Выступления для педагогов на тему музыкотерапия 27.10.22
учебно-методический материал

выступление для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_tekst_vystuplenie.docx32.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

27.10.22

Музыкотерапия – это один из разделов арт-терапии (лечение искусством), который включает в себя определенным образом организованные коррекционные занятия по пению, игре на музыкальных инструментах, прослушиванию музыкальных композиций.

О целительном действии музыки упоминали Пифагор и Аристотель, поэтому можно утверждать, что история музыкотерапии началась несколько столетий назад. Но первые серьезные упоминания о методе относятся лишь к 19-му веку, когда французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль стал внедрять в лечебные программы в психиатрических больницах музыкальные прослушивания.

Современные психотерапевты используют методику для лечения депрессий, невротических состояний, психозов, соматических проявлений, нарушений сна. Медики тоже активно обращаются к музыке, например, в работе с пациентами, страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями ЖКТ или легочной системы.

В отличие от других коррекционных тактик, музыкотерапия может применяться в качестве самолечения, поскольку практически не имеет противопоказаний (исключениями являются тяжелый послеоперационный период, склонность к эпилептическим припадкам, аневризма, неадекватная реакция пациента на происходящее).

Главная цель музыкальной терапии – нормализовать эмоциональное состояние. Музыка способствует:

  • психологической разрядке;
  • улучшению навыков саморегуляции;
  • позитивному расположению духа;
  • уменьшению тревоги и страхов;
  • стабилизации душевного равновесия;
  • развитию стрессоустойчивости;
  • физическому оздоровлению;
  • повышению творческого потенциала;
  • созданию условий для личностного роста.

Конечно, коррекционные музыкальные занятия не могут полноценно заменить медицинское лечение, но способны снять болевые ощущения.

Музыка чаще всего используется психотерапевтами в работе с клиентами, которые:

  • часто испытывают хронические болевые ощущения;
  • страдают нарушениями нервной, пищеварительной, дыхательной или сердечно-сосудистой систем;
  • плохо спят;
  • регулярно испытывают страх или повышенную тревожность;
  • имеют диагноз аутизм, психопатия, синдром Альцгеймера, задержка психического развития;
  • испытывают сильное психологическое или физическое переутомление, часто работают сверхурочно, не соблюдают распорядок дня, не умеют корректно распределить время на труд и отдых;
  • имеют отклонения сексуального характера;
  • страдают тяжелой формой депрессии;
  • склонны к суициду;
  • заикаются или имеют нарушения развития речи;
  • испытывают трудности в адаптации и общении.

Музыкальная терапия показана и здоровым людям, поскольку помогает успокоиться в сложной ситуации, значительно улучшает внимание, память, концентрацию, мышление, развивает воображение и фантазию.

Безвредность и простота метода позволяют терапевту работать с маленькими пациентами всех возрастов. Дети занимаются музыкотерапией для:

  • личностного развития;
  • успешной адаптации;
  • повышения коммуникабельности и социальной активности;
  • снятия нервного напряжения;
  • формирования музыкального вкуса.

На занятиях детям предлагается сочетать музыку с ритмичными движениями, произведения должны быть небольшими и разнообразными, а сами занятия проводиться в игровой форме. Со средними и старшими школьниками специалист обсуждает музыкальные композиции после прослушивания.

Родителям рекомендуется тоже поучаствовать в процессе и организовать дополнительные занятия с малышами дома:

  1. включать фоном классическую музыку (например, когда ребенок занят игрой, лепкой или рисованием);
  2. петь на ночь колыбельные песни (чтобы малыш успокоился перед сном);
  3. прослушивать вместе аудиозаписи со звуками природы (это помогает расслабиться и развить воображение).

Взрослым людям музыкальные занятия помогут:

  • справиться с затяжной депрессией;
  • избавиться от панических атак и высокого уровня тревожности;
  • закрепить эффект от медикаментозного лечения;
  • расслабиться после тяжелого трудового дня или утомительных занятий спортом;
  • развить креативность и таланты;
  • выйти из состояния творческого или профессионального кризиса;
  • поднять самооценку;
  • научиться выражать свою индивидуальность.

С возрастом психика становится более чувствительной, давние психотравмы активно заявляют о себе. Кроме того, преклонный возраст – это перемена мировоззрения, смещение приоритетов и целей, потеря сверстников, уход на пенсию, непривычный жизненный уклад. В этот непростой период пожилым людям особенно важно поддерживать свое эмоциональное здоровье, чтобы вновь обрести гармонию с собой и окружающим миром.

Лечение мелодиями поможет людям преклонного возраста:

  • улучшить память;
  • повысить настроение;
  • нормализовать давление;
  • активно контактировать с окружающими и миром;
  • перестать паниковать из-за уходящей жизни, научиться наслаждаться настоящим;
  • адаптироваться к незнакомым социальным условиям;
  • успокоиться;
  • улучшить мозговую деятельность;
  • реабилитировать психологические функции после инсульта, серьезных заболеваний или травм;
  • избежать старческой деменции.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология ДОУ

Цель: повышение профессиональных компетенции педагогов дошкольного образования в вопросе использования здоровьесберегающих технологий – музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Информировать педагогов ДОУ о важности использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в образовательном процессе;

2. Рассказать педагогам ДОУ о различных способах использования музыки в работе с дошкольниками.

3. УМК (учебно – методический комплекс) : музыкальные фрагменты русской народной музыки, аудиозаписи классической музыки.

Ход мастер-класса :

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса Музыкотерапия -

здоровьесберегающие технологии»

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы. Непосредственно лечебное действие музыки на нервно – психологическую сферу детей происходит при ее пассивном и активном восприятии ребенка.  Музыка – это лекарство, которое слушают. То, что музыка - это не просто набор звуков, пусть даже приятных, подметил ещё Платон в 4 веке до н. э. Он твердил своим ученикам «Музыка - самое мощное средство для просветления, потому что в душе человека живут ритм и мелодия. Музыка может обогатить её, дополнить, дать ей блаженство и озарение».

