Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников.
статья

96

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на компьютере и многое другое предполагает наличие у большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому, обучение в детском саду направленно, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления детей дошкольного возраста в наибольшей мере способствует изучение начальной математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Использование  математической  сказки  в математическом                     развитии дошкольников. 

                                Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить.

                                                                               В. А.   Сухомлинский                                                                                                                                                                          

                Понятие  « математическое   развитие   дошкольника»  является  довольно   сложным,  комплексным  и  многоаспектным.  Оно,  отмечает  Е, А.  Носова,  состоит  из  взаимосвязанных  и  взаимообусловленных  представлений   о  пространстве,  форме,  величине,  времени,  количестве,  их   свойствах  и  отношениях,  которые  необходимы  для  формирования   у  ребенка  «  житейских»  и  « научных»  понятий.

А. А. Столяр  под  математическим  развитием  дошкольников  понимает  « сдвиги  и  изменения  в  познавательной  деятельности  личности,  которые   происходят   в   результате  формирования  элементарных  математических  представлений  и  связанных  с  ними   логических  операций».

Математическое   развитие   осуществляется  в  детском  саду  педагогом  как  на  занятиях  по  математике,  так  и  в другие  режимные  моменты. Данная работа  предполагает  ознакомление  детей  с  количественными,  пространственными,  временными  и   другими  отношениями  с  помощью   разнообразных  средств.  Одним  из  эффективных   средств   математического  развития  дошкольников  является   математическая  сказка.

  Математическая  сказка  представляет  собой   разновидность   повествовательного  текста,  который  создается  педагогом в   соответствии   с программным  содержанием   математического   развития  для  детей  конкретного  возраста.  Можно  сказать  что  математическая  сказка-  дидактическая  сказка,  специально   созданная  для  того,  чтобы  помочь  детям  освоить   азы  математики. 

Как и сказка в широком понимании, математические истории тоже имеют разновидности. Прежде всего, это классификация по возрасту детей. Так, существуют сказки для дошкольников и для школьников. Отличительной чертой последних является то, что они созданы на основе известных сюжетов и математические понятия, чаще всего, выполняют вспомогательную роль (например, Баба-Яга ищет решение уравнения с одним неизвестным), а не основную, как в сказках для малышей. По форме сказки могут быть театрализованные; иллюстрированные или без картинок; стихотворные или в прозе.

Математическая  сказка,  как  и  любая  сказка,  имеет  зичин,  основное   действие  и  концовку.  Зачин-  это  начало   математической  сказки.  Он  предполагает  введение  в  сказочную  страну,  в  который  живут   математические  герои;  настраивает   слушателя  на  особый  лад.   В  основной  части  сказки   нарушаются      математические  связи  и  отношения,  чтобы  их  восстановить, героям, а соответственно, и детям   предлагаются   разнообразные   задания. Основная  часть  не  должна  быть  громоздкой,  сказку  не  следует  перегружать    фактами,  событиями,  математическими  понятиями.

В  концовке  математической  сказки  происходит   восстановление  математических   связей  и  отношений.  Финал   должен    быть  ярким,  жизнеутверждающим  и  запоминающимся,  при  этом  необходимо  повторить   пройденный  материал. 

Л.М. Кулагина выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:

  1. понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;
  2. цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
  3. геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
  4. комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.

Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. Н. Новикова представляют сказки для математического развития с занимательными сюжетами, которые дают возможность формирования представлений об окружающем и способах решения проблемных ситуаций.

Сюжет сказок и сказочные герои привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, ребёнок стремится вмешаться в сложившиеся сказочные ситуации и помочь героям. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно применять для повышения эффективности обучения и закрепление материала.

 Обучение математике не должно быть скучным занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или же испугало. Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые будут на этом настаивать.

Персонажи сказки приглашают маленьких слушателей поиграть с ними, знакомят с правилами, предлагают детям разные задания. Выполняя задания, дети учатся думать, фантазировать и самое главное идет усвоение количественных представлений, числа, закрепление счета, усвоение арифметических операций.

Для поддержания интереса детей, в образовательную деятельность можно включить занятия-путешествия. Вместе с детьми отправляемся в сказку, где нас ждут интересные задания, выполнив которые мы окажем помощь какому-либо сказочному герою.

В процессе обучения математике, когда используется сказка, главной целью становится не запоминание учебной информации, а глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, потому что, заинтересовываясь, дети не замечают, что учатся, развиваются, закрепляют, познают и запоминают новое. Придумывая сказку, нужно обязательно помнить, что она ни в коем случае не должна сократиться до уровня дидактического средства. Сказка всё-таки должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством.

 В сказке, для математического развития, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления. Слушая интересные сказки, ребёнок одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, дошкольник учится рассуждать, находить причинно-следственные связи, логически мыслить, обосновывать ход своих рассуждений.

 После прочтения или рассказывания сказки всегда проводится беседа по ее содержанию, в которую включаются вопросы математического характера.

Таким образом, сказка  - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.

Поэтому  я считаю сказку одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. При этом я решаю следующие задачи:

  • Развитие математических представлений посредством создания сказочных ситуаций;
  • Развитие математического мышления, фантазии;
  • Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • Воспитание активной творческой личности.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, геометрическими фигурами, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

    На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки на содержание сказки. Например:

Сказка: Волк и семеро козлят.

Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке? (2)

Сказка: Гуси-лебеди.

Задачка: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.

Интересны детям задания на придумывание считалок.

Один – лиса,

Два – козел,

Три, четыре, пять

Начинай считать опять.

Медвежата шли тропинкой

Увидали сыр в корзинке

Один, два, три –

Поровну дели.

Они учат думать, фантазировать и самое главное идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.

Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. Например:

                               Волк и семеро козлят

С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а так же закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.

Работая в этом направлении мы постепенно уводим ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счете готовим детей к математической деятельности, только со знаками и телами.

Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из сказки три поросенка хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета).

            При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы. Например, кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д.

А прочитав сказку «Белоснежка и семь гномов. Можно  задать  детям вопрос: сколько гномов в сказке? Потом загадать загадку:

                           Братцев этих ровно семь,

                           Вам они известны все.

                           Каждую неделю кругом,

                           Ходят братцы друг за другом.

                                                                           (дни недели)

Важно  также  помнить,  что   математическая  сказка  должна  оставаться  для  ребенка   сказкой,  а  не  превращаться              в   дидактическое  средство.   Соответственно,  взрослый  должен  выступать  не как дидакт,  а   как  сказитель,  актер  и  режиссер   сказочного  действия,   вовлекая  в  него детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...