Проект по математическому развитию дошкольников подготовительной группы
проект (старшая группа)

Тлешева Нурслу Сиюшевна

создание  условий для формирования элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matemtike_pod_gr.docx65.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по математическому развитию дошкольников подготовительной группы «Путешествие в царство математики»

        

                                                                    Воспитатель: Тлешева Н.С.        

                                                                                                                                   2023г.

Тема проекта: «Путешествие в царство математики».

Тип проекта: информационно - практика - ориентированный, группой.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.

Актуальность проекта:

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать  игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры они вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.

Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

Таким образом, актуальность данного вопроса и натолкнула на мысль создать проект «Путешествие в царство математики».

Цель проекта: создание условий для формирования у детей элементарных математических способностей через игровую деятельность.

Наш проект «Путешествие в царство математики» направлен на решение следующих задач:

Образовательные:

  • продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачки на сложение и вычитание в пределах 10;
  • закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
  • закреплять представления об объемных и плоских геометрических фигурах;
  • активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по заданной теме.

Воспитательные:

  • формировать навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать положительную мотивацию и интерес к получению знаний;

Развивающие:

  • Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей.

Ожидаемые результаты проекта:

На основе систематизации и обобщении знаний через игровую деятельность дети научаться самостоятельно, составлять и решать задачки на сложение и вычитание, будут сформированы навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 20. Дети смогут свободно действовать с объемными и плоскостными геометрическими фигурами в игровой деятельности. Полученные знания окажут положительное влияние на дальнейшее формирование логического мышления.

Описание проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный:

  • Обсуждение темы проекта
  • Подбор материалов для реализации проекта.
  • Изготовление дидактических игр и наглядного материала.
  • Работа с методическим материалом, литературой по заданной теме.

2 этап - практическая деятельность:

  • Планирование деятельности.
  • Реализация проекта.

Формы работы по реализации проекта

Ситуация общения « Как люди в древности считали»;

Путешествие к королеве математики «Знакомство с магией чисел»

Художественно – эстетическое

Рисование на тему «Придумай рисунок из геометрических фигур»;

Аппликация « Закладка из геометрических фигур»;

Моделирование «Танграм».

Познавательно – конструктивная деятельность

Настольные игры «Домино»;

Задание «Разложи все цифры по порядку от 1 до 10»;

Игра «Найди нужную цифру»;

Лабиринты;

Игра «Кто внимательнее»

«Играем в числа»

«Танграм»

Логические блоки Дьенеша

Работа со счетными палочками на составление геометрических фигур;

Развивающие задания «Логика в математике»,«Занимательная математика», «Волшебные фигуры», «Треугольник и квадрат».

Художественно – речевое развитие

Составление и решение задач на сложение и вычитание;

Заучивание считалок;

Проговаривание скороговорок;

Игры с использованием технологии ТРИЗ «Что было бы, если бы люди не научились считать»;

Чтение стихотворения Яковлев Ю.А. «Счет»;

Чтение рассказа «Все началось с пятерни»;

Чтение сказки «О цифрах»;

Чтение сказки «Единица-озорница»;

Чтение рассказа «Откуда появилась неделька;

Социально - коммуникативное

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Школа», «Детский сад», «Кафе»;

«Вечер загадок и отгадок»

Формы и методы работы с родителями:

  • Консультация на тему «Познание математики в жизни ребенка»;
  • Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего  возраста»;
  • Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала: цифры, школьные принадлежности, геометрические фигуры, подбор загадок к теме «Школьные принадлежности», изготовление игры «Танграм».

Таким образом, на данном этапе дети усовершенствовали знания о составлении и решении задач, познакомились с интересными фактами из истории возникновения математики, повысился интерес к решению логических задач, разгадывание загадок. Все это способствовало повышению познавательной и творческой активности детей. Дети стали больше интересоваться математическими заданиями и радоваться своим успехам.

3 этап – итоговый.

  • Выставка совместного с родителями дидактического материала: цифры, школьные принадлежности, геометрические фигуры, подбор загадок к теме «Школьные принадлежности», игра «Танграм».
  • Подведение итогов через проведение досуговой деятельности «Путешествие в царство математики».
  • Изготовление карты «Царство математики»
  • Постановка новой проблемы (Как можно использовать игру «Танграм», как можно использовать в театрализованной деятельности «оживленные» геометрические фигуры).
  • Анализ проведенной работы.

