ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Кириллова Елена Викторовна

В статье рассматриваются задачи, стоящие перед дошкольными организациями по формированию финансовой грамотности.  Представлены основные методические разработки для старших дошкольников по финансовой грамотности. Определена роль развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_finansovaya_gramotnost_starshih_doshkolnikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются задачи, стоящие перед дошкольными организациями по формированию финансовой грамотности.  Представлены основные методические разработки для старших дошкольников по финансовой грамотности. Определена роль развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: финансовая грамотность дошкольников, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, развивающая предметно-пространственная среда.

В условиях насыщения рынка игровой продукцией, продуктами питания и другими вещами дети уже в дошкольном возрасте знакомятся с магазинами и понимают, что за покупки нужно платить денежные средства. Поэтому на современном экономико-социальном этапе развития общества становиться актуальным начинать формировать у населения финансовую грамотность в дошкольных образовательных организациях.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем[1, c.41].

В своей педагогической деятельности дошкольные образовательные учреждения осуществляют следующие задачи по формированию финансовой грамотности старших дошкольников:

- помочь детям войти в социальную жизнь;

- понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей);

- воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.

Серьезное внимание к формированию финансовой грамотности было уделено в Программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Над данной программой работали Банк России и Министерство образования и науки России.  Кроме того, стало наблюдаться увеличение методических рекомендаций. Но этого все равно недостаточно, и воспитателю кроме уже готовых трудов нужно дорабатывать и актуализировать предлагаемые методики.

Важную роль в формировании финансовой грамотности старших дошкольников занимает развивающая предметно-пространственная среда в виде игровой экономической зоны.

Формирование игровой экономической зоны в детском саду позволяет детям проявить свою самостоятельность, развивает познавательные способности, формирует базу для адаптации личности ребенка к существующим в обществе финансово-экономическим отношениям. Особенно важным является то, что зона позволяет приобщить родителей к финансовому воспитанию детей.

Наиболее оптимальным является создание вариативной модели развивающей среды, которая может позволить сочетать финансовую деятельность с математической, конструкторской, изобразительной, и другими видами деятельности, а, следовательно, делать познавательную деятельность разнообразной и интересной.

Нами был разработан проект по созданию развивающей среды по экономическому воспитанию дошкольников. В рамках проекта совместно с родителями были созданы лэпбуки, различные пособия, рабочие тетради.

Так, были разработаны сюжетно-ролевые игры с финансовой составляющей «Ресторан», «Салон красоты», «Магазин продуктов», «Сбербанк». Сюжетно-ролевые игры наиболее интересны детям, так как позволяют погружаться в ситуации и практически ее отрабатывать.

Для более глубокого и полного формирования финансовой грамотности старших дошкольников были подготовлены дидактические игры: «Откуда приходят деньги», «Потребности и желания человека», «Доходы и расходы», «Что можно, и что нельзя купить за деньги».  Дидактические игры призваны выполнять следующие задачи:

- формирование понимания дошкольником того, что для получение желаемого возможно при приложении усилий;

-  формирования причинно-следственной связи «мысль-действие-результат»;

- формирование связи между финансовыми и нравственными понятиями.

Дидактическая игра, особенно разработанная с помощью интерактивных технологий, совмещают в себе развивающую, образовательную и воспитывающую функции. Использование интерактивных игр делает процесс обучения более интересным, занимательным и даже захватывающим.  Это обусловило разработку в рамках проекта следующих компьютерных игр: «Какой бывает доход?»,  «МЕМО», «Что можно купить, а что нет?».

Была разработана и опробована дидактическая игра «Школа банкира». «Школа банкира» направлена на закрепление финансовых понятий, отработку навыков совместной деятельности, развитие интереса к изучению вопросов финансовой грамотности; развитие способности принимать обоснованные решения и совершать эффективные и рациональные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Формирования финансовой грамотности у дошкольников с применением интерактивных игр совместно с традиционными методами, делают процесс обучения захватывающим, усиливающим уровень восприятия представленной информации.

Список литературы

  1. Аитбаева З.Р. Использование интерактивных игр по финансовой грамотности / З.Р.Аитбаева, Г. З. Сынбулатова // Приоритеты развития российского образования в системе обеспечения национальной безопасности: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Уфа, 12 мая 2021 г.) - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2021. –41-42.
  2. Панова Н.А. Картотека сказок по финансовой грамотности для детей 5-7 лет/ Н.А. Панова - Мегион, 2018 год.-44 с.  
  3. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fincult.info/prepodavanie/ base/metodicheskie-materialy/8461/ (дата обращения: 19.11.2021).
  4. Шатова А. Д. Тропинка в экономику: программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5—7 лет/ А. Д. Шатова— М: «Вентана-Граф», 2015. – 35 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников

некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...

Формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников

некоторые формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников...

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...