсенал известных детям персонажей и коллизий – сначала из других сказок, а затем и из реалистических историй кинофильмов.

Разумеется приведенная общая схема волшебных сказок нужна воспитателю, чтобы развертывать игру придумывание, знать, как можно «расшатывать» знакомый сюжет, а не детям. Ни в коем случае нельзя специально объяснять им схему сюжета и требовать придумывания «по схеме». В таком случае игра превратится в учебную задачу и потеряет свою привлекательность как свободная и необязательная деятельность, как импровизация – сотворчество.

Как начинать игру – придумывание с детьми? Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку. Воспитатель обращается к двум детям: «Маша, Вася, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого волка? Что- то я немного забыла. Давайте вместе вспомним. Будем по кусочку вспоминать – кусочек расскажет Маша – потом Вася, потом – я, а дальше опять Маша». Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя. Воспитателю нужно «заготовить» для себя несколько вариантов начала новой сказки (чтобы не растеряться, если один из них будет, отвергнут детьми). Однако следует понимать, что в ходе игры дети будут вносить свои предложения, развертывать сюжет по-своему, не так как намеревался делать это взрослый. Придуманная вместе сказка всегда будет отличаться от замысла каждого из партнеров.

В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы. Например: «Ивану-царевичу захотелось учиться в школе и он отправился ее искать»; « У Емели была сестра, и родители попросили его отвезти девочку на санках в детский сад». Чем неожиданнее будут предложения воспитателя и детей, тем интереснее игра-придумывание.

Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10-15 минут. Расположиться для нее нужно в спокойном месте. Кружочком. Чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей. Привлекательность игры – придумывания для детей, появление радости сотворчества во многом зависит от эмоционального поведения взросло его увлеченности, способности к импровизации.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разноконтекстные роли ( например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Баба-яга и продавец). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей.

Необходимость в объединении разноконтекстных ролей возникает у детей очень часто в игре со сверстниками, когда играть хочется вместе. А роли, привлекающие каждого из партнеров, - совсем разные . Полученный в игре со взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разноконтекстные роли, помогает детям успешнее развертывать самостоятельную совместную игру.

В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а «настоящие истории». Выбирая вместе с детьми содержание для таких историй, педагог прежде всего опирается на детские интересы. Но одновременно стимулирует участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй можно осуществлять уже в численно больших группах (до 4-5 человек). Воспитатель обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь) или предложив его сам, занимает в дальнейшем позицию, скорее, наблюдателя, нежели активного участника игры. На этом этапе не так важен контроль за соблюдением очередности рассказчиков: каждый из детей готов уступить свой очередной «ход», если у партнеров появляются интересные предложения. Основой для истории может послужить и прочитанный накануне  рассказ («Давайте придумаем новые приключения этого мальчика…»), и реальное наблюдение.

Таким образом, возникновение и развитие содержания сюжетно-ролевых игр находится в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей общественной жизни и труде взрослых, формирования у них положительного эмоционального отношения к созидательной деятельности  от уровня сформированности отношений между детьми.
Уровень развития игровой деятельности детей дошкольного возраста определяется структурой педагогического процесса в детском саду в целом, наличием взаимосвязей между отдельными видами деятельности: обучением, игрой и трудом. Такой комплексный подход к организации учебно-воспитательной работы в детском саду создает условия для широкого использования творческой сюжетно-ролевой игры как важнейшего средства  воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сюжетно-ролевых игр во 2 мл.группе.

На основе изучения психолого-педагогической работы, основываясь на личный опыт. я решила создать презентацию в помощь коллегам по теме "Как правильно проводить сюжетно-ролевые игры во 2 мл.группе."...

Организация сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе

Перечень сюжетно- ролевых игр по программе " От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой...

Проект. Тема: "Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе"

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего шко...

Рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе

Рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе...

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей подготовительной группы

Данное пособие будет полезно воспитателям детских садов...

Отчет о проведении сюжетно-ролевых игр с детьми подготовительной группы

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игры вподготовительной к школе группе....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....