Приложение.

Понедельник.

Давайте, ребята, учиться считать.(приложение 1)

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины кует,

До самого неба рукой достает.

Считайте ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте,

Учебник научит вас точному счету,

Скорей за работу, скорей за работу!

(Ю. Яковлев)

Рассказ «Как люди в древности считали».(приложение 2).

Вторник.

Рассказ «Все началось с пятерни» (прил. 3)

Помню, когда мне приходилось сидеть за первой партой, прямо перед учительским столом, я изо всех сил старался заглянуть в классный журнал и сообщить своим одноклассникам, кому какую отметку поставили. Но говорить во время урока нельзя, поэтому мне приходилось прибегать к помощи пальцев.

Поставили Фаворскому пятерку — я, растопырив пальцы, показываю пятерню. Поставили Королькову четверку — я четыре пальца поднимаю. Если надо было сообщить о тройке — в ход шли три пальца, а о двойке — два, о единице — один.

Я был страшно горд, что придумал такой остроумный способ. То, что он самый древний, какой только может быть, мне и в голову тогда не приходило.

Оказывается, в. былые времена у всех народов только такой ручной счет и существовал — другого не было. Надо было записать числа — пальцы заменялись палочками. Какое число — столько и палочек. Иногда их располагали лежа, порой стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной, палочный, счет, так и писались — стоя. А в наших нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица. Остальные улеглись набок. Двойка — две лежащие палочки, только от быстрого письма соединенные между собой косым росчерком; тройка — три лежащие на боку палочки с двумя косыми росчерками. Пятерка — это как бы очертания пятерни с отставленным в сторону большим пальцем и согнутыми остальными. Недаром же наши слова «пять» и «пясть», что по-древнерусски значит «кисть руки», так похожи друг на друга.

А четверка, разве она не похожа на четыре лежащие рядом палочки?

На лежащие в ряд не похожа, а вот на прерывистый крестик, где каждая палочка соединена с другой скорописным росчерком, — очень.

Эти первые пять цифр — самые главные, потому что из них составляются все остальные.

О том, что у большинства народов цифры изображались палочками, лучше всего рассказывает единица. В разных странах ее писали по-разному. Но всюду она была похожа на нынешнюю единицу.

Скоро вы узнаете более подробно о каждой цифре и поймете, что без знания математики обойтись невозможно. Как, например, подсчитать, сколько нужно кирпичей для постройки дома, сколько металла для корабля или сколько дерева для детского кубика? Поэтому математику называют королевой всех наук. Выучите ее получше — станете «королями»!

Магия чисел. (приложение 4)

Рассказ «Откуда появились название дней недели». (приложение 5).

В неделе семь дней. Это число е разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делиться только на само себя или на единицу. Вот его и назвали - НЕДЕЛЯ.

А понедельник – это значит день, который идет после недели. Вторник – второй, среда – третий, четверг – четвертый, пятница - пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота зачит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово есть.

Рассказ «Семь пятниц на неделе».

Это образное обозначение человеческого непостоянства. Так говорят о том, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, то есть те люди, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверять.

По какой причине выбрана именно «пятница»? дело в том что пятница раньше была у многих народов ( а не только у славян) днем свободным, базарным, то есть днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и говори, что у них семь пятниц на неделе.

Вполне возможно и другое происхождение этой поговорки под влиянием сближения в народе слов «пятница» и «пятиться», отступать от своего дела, идти

Сказка «Единица-озорница» (приложение 11)

Единица шла-шла-шла

И еще одну нашла.

Ухватила бойко, превратила

В двойку,

Длинношеего гуся.

Сказка тут еще не вся (1+1=2)

С двойкой единица

Сотворила чудеса.

Поглядите, что за птица

Полетела в небеса! (2+1=3)

Нет, ее не удержать,

Будем сказку продолжать.

Единица, как стрела,

Мигом тройку догнала.

