Главные вкладки

    Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»
    проект по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки в пространстве, умению составлять изображения из счётных палочек во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematicheskiy_proekt.docx29.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33 города Ейска муниципальное образование Ейский район

    Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»

    Автор проекта:

    Старший воспитатель

    Шевченко Анна Владимировна,

    Ейск,

    2016 год

    Пояснительная записка

    В настоящее время одним из важнейших направлений в развитии математических способностей детей дошкольного возраста, а так же для успешного освоения  начальной программы предматематического образования, ребёнок должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой, ориентироваться в пространстве.

    Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

    Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

    Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
      Одной из задач педагога является — обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания (типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Коля». Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани — окно, над головой Тани — лампа».
    Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

    В настоящее время активно используются счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки.

    Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

    Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое представление о понятии, отработать навык счёта, измерения, вычисления.

    Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки в пространстве, умению составлять изображения из счётных палочек во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

    Задачи:
           1.Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах.
           2.Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
            3.Развивать умение работать со счётными палочками, составлять рисунок по образцу и самостоятельно.

    4.Развивать умения ориентироваться в пространстве (лево, право, вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол).
           5.Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
     

    Интеграция образовательных областей: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, изобразительна деятельность, физическое воспитание, игровая деятельность). ……………………………………………..

    Количество участников проекта: коллективный.


    Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года – старшая и подготовительная к школе группа).


    Требования к использованию технологии проектного обучения:

            1.Наличие познавательной проблемы.
            2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
            3.Самостоятельная деятельность детей.
            4.Использование исследовательских методов (эксперименты, опыты, наблюдения и др.).


    План реализации проекта:

    1.Выбор темы проекта.
    2.Выбор целей и задач.
    3.Определение форм и методов работы.

     Содержание этапов проекта:

    Проект, включает три этапа:

     -подготовительный

    - исследовательский

    -заключительный (обобщающий).

    Подготовительный этап. ………………………………………………..

           Проводились беседы, познавательно-математические опыты.

    Через формирование элементарных математических представлений знакомили детей с геометрическими фигурами, учили работать со счётными палочками, ориентироваться в пространстве (лево, право, вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол).

     Через исследовательскую деятельность находили геометрические фигуры и ориентировались в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

     Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх геометрические фигуры, ориентировались в пространстве.

    1. С детьми был проведен мониторинг, с помощью которого выявили уровень знаний по определению выявлять свойства геометрических фигур. Для этого использовались следующие дидактические игры и упражнения "Домино", "Чем похожи домики", "Из каких фигур сложены предметы", "Закрась лишнюю фигуру", "Какая геометрическая фигура лишняя?».

    Д/у "Домино"

    Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

    Материал: логические фигуры.

    Ход игры:

    Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.

    Д/у "Чем похожи домики?"

    Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.

    Материал: геометрические фигуры.

    Ход игры:

    Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены. Чем они похожи?

    Д/у "Из каких фигур сложены предметы?"

    Цель: Учить различать геометрические фигуры по форме, путем сопоставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.

    Ход игры:

    Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которых сложены дом, машина, ракета, качель.

    Д/у "Закрась лишнюю фигуру"

    Цель: учить решать логическую задачу на сходства и различие.

    Ход игры:

    Закрасьте лишнюю фигуру. Почему закрасили именно ее? Как называется геометрическая фигура, которую вы закрасили? А как называются остальные фигуры?

     Д/у "Какая геометрическая фигура лишняя".

    Цель: Учить решать логическую задачу на сходства и различие, на нахождение пропущенной фигуры.

    Ход игры:

    Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

    2.Выявлен  уровень умений ориентироваться в пространстве при помощи дидактических игр:

    Игра «Отгадай, кто где стоит». Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

    Игра «Что изменилось?». На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

    Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним — мартышка, последним — мишка» или «В середине — большой чайник, справа от него — голубая чашка, слева — розовая чашка».
            Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.

    http://www.i-gnom.ru/img/math/figs01.GIF

    Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

    Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
    Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
    В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

    Игра «Найди игрушку». «Ночью, когда в группе никого не было,— говорит воспитатель,— к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
            Игра «Путешествие по комнате». Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.

    3. Выявлен  уровень умений выкладывать рисунок из счётных палочек.


    Исследовательский этап. ………………………………………………………    ………………………………………………………….
             Выбрать геометрическую фигуры и исследовать их, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
             В самостоятельной  изобразительной деятельности дети рисуют геометрические фигуры; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина. Выкладывают разнообразные картинки из счётных палочек по образцу и придумывают свои фигурки и изображения. Ориентируются на плоскости листа, рисуют бабочку в верхнем правом углу, а цветок в левом нижнем углу, солнце вверху по середине и т.д.

    Заключительный, обобщающий этап.   ……………………………………..

            В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, итоговые открытые мероприятия по теме: «Математическое путешествие», «На лугу», «Город математических задач».

    Итог проекта:   …………………………………………………………….
           Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, ориентировать в пространстве, умение составлять изображения из счётных палочек.    Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности, развитию зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Дети узнали, что математика очень интересная наука, её можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

     Возможные последствия реализации проекта:
            При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
            Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить. 

    Консультация «Развитие фантазии и воображения».



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по математическому развитию дошкольников "Путешествие Незнайки и его друзей в страну Математики"

    Занятие по математическому развитию для детей 6-7 лет разработано на основе технологии модерации с применением активных методов обучения. Способствует закреплению знаний детей по разделам "Колическтво...

    Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

    Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться...

    Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                       Математическая игра, как средство             математического...