Перспективный план по развитию познавательных способностей детей раннего возраста в предметной деятельности
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Светлана Вячеславовна Вяльчинова

Перспективный план по развитию познавательных познавательных способностей детей раннего возраста в предметной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию познавательных способностей детей раннего возраста в предметной деятельности

Перспективный план по развитию познавательных способностей детей раннего возраста в предметной деятельности

Месяц

Неделя, указание на время в режиме дня

Навыки кормления

Навыки одевания и раздевания

Культурно – гигиенические навыки

Навыки пользования горшком

Сентябрь

1 неделя,

Воспитатель после мытья рук, показывает  детям  своё местом за столом. Помогает ребенку взять стул и сесть за стол.  Показывает  каждому ребенку свою ложку  и объясняет, что кушать нужно только своей ложкой. Воспитатель показывает как нужно Брать ложку в удобную руку, держать тремя пальчиками, подносить ко рту боковой частью.

Воспитатель просит детей выйти в раздевалку  и показать свой шкафчик и назвать, что нарисовано на их картинке, где вы раздеваетесь и складываете одежду.

Уточняет, что лежит в шкафчике.

Объясняет детям, в какой последовательности нужно надевать  одежду и обувь на прогулку и снимать её после прогулки и аккуратно складывать в шкаф и ставить  обувь на полку.

Воспитатель приглашает детей в умывальную комнату помыть руки перед едой. Рассказывает потешку «Лейся,  водица, мы пришли умыта! Капнем мыла на ладошку мы совсем, совсем немножко!»

Воспитатель сам показывает, как мыть руки и   дети повторяют за ним:  заворачивают рукава, смачивают водой,  намыливать руки до образования пены, моют лицо, тщательно смывают водой,, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешают его на место.

Воспитатель показывает детям полочку с горшками, проговаривает, что в них детки будут ходить в туалет. Что у каждого ребенка есть свой горшок, указывает на картинку на полочке и называет имя ребенка. Что нужно вовремя проситься на горшок, чтобы не описаться. Просит детей взять горшочек, снять трусики и посидеть на нем. Встать одеть трусы и поставить горшок на свое место и вымыть руки.

2 неделя

Воспитатель вносит в группу  куклу  Таню и просит детей показать  их места за столом. Дети вместе с воспитателем указывают на место, где они сидят, несут стулья и ставят за стол.  Если дети затрудняются,  воспитатель  помогает  детям найти свое место  и сесть за стол кушать, напоминает, что  нужно  есть только своей ложкой. Брать ложку в удобную руку, держать тремя пальчиками, подносить ко рту боковой частью и брать пищу губами не всасывая в себя.

Воспитатель рассказывает потешку

«Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться

Дверцу шкафа открывай,

По порядку доставай!»

просит детей показать зайке последовательность одевания на прогулку .Воспитатель  проговаривает действия и помогает детям которые затрудняются.

Чтение рассказа М.Зощенко «Глупая история»

Воспитатель вносит в  группу лягушонка.

Он хочет посмотреть, как  дети моют ручки. Дети самостоятельно засучивают рукава,  мочат руки водой, намыливают ручки мылом до образования пены и смывают водой, вытирают своим полотенцем. Все действия детей воспитатель проговаривает и помогает детям, которые не справляются. Лягушонок  хвалит детей.

Воспитатель вносит в группу куклу Катю и просит детей показать кукле свой горшок. Воспитатель просит детей, сообщать о своем желании сходить на горшок.  Кукла смотрит,  как дети умеют находить свой горшок, снимать трусы и  садиться на него,  после чего надевать трусы. Воспитатель проговаривает все действия детей. Прежде чем сесть на горшок, нужно снять трусики и шорты (колготки) . Помогает тем детям, которые затрудняются. Напоминает, что после туалета нужно мыть руки. Кукла хвалит детей.

3 неделя

Сюжетно – отобразительная игра «Угостим куклу Машу чаем»

Дети самостоятельно готовят чайную посуду и угощения. Приглашают куклу помыть руки и сесть пить чай.

Учат правильно держать ложку и чашку. Благодарить после угощения.

Сюжетно – отобразительная игра «Научим Куклу Катю раздеваться после прогулки». Дети самостоятельно раздевают куклу, складывают вещи в шкаф воспитатель проговаривает их  действия. Для того чтобы дети запомнили последовательность раздевания куклы. Воспитатель учит аккуратно складывать вещи в шкаф.

Сюжетно-отобразительная игра «Помоем ручки кукле Маше»,

 Закреплять алгоритм умывания, способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению гигиенических процедур. Оборудование: кран с водой,  предметы – заменители: мыло-киндер-сюрприз, полотенце – тряпочка.

Сюжетно-отобразительная игра.