Выстрел меткий,

Точно в тире,

Превратились три в четыре (3+1=4)

Цифра сильная четыре,

Выжимать умеет гири.

Поднимает целый пуд.

Единичка тут как тут.

Четверка я ЧС тобой дружу,

Хочешь, фокус покажу?

Единичка ее хвать!

Превратила в цифру пять (4+1=5)

Эта цифра не простая,

Как пружинка завитая.

С непривычк трудновата,

Да ведь это не беда.

Вам бы надо с ней ребята

Подружиться навсегда.

5-пятерка в дневнике,

5-пять пальцев на руке,

5-у звездочки концов,

5- в скворечнике скворцов.

Вдруг примчалась единица

Снова единица-единица озорница.

Скачет, забавляется

К цифрам прибавляется,

Потому и сказочка

Наша не кончается( (5+1=6)

Вот шестерка в дом стучится

Дверь открыла единица:

«Проходите, проходите»

Ой, ребята, поглядите

Ведь шестерки нет теперь,

А семерка входит в дверь (6+1=7)

Что с тобою цифра семь?

Что ты сгорбилась совсем?

Единицу я ищу,

Стать восьмеркою хочу

Озорница вмиг нашлась

Сказка дальше понеслась (7+1=8)

Цифра восемь два колечка

Выбегает на крылечко

Поскакала в перевалку

Зацепилася за палку

И упала и пропала

Нет, она девяткой стала (8+1=9)

Это все ведь единица,

Единица-озорница,

Это все ее вина,

Палочка то ведь она.

По тетрадке, как лошадка,

Скачет весело девятка

Единичку к ней приделать

Будет палка и кружок

Было девять стало десять ( 9+1=10)

Цифры знаешь ты дружок.

Сказка «про цифры». (Приложение 12)

8- бублик,

9 – кот с хвостом.

Отправляемся в путешествие. Дорога выводит нас к сказочному домику. Наконец-то мы сможем там отдохнуть. И вдруг у самых дверей раздался загадочный голос: «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы».

Ну что ж, давайте попробуем.

В небе парит ласточка (это цифра 3). В пруду плавает уточка (2). Пахнет сеном, у крыльца лежит серп (5). Вставляем ключ в дверной замок (6) и открываем дверь. Вешаем курточки на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, да не простыми, а слепленными по два (8). У печки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у которого хвост свисает справа налево(9). Поставили у стола, перевернутый стул (4), поели бубликов и тронулись в обратный путь. А на уроке математики попробовали все это (все-все) нарисовать. Нужно только, чтобы этот домик был действительно математическим.

Пятница.

Веселые стихи (приложение 14)

Как нет на свете

Без ножек столов,

Как нет на свете

Без рожек козлов,

Котов без усов

И без панцирей раков,

Так нет в арифметике

Действий и знаков.

Я – ПЛЮС,

И этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я – добрый знак соединенья,

И в этом мое предназначенье.

СЛОЖЕНИЕ.

Чтобы правильно сложить,

Надо правильно дружить.

Если ссора или сраженье.

Не получиться сложенья.

Сложим стих, прибавим смех,

Выйдет песенка для всех!

За тобою и за мной

Запоет весь шар земной! (А. Стройло)

Я - МИНУС.

Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

А свою роль лишь выполняю.

ВЫЧИТАНИЕ.

Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

Вычитанье как понять?

Надо что-нибудь отнять.

У Аришки – орешки

У Маришки – матрешку,

У Андрюшки новый мяч.

Во дворе – и вой, и плач.

Получился ответ:

Игрушки есть – подружек нет, (А. Стройло)

Вычитаем!

Начинаем

Изо всех ручьев и рек

Вычитать и снег и лед,

Будет птичий перелет.

Сложим солнышко с дождем

И немного подождем…

И получим травы,

Разве мы не правы? (Э. Мошковская).

«Путешествие в царство математики». (Приложение 15)

Программное содержание:

Совершенствовать у детей навыки счета в пределах 10;

Продолжать учить воспроизводить геометрические фигуры по образцу, составлять из них различные формы, учить самостоятельно делать анализ;

Развивать память, воображение, логическое мышление, внимание, усидчивость, пространственное восприятие.

