Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников.
статья
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на компьютере и многое другое предполагает наличие у большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому, обучение в детском саду направленно, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления детей дошкольного возраста в наибольшей мере способствует изучение начальной математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_matematicheskoy_skazki_v_matematicheskom_razvitii_doshkolnikov.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников.
Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить.
В. А. Сухомлинский
Понятие « математическое развитие дошкольника» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно, отмечает Е, А. Носова, состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка « житейских» и « научных» понятий.
А. А. Столяр под математическим развитием дошкольников понимает « сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций».
Математическое развитие осуществляется в детском саду педагогом как на занятиях по математике, так и в другие режимные моменты. Данная работа предполагает ознакомление детей с количественными, пространственными, временными и другими отношениями с помощью разнообразных средств. Одним из эффективных средств математического развития дошкольников является математическая сказка.
Математическая сказка представляет собой разновидность повествовательного текста, который создается педагогом в соответствии с программным содержанием математического развития для детей конкретного возраста. Можно сказать что математическая сказка- дидактическая сказка, специально созданная для того, чтобы помочь детям освоить азы математики.
Как и сказка в широком понимании, математические истории тоже имеют разновидности. Прежде всего, это классификация по возрасту детей. Так, существуют сказки для дошкольников и для школьников. Отличительной чертой последних является то, что они созданы на основе известных сюжетов и математические понятия, чаще всего, выполняют вспомогательную роль (например, Баба-Яга ищет решение уравнения с одним неизвестным), а не основную, как в сказках для малышей. По форме сказки могут быть театрализованные; иллюстрированные или без картинок; стихотворные или в прозе.
Математическая сказка, как и любая сказка, имеет зичин, основное действие и концовку. Зачин- это начало математической сказки. Он предполагает введение в сказочную страну, в который живут математические герои; настраивает слушателя на особый лад. В основной части сказки нарушаются математические связи и отношения, чтобы их восстановить, героям, а соответственно, и детям предлагаются разнообразные задания. Основная часть не должна быть громоздкой, сказку не следует перегружать фактами, событиями, математическими понятиями.
В концовке математической сказки происходит восстановление математических связей и отношений. Финал должен быть ярким, жизнеутверждающим и запоминающимся, при этом необходимо повторить пройденный материал.
Л.М. Кулагина выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:
- понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;
- цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
- геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
- комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.
Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. Н. Новикова представляют сказки для математического развития с занимательными сюжетами, которые дают возможность формирования представлений об окружающем и способах решения проблемных ситуаций.
Сюжет сказок и сказочные герои привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, ребёнок стремится вмешаться в сложившиеся сказочные ситуации и помочь героям. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно применять для повышения эффективности обучения и закрепление материала.
Обучение математике не должно быть скучным занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или же испугало. Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые будут на этом настаивать.
Персонажи сказки приглашают маленьких слушателей поиграть с ними, знакомят с правилами, предлагают детям разные задания. Выполняя задания, дети учатся думать, фантазировать и самое главное идет усвоение количественных представлений, числа, закрепление счета, усвоение арифметических операций.
Для поддержания интереса детей, в образовательную деятельность можно включить занятия-путешествия. Вместе с детьми отправляемся в сказку, где нас ждут интересные задания, выполнив которые мы окажем помощь какому-либо сказочному герою.
В процессе обучения математике, когда используется сказка, главной целью становится не запоминание учебной информации, а глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, потому что, заинтересовываясь, дети не замечают, что учатся, развиваются, закрепляют, познают и запоминают новое. Придумывая сказку, нужно обязательно помнить, что она ни в коем случае не должна сократиться до уровня дидактического средства. Сказка всё-таки должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством.
В сказке, для математического развития, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления. Слушая интересные сказки, ребёнок одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, дошкольник учится рассуждать, находить причинно-следственные связи, логически мыслить, обосновывать ход своих рассуждений.
После прочтения или рассказывания сказки всегда проводится беседа по ее содержанию, в которую включаются вопросы математического характера.
Таким образом, сказка - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
Поэтому я считаю сказку одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. При этом я решаю следующие задачи:
- Развитие математических представлений посредством создания сказочных ситуаций;
- Развитие математического мышления, фантазии;
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Воспитание активной творческой личности.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, геометрическими фигурами, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки на содержание сказки. Например:
Сказка: Волк и семеро козлят.
Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке? (2)
Сказка: Гуси-лебеди.
Задачка: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.
Интересны детям задания на придумывание считалок.
Один – лиса,
Два – козел,
Три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Медвежата шли тропинкой
Увидали сыр в корзинке
Один, два, три –
Поровну дели.
Они учат думать, фантазировать и самое главное идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.
Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. Например:
Волк и семеро козлят
С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а так же закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.
Работая в этом направлении мы постепенно уводим ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счете готовим детей к математической деятельности, только со знаками и телами.
Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из сказки три поросенка хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета).
При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы. Например, кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д.
А прочитав сказку «Белоснежка и семь гномов. Можно задать детям вопрос: сколько гномов в сказке? Потом загадать загадку:
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны все.
Каждую неделю кругом,
Ходят братцы друг за другом.
(дни недели)
Важно также помнить, что математическая сказка должна оставаться для ребенка сказкой, а не превращаться в дидактическое средство. Соответственно, взрослый должен выступать не как дидакт, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действия, вовлекая в него детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...