«Собираемся на прогулку с куклой Катей»

Воспитатель предлагает детям взять с собой на прогулку куклу Катю. И спрашивает у детей, что  нужно сделать,  что бы кукла ни описалась на прогулке.  Детям проделать эту процедуру с куклой. Воспитатель предлагает  детям взять горшок из игрового уголка. Воспитатель наблюдает за действиями детей. Проговаривая их правильные действия. Кукла очень рада, что дети берут её с собой на прогулку.

4 неделя

Предложу детям игру «Что сначала, что потом»

В процессе игры воспитатель учит называть действия, которые нарисованные на картинке. Закреплять последовательность приема пищи в обед. Раскладывать картинки с помощью воспитателя.

Дидактическая игра «Оденем куклу после сна»

Воспитатель будит куклу Катю и просит детей помочь кукле одеться. Воспитатель вместе с детьми, одевает кукле колготки, платье и туфли. Воспитатель предлагает игру «Что сначала, что потом?» дети раскладывают картинки в определенной последовательности.

Кукла благодарит детей за помощь

Игровая ситуация «Умоем куклу Катю» Воспитатель вносит куклу Катю, у которой руки и лицо грязные. Спрашивает, как помочь кукле Кате..Формировать умение у детей решать проблему, Сочувствовать кукле попавшей в сложную ситуацию.

 Предлагает умыть куклу. Достает  таз с водой,  мыло и полотенце. Предлагает детям засучить кукле рукава, затем намылить ей руки и лицо. Проговаривает потешку «Надо руки чисто мыть..» Предлагает полотенцем вытереть лицо и руки проговаривает потешку «Теперь нос чистый». Кукла благодарит детей.

Дидактическая игра «Посади куклу Дашу на горшок».

Стук в дверь, воспитатель заносит в группу куклу Дашу. Она шепчет на ухо, что хочет в туалет. Очень долго добиралась до нас.

Воспитатель предлагает детям посадит её на горшок. Спрашивая, что нужно сначала сделать? Снять трусики, что бы их не обвисать. Дети выполняют все действия под руководством  воспитателя. Воспитатель проговаривает действия вслух.

Кукла Даша благодарит детишек, за их помощь

Апрель

1 неделя,

Дети по просьбе воспитателя, садятся за стол для приема пищи. самостоятельно находят свое место за столом и берут ложку около своей тарелки.

Воспитатель поправляет если кто сел не на свое место.

Напоминает детям, как правильно нужно держать ложку и хлеб. (в какой руке.)

 Напоминает о том, что разговаривать во время еды нельзя. Напоминает, что напиток пьём в последнюю очередь.

 Загалки про одежду.

В процессе игры воспитатель закрепляет название одежды и его частей.

Воспитатель вносит( алгоритм –картинку)показывает детям и просит рассказать порядок  одевания и раздевания на прогулку. Воспитатель при раздевании    учит детей, как снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках). Благодарить за помощь.

 Воспитатель предлагает поиграть в игру «Умывалочка»

Формировать умение у  детей умываться.. Воспитатель приводит детей (после сна) в умывальную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает детям умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Воспитатель произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку – посмелей, Будем умываться  по правилам (смотрим на плакат) веселей! В конце умывания воспитатель учит малышей вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какие  чистые дети, посмотрите на себя в зеркало!»

Дети по просьбе воспитателя посещают туалет перед прогулкой.

Самостоятельно пользуются горшком и моют руки.

При необходимости сами посещают туалет и пользуются горшком.

2 неделя

 Дидактическое упражнение «Расскажем, как надо правильно кушать».

Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами одеваться после сна»,  Воспитатель закрепляет последовательность и способы рационального выполнения действий одевания. Дети показывают Петрушке, как умеют одеваться.

 Петрушка хвалит детей, кто самостоятельно оделся.

Д/игра «Одежда весной»

Формировать умение у детей анализировать и сравнивать зимнюю и весеннюю одежду.

Чтение потешки во время мытья рук: «Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Всем деткам улыбаемся! Руки с мылом мы помыли. А вытереть их не забыли?» - Чем будем вытирать ручки? (Пушистым, мягким полотенцем). Чтение потешки во время вытирания рук: « Раз, два, три, четыре, пять! Ручки будем вытирать. Станут пальчики сухими - Вот такими, вот такими!» - Молодцы, ребятки! Ручки ваши чистые – Значит все в порядке! Умылись мы быстро, Вытерлись чисто Мы теперь опрятны, аккуратны Всем смотреть на нас приятно Улыбнитесь друг другу!» - Ребята, а когда нужно мыть руки? (Каждый раз перед едой, после туалета, прогулки, сна)

 Воспитатель просит детей, сообщать о своем желании сходить на горшок. Проговаривает алгоритм действий с детьми.