Воспитывать желание учиться, любовь к знаниям, школе.

Методы и приемы:

Вводная беседа, вопросы воспитателя, указания, художественное слово (стихи, загадки),

Игровой прием, поощрение, итог занятия.

Материал к игре:

Лист бумаги и карандаш для каждого ребенка, геометрические фигуры: квадрат (разрезанный на 2 части), 3 прямоугольник (разрезанный на 3 части), круг, 4 треугольника, 9 вариантов кошек и 2 варианта петушков, составленных из геометрических фигур, разных форм и цветов, игровая карта с остановками, мел, учебная доска.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в царство математики, в которое берут только тех, кто правильно ответит на вопросы.

  1. Сколько ножек у котенка?
  2. Сколько глаз у мышонка?
  3. Какой сегодня день недели?
  4. Назови все дни недели
  5. Сколько ножек у орла?
  6. Сколько рожек у козла?
  7. Сколько звезд на небе?
  8. Сколько глаз, ушей вместе у щенка?

Мы должны отправится в путь по карте, останавливаясь на каждой остановке и отвечая на вопросы.

1 остановка ЗАДАЧА.

  1. К серой цапли на урок прилетели 5 сорок, а из них лишь 3 сороки приготовили уроки. Сколько лодырей сорок не приготовили урок? (2)
  2. Ну-ка сколько ребят с горки покатились, 2 в саночках сидят, а один дожидается. (3)
  3. Как-то 4-ро ребят с горки покатились, двое в саночках сидят, сколько в снег свалились. (2)
  4. Вяжет бабушка-лисица 2 внучатам рукавицы, подарю вам скоро внуки рукавичек по 2 штуки, берегите не теряйте, сколько всех пересчитайте? (4+4=8)

2 остановка «ФИГУРНАЯ»

  1. Сложите 2 квадрата из 2х геометрических фигур.
  2. Сложите прямоугольник из 3х геометрических фигур.
  3. Запомните и по памяти и выложите петушка из геометрических фигур.

3 остановка «ВЕСЕЛЫЕ КОТЫ»

  1. Детям показывают 8 экземпляров аппликативных кошек. Необходимо всем вместе составить 9ю кошку, чтобы она была ничем не похожа на других кошек.

ФИЗМИНУТКА

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

4 остановка ЗАДАЧА

  1. Сколько треугольников можно получить из одного квадрата? Сосчитай.

5 остановка «ШКОЛЬНАЯ»

Работа с карточкой с семью дорожками:

  1. На первых 2х дорожках зачеркнуть лишнюю фигуру.
  2. Нарисовать фигуры, которых не достает.
  3. Какие фигуры можно получить путем соединения точек.

6 остановка «ЗАГАДКА»

  1. Под кустами у реки, жили майские жуки, дочка, сын, отец и мать, кто их может сосчитать?
  2. 7 гусей пустились в путь, 2 решили отдохнуть, сколько их под облаками, сосчитайте дети сами?
  3. Рада Аленка нашла 2 масленка, да 4 в корзинке, сколько грибов на картинке.

7 остановка «ШКОЛА»

Воспитатель: Дети, мы с вами проделали большой путь, пройдя тропинками знаний, преодолели много препятствий и наконец-то мы у цели. Мы пришли в школу, а значит,  мы с вами подготовились к тому, чтобы стать учениками. На этом наше путешествие  заканчивается.  Школа ждет вас.

Картотека

Загадки – шутки

по ФЭМП

Загадки – шутки

В море плавало 9 пароходов. Два парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?

(9 пароходов)

В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив, каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек в комнате?

(4 кошки, в каждом углу по кошке)

Как в решете воды принести?

(когда замёрзнет и превратится в лёд)

Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?

(8 человек)

Из какой посуды нельзя ничего съесть?

(из пустой)

Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?

(в январе деревья не зацветают)

Неожиданно пошёл сильный дождь. Однако Таня, Саша, Лена не промокли. Почему?

(они наблюдали за дождём в окно;

у каждого был зонт или плащ)

У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного?

(4 ноги)

На стройке работал каменщик. В первый день работы он построил 2 двадцатиэтажных дома. Во второй день – 1 двадцатиэтажный дом. Сколько двадцатиэтажных домов построил каменщик за два дня?

