Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников.
консультация по математике (старшая группа)

Ануш Витальевна Арустамян

пособие для обучения детей математике через сказку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_matematike.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников.

«Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении  несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить.»

В. А. Сухомлинский

Понятие «математическое развитие дошкольника» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка « житейских» и « научных» понятий.

А. А. Столяр под математическим развитием дошкольников понимает « сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций».

Математическое развитие осуществляется в детском саду педагогом как на занятиях по математике, так и в другие режимные моменты. Данная работа предполагает ознакомление детей с количественными, пространственными, временными и другими отношениями с помощью разнообразных средств. Одним из эффективных средств математического развития дошкольников является математическая сказка.

Математическая сказка представляет собой разновидность повествовательного текста, который создается педагогом в соответствии с программным содержанием математического развития для детей конкретного возраста. Можно сказать, что математическая сказка- дидактическая сказка, специально созданная для того, чтобы помочь детям освоить азы математики.

Как и сказка в широком понимании, математические истории тоже имеют разновидности. Прежде всего, это классификация по возрасту детей. Так, существуют сказки для дошкольников и для школьников. Отличительной чертой последних является то, что они созданы на основе известных сюжетов и математические понятия, чаще всего, выполняют вспомогательную роль (например, Баба-Яга ищет решение уравнения с одним неизвестным), а не основную, как в сказках для малышей. По форме сказки могут быть театрализованные; иллюстрированные или без картинок; стихотворные или в прозе.
Математическая сказка, как и любая сказка, имеет зачин, основное действие и концовку. Зачин- это начало математической сказки. Он предполагает введение в сказочную страну, в который живут математические герои; настраивает слушателя на особый лад. В основной части сказки нарушаются математические связи и отношения, чтобы их восстановить, героям, а соответственно, и детям предлагаются разнообразные задания. Основная часть не должна быть громоздкой, сказку не следует перегружать фактами, событиями, математическими понятиями.

В концовке математической сказки происходит восстановление математических связей и отношений. Финал должен быть ярким, жизнеутверждающим и запоминающимся, при этом необходимо повторить пройденный материал.

Л.М. Кулагина выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:

  1. понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;
  2. цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
  3. геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
  4. комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.

Сюжет сказок и сказочные герои привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, ребёнок стремится вмешаться в сложившиеся сказочные ситуации и помочь героям. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно применять для повышения эффективности обучения и закрепление материала.

Обучение математике не должно быть скучным занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или же испугало. Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые будут на этом настаивать.

Персонажи сказки приглашают маленьких слушателей поиграть с ними, знакомят с правилами, предлагают детям разные задания. Выполняя задания, дети учатся думать, фантазировать и самое главное идет усвоение количественных представлений, числа, закрепление счета, усвоение арифметических операций.

Для поддержания интереса детей, в образовательную деятельность можно включить занятия-путешествия. Вместе с детьми отправляемся в сказку, где нас ждут интересные задания, выполнив которые мы окажем помощь какому-либо сказочному герою.

В процессе обучения математике, когда используется сказка, главной целью становится не запоминание учебной информации, а глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, потому что, заинтересовываясь, дети не замечают, что учатся, развиваются, закрепляют, познают и запоминают новое. Придумывая сказку, нужно обязательно помнить, что она ни в коем случае не должна сократиться до уровня дидактического средства. Сказка всё-таки должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством.

В сказке, для математического развития, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления. Слушая интересные сказки, ребёнок одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, дошкольник учится рассуждать, находить причинно-следственные связи, логически мыслить, обосновывать ход своих рассуждений.

После прочтения или рассказывания сказки всегда проводится беседа по ее содержанию, в которую включаются вопросы математического характера.

Таким образом, сказка  - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.

Поэтому  я считаю сказку одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. При этом я решаю следующие задачи:

  • Развитие математических представлений посредством создания сказочных ситуаций;
  • Развитие математического мышления, фантазии;
  • Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • Воспитание активной творческой личности.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, геометрическими фигурами, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки на содержание сказки. Например:

Сказка: «Волк и семеро козлят».

Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке? (2)

Сказка: Гуси-лебеди.

Задачка: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.

Интересны детям задания на придумывание считалок.

Один – лиса,

Два – козел,

Три, четыре, пять

Начинай считать опять.

Медвежата шли тропинкой

Увидали сыр в корзинке

Один, два, три –

Поровну дели.

Они учат думать, фантазировать и самое главное идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.

Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. Например:

Волк и семеро козлят

С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а так же закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.

Работая в этом направлении мы постепенно уводим ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счете готовим детей к математической деятельности, только со знаками и телами.

Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из сказки три поросенка хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета).

При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы. Например, кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д.

А прочитав сказку «Белоснежка и семь гномов», можно задать детям вопрос: сколько гномов в сказке? Потом загадать загадку:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом,

Ходят братцы друг за другом.

(дни недели)

Важно также помнить, что математическая сказка должна оставаться для ребенка сказкой, а не превращаться в дидактическое средство. Соответственно, взрослый должен выступать не как диктат, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действия, вовлекая в него детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

Презентация по математической сказке "Приключения точки" для дошкольников

Презентация для детей старшего дошкольного возраста по математической сказке "Приключения точки"...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения. Каждый слушающий её ребенок переживает описанные в ней сюжеты. В сказке объектом описания являются необычные, удивительные, а порой и таинст...

Участие в теоретико-практическом семинаре по развитию математических способностей в физическом развитии дошкольников (интеграция образовательных областей)+ФОТО.

Программа теоретико-практического семинара по развитию математических способностей в физическом развитии дошкольников....

Авторская математическая сказка в стихах для дошкольников "В стране математики"

Предлагаю Вашему вниманию авторскую математическую сказку "В стране математики"....

Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.П...

Рекомендации для родителей «Математические сказки в познавательном развитии дошкольников»

Актуализировать, конкретизировать и дополнить представления родителей о возможности использования сказки как средства личностного развития детей, совершенствовать знакомство детей с окружающей действи...