Учит находить свой горшок на полочке по картине или по цвету. Пользоваться только своим горшком.

3 неделя

Сюжетно-отобразительная игра. «Приготовим кашу для мишке» Воспитатель достает из красивой коробки новый столовый сервиз (кастрюля с крышкой, половник, тарелки), набор гречневой крупы, соль и воду.. Предлагает детям приготовить завтрак  для мамы,  проговаривая действия приготовления.

Дети самостоятельно  наливают в кастрюлю воду, кладут в воду крупу, солят,   кастрюлю  закрывают крышкой, помешивают ложкой кашу. Затем открывают и накладывают в тарелки, предлагая попробовать.

Закреплять умение правильно держать ложку в руке, кушать аккуратно, бесшумно. Сидеть с прямой спиной, пользоваться салфеткой

Воспитатель поощряет  детей, называя их имена и действия.

Сюжетно –отобразительная игра «Как мы помогли кукле Кате собраться в гости к мишке».

Предложить девочкам набор одежды для кукол. Дети выбирают наряд для куклы. Закрепляют знания об одежде и навыки одевания, быть опрятными и одеваться со вкусом.

Сюжетно –отобразительная игра «Купание малышки Аленушку»: формировать у детей умение осуществлять цепочку игровых действий, объединенных одним сюжетом. С применением предметов – заместителей..Воспитатель ставит ванну с теплой водой.

Дети определяют, какая вода.

Воспитатель рассказывает потешку «Водичка, водичка» вместе с детьми.

Дети самостоятельно моют мочалкой – тряпочкой куклу называют части тела: голову, спинку, животик, ручки , ножки называя их. Воспитатель приговаривает слова из стихотворения

 Е. Благининой «Аленушка».

Дети ополаскивают куклу и вытирают полотенце, одевают ее.. Воспитатель благодарит детей.

Мальчики помогают воспитателю сложить полотенце, убрать оборудование.

 Сюжетно – отобразительная игра «Кукла Катя проснулась и хочет в туалет». Воспитатель предлагает детям разбудить куклу и посадить ее на горшочек, чтобы она не описалась. Воспитатель проговаривает действия вслух, направляет их последовательность. Дети самостоятельно проделывают все действия (снимают трусы, сажают на горшок, надевают трусы,  убирают горшок на место.)

4 неделя

Игровая ситуация «Научим Мишку пользоваться салфеткой», формировать навык пользования салфеткой во время приема пищи.

Дидактическая игра «Что вначале, что потом». Использовать фотографии детей. Закреплять правила  еды:

Мыть руки перед едой,

Садиться на свое место, есть своей ложкой, принимать пищу по порядку первое, второе и третье.

Есть бесшумно и аккуратно. Пользоваться салфеткой.

 Не забывать благодарить после еды.

Беседа о полезной еде.

Воспитатель отмечает детей, которые хорошо знает правила.

Дидактическая  игра «Покажи, на что это одевают?» Воспитатель показывает предмет гардероба, спрашивая у детей, что это и на что нужно одеть. Дети говорят или показываю, на какую часть тела это нужно одеть.

Игра «Разложи по порядку»  

Закреплять  с детьми алгоритм - раздевания перед сном и воспитывать желание аккуратно вешать вещи на стул. (предметные картинки)

 

 В гости приходит Незнайка. Воспитатель вносит игру: «Найди нужные предметы» - Ребятки, найдите предметы, необходимые для мытья рук. Детям предлагаются на выбор следующие картинки: ситечко, лопатка, лейка, ведерко с водой, полотенце, мыло. - Оказывается, Незнайка еще не научился сам мыть руки, предлагаю его научить. - Ребята, если мы забыли, как мыть руки, куда мы смотрим? (алгоритм-картинка). Д/упр. «Что сначала, что потом?»

Дидактическая 

игра «Горшок для куклы»

Воспитатель заносит группу игрушечный

 Музыкальный

горшок. Спрашивая у детей что это?

И просит детей показать, что с ним нужно делать. Дети сажают на него кукол. После того как кукла пописает, звучит веселая мелодия, потом

ей моют руки. Воспитатель поправляет, что нужно снимать трусики, если дети забывают. Хвалит за правильное выполнение действий.  Игра «Что вначале, что потом» используют сюжетные картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в различных видах деятельности

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным воз...

"Развитие познавательных способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности»

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается п...

План по самообразованию на 2022-2027 гг. по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.»

Актуальность: в современном обществе особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проекта в современной педагогике используется как компонент системы продуктивного об...

План работы по самообразованию на тему «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Актуальность темы: Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой,...

«Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в разных видах деятельности»

Данное выступление предназначено для воспитателей, работающих с детьми в условиях ДОУ....