(это невозможно)

Сколько орехов в пустом стакане?

(стакан пустой, значит в нём, ничего нет)

Шли 3 поросёнка. Один - впереди двух, один – между двумя, а один – позади двух. Как шли поросята?

(друг за другом)

Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

(2 кг.)

В 12 часов ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода?

(в это же время, значит, в 12 часов ночи, не может быть солнечной погоды)

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

(двое)

Как с помощью только одной палочки можно образовать треугольник?

(положить её на угол стола)

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?

(2, 4, 6)

На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её?

(Переложить крайнюю)

Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат?

(положить их в угол стола)

Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?

(5 км.)

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах?

(2 кг.)

У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

(четверо)

Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.

(одна должна взять яблоко вместе с корзинкой)

Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке – по 4 яблока. Сколько всего яблок?

(на берёзах яблоки не растут)

Может ли дождь идти два дня подряд?

(нет, ночь разделяет дни)

На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

(четыре)

Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра»

(семь)

У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

(у кольца)

Как можно сорвать ветку не спугнув на ней птички?

(нельзя, улетит)

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

(три)

В комнате зажгли 3 свечи. Потом одну из них погасили. Сколько свечей осталось?

( Одна, две другие сгорели)

Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый?

(3 часа)

Летела стая гусей. Два впереди, 1 сзади. 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?

(три)

Назови три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами.

(сегодня, завтра, послезавтра;

вчера, сегодня, завтра)

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(сон)

Зачем во рту язык?

(за зубами)

Какая птица из сорока букв?

(сорока)

Что сушит, когда мокнет?

(полотенце)

У кого есть шапка без головы, нога без сапога?

(у гриба)

Какой колокольчик не звонит?

(цветок колокольчик)

Почему птицы летят зимой на юг?

(Потому что они не могут дойти туда пешком)

Почему корова ложится?

(потому что она не умеет садиться)

Почему ослик идёт по горе?

(потому что он не может идти под ней)

Ч то можно приготовить, но нельзя съесть?

(уроки)

Как можно поместить два литра молока в литровую бутылку?

(сварить сгущёнку)

Если 5 кошек ловят 5 мышей за 5 минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?

(5 минут)

Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

(все месяцы)

Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?

(якорь)

Два числа – 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите?

(13)

На дереве сидят 4 птицы: два воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

(две)

Купил на одну копейку, заплатил две копейки. Сколько дадут сдачи?

(1 копейку)

Как можно одним мешком пшеницы наполнить два пустых мешка, таких же, как и мешок, в котором находится пшеница?

(надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него смолотую пшеницу)

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

(одна внучка Маша)

Задумай число до 5. Прибавь к нему 2, я отгадаю, какое число вы задумали. Сколько у тебя получилось?

К то в твоей семье самый старший? Кто самый низкий? Кто выше отец или мать? Кто старше тебя? Кто выше тебя, но ниже мамы?

У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?

(возможно ни одной)

Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?

На столе лежат 3 карандаша разной длины, как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?

(переложить один из тех, что короче)

Первый Назар шёл на базар, второй Назар - с базара. Какой Назар купил товар, какой - шёл без товара?

Двое детей подошли к реке. У берега всего одна лодка. Как им переправиться на другой берег, если лодка может взять только одного человека?

(дети подошли к реке с разных сторон)

Мельник пришёл на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котят. Сколько ног было на мельнице?

(две ноги, у кошек – лапы)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей?

(пять)

Горело 7 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось?

(две)

Собака была привязана к 10-метровой верёвке, а прошла триста метров. Как ей это удалось?

(верёвка не была ни к чему привязана)

Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

(почтовая марка)

Можно ли зажечь спичку под водой?

(если налить воду в стакан, а спичку под стаканом)

Как может брошенное яйцо пролететь 3 метра и не разбиться?

(нужно бросить на 4 метра)

Что станет с зелёным утёсом, если он упадёт в чёрное море?

(он станет мокрым)

Что может быть больше слона и одновременно невесомым?

(его тень)

Что все люди на земле делают одновременно?

(становятся старше)

Что становится больше, если его поставить вверх ногами?