Платон был прав. После долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, наш организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего био -оркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс.

Как вы думаете, какая мелодия самая любимая у родившегося ребенка? (звук биения материнского сердца). Действительно,плод,  вынашиваемый матерью,  воспринимает главный для него маятник - биение материнского сердца. Наш слух чётко воспринимает и ритм дыхания, и ритм сердечной деятельности. Для ребенка эти звуки - самая любимая и приятная музыка. Давайте её послушаем. Такую музыку полезно слушать ребенку перед сном или после активных игр, для того, чтобы ребенок успокоился.

Прослушивание :Музыка с биением сердца

Какие ощущения вызвала эта музыка?

А сейчас послушайте  «Вальс» Хачатуряна из «Маскарада».

Какие эмоции вызвала эта музыка?Какие образы вы себе представили?  Расскажите о своем рисунке. Почему выбрали такие краски?

Действительно, эта музыка обладает тонизирующим эффектом. Мажорные мелодии вызывают  эмоции радости, увеличивают частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды. Такая музыка бодрит и у человека поднимается трудоспособность. Музыка активизирует физиологические процессы. Она помогает прогнать страх, депрессию, заставляет двигаться и танцевать.

Знакомы ли вы с феноменом «Зримой музыки»?  Это пробуждение творческого подсознания. Закрыв глаза, слушая музыку можно представить себе образы, которые вызывает музыка. Это могут быть просто цветные пятна, а могут быть и яркие картины. Ваши эмоции, вызванные музыкой,  вы можете отразить красками.   

Несколько слов хочу сказать о Моцарте. Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит болевые точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого организма. Произведения Моцарта повышают интеллектуальные способности. Терапия музыкой Моцарта уменьшает детскую смертность (если слушает беременная женщина, улучшает мелкую моторику рук, её применяют в лечении неврологических заболеваниях, заикание. Детям музыка Моцарта помогает в координации движения, учёбе, улучшает речь, успокаивает при нервном возбуждении.

Предлагаю познакомиться с различными формами использования музыки (музыкотерапии) в образовательном процессе.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко.  Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Рассмотрим как музыкатерапию можно использовать в работе ДОУ:

1. При приеме детей,утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие  произведения:

«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,

М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

П. И. Чайковский «Апрель»,

Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик».

Н. А. Римский- Корсаков Вступление «Три чуда»,

И. Штраус.  «На прекрасном голубом Дунае».

2. На занятиях по ИЗО можно использовать спокойную лирическую музыку, располагающую детей к творчеству (рисование, аппликация, лепка)

К. Дебюсси «Лунный свет»,Вивальди «Времена года»

3. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения после занятий физической культурой можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

4. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложно организованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей.  Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах – Гуно «Аве Мария».

А теперь предлагаю вам послушать такую музыку, и потом использовать ее в своей работе. Путешествие в волшебный лес. Ложитесь удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте  запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

Отдых на море Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

5. Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методика музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде  воспитателя:»подъем!» Этот вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.  Музыка для пробуждения после дневного  сна:

Боккерини Л.»Менуэт» - Григ Э.

Лютневая музыка ХVII века

Ф. Мендельсон «Песня без слов» 

В. -А. Моцарт.»Сонаты»

М. Мусоргский  «Рассвет на Москва-реке» 

К. Сенс-санс  «Аквариум» 

П. ИЧайковский  «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка

6. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки (танцетерапия). Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию.

П. И. Чайковский «Фея Драже».

Н. Римский- Корсаков «Три чуда»

Д. Шостакович.  «Вальс-шутка»

7. «Фольклоротерапия», это направление арт-терапии, в котором коррекционное и гармонизующее воздействие на личность осуществляется посредством занятий фольклором.

Именно народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т. к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации.

Инсценировки русских нар. сказки под народные мелодии для танцевальной  импровизации:

«Из-под дуба», «Калинка», «На горе- то калина» и т. д.

Особенности использования музыкотерапии :

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Наш мастер-класс подходит к концу, надеюсь, что вы с пользой провели время.

Рефлексия (в кругу)

Я предлагаю вам закончить мастер-класс необычным способом. Я даю вам колокольчик,передавая колокольчик, продолжите предложение:

Мастер-класс помог мне понять, осознать, научиться, узнать и т. д. ….

На мастер-классе самым трудным для меня было, самым полезным было….

На мастер-классе я задумался….

С мастер-класса я уношу с собой…

Муниципальное бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на тему:»Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология ДОУ»

Педагог-психолог: Рахимбаев Марат Агъзамович

Высокая Гора 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога-психолога по теме «Музыкотерапия»

Самообразование педагога-психологаПлан и программа самообразования...

Выступление на педагогическом совете с темой: "Музыкотерапия"

Музыкотерапия (в переводе с греко-латинского «лечение музыкой») – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.Музыка издревле соп...

Семинар-практикум для педагогов на тему «Музыкотерапия»

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапи...

Выступление на педсовете на тему "Музыкотерапия в детском саду". Уровень ДОУ 2016 г.

10 февраля 2016 года  в МДОУ № 51 прошёл педагогический совет "Сохранение и укрепление здоровья детей". Музыкальный руководитель, нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выст...

Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...

Консультация для педагогов на тему: «Музыкотерапия в работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов на тему "Музыкотерапия в работе с дошкольниками" методические рекомендации. Репертуар....

Сообщение для педагогов на тему «Музыкотерапия в детском саду»

Музыкотерапия – метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в...