( Число 6)

Как спрыгнуть с 10-метровой лестницы и не убиться?

(надо прыгать с каждой ступеньки)

Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

(время и температура)

Какой рукой лучше размешивать чай?

(ложкой)

Когда сеть может вытянуть воду?

(когда вода замёрзнет)

На какой вопрос нельзя ответить «да»?

(«вы спите»)

На какой вопрос нельзя ответить «нет»?

(«вы живы»)

Что имеет 2 руки, 2 крыла, 2 хвоста, 3 головы, 3 туловища и 8 ног?

(всадник, держащий в руках курицу)

Какое расстояние от Земли до Марса?

(такое же, как от Марса до Земли)

Два отца и два сына купили 3 яблока, у каждого, оказалось, по одному. Почему?

(яблоки купили сын, отец и дед)

У отца 5 сыновей, у каждого сына 3 сестры. Сколько у отца детей?

(восемь)

В какую посуду нельзя налить воды?

(в полную)

Какой месяц короче всех?

(май – 3 буквы)

Где край света?

(там, где кончается тень)

Может ли страус назвать себя птицей?

(нет, он не умеет говорить)

Когда строят новый дом, куда вбивают первый гвоздь?

(в шляпку)

Что у человека под ногами, когда он идёт по мосту?

(подошва обуви)

Что с земли легко поднимешь, но далеко не бросишь?

(пух)

Сколько яиц можно съесть натощак?

(одно, второе уже будет не натощак)

Без чего не испечь хлеба?

(без корки)

Сколько горошин может войти в один стакан?

(не одной все надо положить)

Можно ли в решете воду принести?

(можно – лёд)

Каким гребнем голову не расчешешь?

(петушиным)

Что стоит между окном и дверью?

(буква – И)

Кто говорит на всех языках?

(эхо)

Если съесть одну сливу, что останется?

(косточка)

Три мальчика шли по дороге, и нашли три рубля. Сколько нашёл бы каждый из них, если бы шёл один?

( три рубля)

Шесть ног, две головы, один хвост, кто это?

(человек с собакой)

Есть ли первое мая в Австралии?

(есть)

Ты входишь в комнату, в которой есть свеча и керосиновая лампа, что ты зажжёшь сначала?

(спичку)

В первой коробке 10 карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке?

(10)

Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая вмещает только одного человека, но переправились оба. Как это получилось?

(они стояли на разных берегах)

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

(одна)

Сколько ушей у трёх мышей? (6)

Сколько лап у двух медвежат? (8)

По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул плавало в море?

(9 акул, только они нырнули)

В вазе – 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе?

(3)

Один ослик нес 10 кг. Сахару, а другой ослик нес 10 кг. Ваты. У кого поклажа была тяжелее?

(одинаковая по 10 кг.)

Что легче 1кг. пуха или 1 кг. железа?

(одинаковые по 1кг.)

Кто становится выше, когда садится?

(собака)

Что становится легче, когда его надувают?

(резиновый шарик)

- Сколько ушей у трёх мышей?

- Сколько лап у двух медвежат?

- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.

Сколько птиц? Ответь скорей!

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)

- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
( отдать одно яблоко вместе с корзиной).

- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

Консультация  для родителей

на тему «Математика в жизни дошкольника»

Большое значение в развитии дошкольников имеет обучение математике. Это вызвано целым рядом причин: начало школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремление родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений например: научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Основные усилия родителей и педагогов должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений. Важно привить интерес к математике. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тог

да как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочется напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребёнок не очень возбуждён и не занят каким либо интересным делом : ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное. Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного. По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д.

Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы:

♣«Количество и счет»,

♣«Величина»,

♣«Форма»,

♣«Ориентировка в пространстве и времени».

Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество.

Например: тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые.

Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или

иной предмет.

1.Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

2.Спросите детей, чего у них по два: - две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их.

3.И чего по одному?

Поставьте чашки, спросите:

1.Сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека?

2.С какой стороны должна лежать ложка, вилка?

Принесли домой фрукты, яблоки и груши.

1.Спросите, чего больше?

2.Что для этого нужно сделать?

Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.)

Варите суп, спросите:

1.Какое количество овощей пошло?

2.Какой они формы, величины?

Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите:

1.Какой выше, ниже?

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья

(выше-ниже, толще-тоньше).

Рисует ваш ребенок, спросите его: о длине карандашей, сравните их по длине. Чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как:

♣длинный-короткий,

♣широкий -узкий (шарфики, полотенца, например),

♣высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван);

♣толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка).

Используйте:

♣игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины),

♣различной длины и толщины:

палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных:

♣у зайца - длинные уши, короткий хвост;

♣у коровы - четыре ноги,

♣у козы рога меньше, чем у оленя.

Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами.

Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например:

♣на циферблате,

♣в календаре,

♣в рекламной газете,

♣на телефонном аппарате,

♣на страницах в книге,

♣номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне:

♣назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке,

♣сказать номер своего телефона,

♣поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых):

♣сколько показывает цифра,

♣или покажи ту цифру, сколько предметов.

ИГРЫ:

1.Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок.

2.Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?»

Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади.

Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова:

♣вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку».

Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!»-говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова:

♣«на», «за», «между», «в». Обратите внимание детей на часы, особенно на те, что установлены в электроприборах:

♣в телевизоре,

♣стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребёнка на то:♣сколько минут он одевается,

♣убирает постель,

♣спросите: что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал:

♣сколько рублей содержится в той или иной монете,

♣цифра на монете обозначает количество рублей,

♣количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить:

♣с объемом (вместимостью сосудов),

♣сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

♣измерить условной меркой сыпучие продукты. Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста  посредством логико-математических игр».

                                                                   Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Основная роль математики - это умственное воспитание, развитие интеллекта.

Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности.

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи. А это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития, обучение дошкольников, основанное на использовании обучающих игр.

Игры математического содержания помогают:

- воспитывать у детей познавательный интерес;

-способность к творческому поиску;

-желание и умение учиться;

- желание достичь цели - например, составить фигуру, дать ответ, получить результат, стимулируют активность;

-настойчивость;

- самостоятельность;

- проявление нравственно-волевых умений (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).

Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, необходимо вести в несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера). На втором этапе работы необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.
На первом этапе детям предлагаются логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняется и закрепляется представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах
, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др.  

           Наряду с этими играми, детям даются логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.

Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления ,например:

Игры со счетными палочками

Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Игры с палочками называют задачами на смекалку. Они объединены в три группы:

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек:

- по стороне (например, построить треугольник со стороной в 2 палочки);

- по общему количеству палочек (например, построить треугольник из 6 палочек).

Задачи на построение сложных фигур (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

Например:

- составьте два равных треугольника из 5 палочек,

- составьте два квадрата из 10 палочек.

Задачи на преобразование фигур, для решения которых надо убрать, добавить, переложить указанное количество палочек.

Например:

- в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы остались 4 равных квадрата;

- составьте домик из 6 палочек, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Но начинать игры с палочками необходимо с более простых игр:

составление предметных изображений: дом, кораблик, елочка и т.д. (по образцу, по замыслу).

составление геометрических фигур: квадратов, треугольников, прямоугольников, четырехугольников.

как можно по-разному расположить, например, 4 палочки.

Можно использовать логические задачи и упражнения (по З.А. Михайловой):

на нахождение пропущенной (лишней) фигуры;

на продолжение ряда фигур, знаков;

на поиск недостающих фигур (поиск девятого);

на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

Эти игры интересны детям, их увлекает результат - составить увиденное на образцу, или задуманное. Дети включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Игра «Танграм» (это древняя китайская игра) одна из несложных игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 10*10 см из картона (пластика), одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. Используются все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить огромное количество (несколько сотен) различных изображений по образцу и по собственному замыслу.

Данная игра вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а так же нравственно-волевых качеств личности.

К серии этих игр, так же относятся игры:

«Волшебный круг» (круг делится на 10 частей),

«Головоломка Пифагора» (квадрат делится на 7 частей, чем-то напоминает «Танграм»),

«Монгольская игра» (квадрат разрезается на 11 частей),

«Колумбово яйцо» (овал делится на 10 частей),

«Сфинкс» (прямоугольник делится на 7 частей),

«Листик» (фигура, напоминающая форму листа растения, делится на 9 частей),

«Вьетнамская игра» (круг делится на 7 частей изогнутыми линиями),

«Пентамино» (прямоугольник делится на 12 разных по форме но равных по размерам элементов, каждый элемент игры состоит из 5 равных квадратов).

Игры расположены по принципу «от простого - к сложному». Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

Данные игры-головоломки или геометрические конструкторы долгое время служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть так же эффективным средством умственного, и в частности математического развития детей дошкольного возраста.

Игры семьи Никитиных

Игры успешно развивают творческие способности детей, являются своеобразной «умственной гимнастикой». Это такие игры как:

«Сложи узор»,

«Рамки и вкладыши Монтессори»,

«Внимание - угадай-ка»,

«Точечки» и др.

Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Вначале эти палочки дети используют как игровой материал, т.е. играют с ними, как с обыкновенными кубиками, создают различные конфигурации. А затем ребенка учат переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Логические блоки Дьенеша позволяют моделировать множества с заданными свойствами. Блоки можно группировать, а далее классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине, цвету и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством: объединение, пересечение и др. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным, «жизненным» материалом.

Фольклор

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способам доказательств. Овладение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку и в жизни. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность в суждении, владение умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.

Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и их зависимостей. Каждая загадка - это логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Таким образом, занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и к доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства в какой бы сфере он потом не трудился.

Играя с детьми в математику, мы даем знания, не говоря об этом детям, давая знания, развиваем умственные способности, интеллект, а значит, готовим детей к школе.

В группе созданы определенные условия:

1. Подобран занимательный математический материал, соответствующий возрасту;

-Развивающая настольная игра «Цвета и оттенки»

- Развивающая игра «Веселая логика»

- Развивающая игра «Часть и целое»

- Развивающая игра –лото «Цвет и форма»

-Развивающая игра –пазлы «Цифры»

-Развивающая игра – Домино

- Развивающая игра «Числовые домики»

- Конструктор

-Счетные палочки

-Математические раскраски

-Математические сказки

-Мозаика и др  

2.Разработана последовательность включения этого материала в содержание занятий;

3.Созданы условия для развития самостоятельной деятельности.

Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:

«Веселые жирафы»

«Пчелки»

«Геометрическая мозаика»

«Спрячь матрешку»

«Накорми пингвинов»

«Насекомые»

«Наряди божью коровку»

«Пасхальные яйца»

«Спрячь мышку в домик»

«Спрячь птичку в домик»

«Математическое лото»

«Большой, средний, маленький» и др.

Картотеки: «Логические задачи в картинках»

                      «Схемы танграма»

                     « Схемы конструирования из счетных палочек»

Загадки для детей про школьные принадлежности.


В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка) 

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)

Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)

Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
(Книга)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)

По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница.
(Школьная доска)

Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
(Карандаш)

Он признался ножу:
— Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог.
(Карандаш)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)

Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток.
(Тетрадь)

Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку — красота!
А она прошлась немножко — нет кота!
С ней хорошую картинку не создать!
Так во всю ругал резинку…
(Карандаш)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота!
(Цветные карандаши)

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)

По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук!
(Счеты)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)

Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу.
Из-за этой баловницы
Получил я единицу.
(Клякса)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?…
(Мел)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)

Пишут им ученики,
Отвечая у доски.
(Мел)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
(Циркуль)

Я большой, я ученик!
В ранце у меня…
(Дневник)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

***
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится…
(Ластик)

Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин — У меня есть…
(Пластилин)

Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за…
(Парту)

Углы рисую и квадратики
Я на уроке…
(Математики)

И понимает каждый школьник,
Что очень нужен мне…
(Угольник)

Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
(Линейка)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…
(Пенал)

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
(Бумага)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»...

Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...

Проект по математическому развитию с детьми средней группы: «Страна математики».

Долгосрочный проект по математике с детьми средней группы детского сада....

Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умения детей срав...

Проект по математическому развитию в смешанной ранней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Проект по математическому развитию в смешанной ранней группе  «Путешествие в страну геометрических фигур»...