Отчёты по самообразованию
статья

Семенова Светлана Мухарамовна

Отчёты по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20-21razvitie_slovarya.docx18.62 КБ
Файл 21-22_razvpozn.protsessov.docx18.35 КБ
Файл 22-23_razvitie_graf.navykov.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по работе над темой самообразования  учителя — дефектолога Семеновой С.М.

Тема: «Развитие словаря детей посредством дидактических игр и упражнений».

Цель: Повысить свой профессиональный уровень по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2.Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

3.Создание «Педагогической копилки» (подборка и создание презентаций, игр, упражнений).

Обоснование выбора темы. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребёнка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счётом является достаточный уровень лексической системы языка: определённый объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объёмом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

План работы

  1. Изучение научно – профессиональной и  учебно – методической литературы.

Что изучить

Литература (Интернет- ресурсы)

Сроки

Разработка календарно- тематических планов по логопедии и рабочих программ

Рабочая программа по реализации основной адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР

Сентябрь

Разработка занятий с элементов заданий по формированию словаря

 Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.

В течение года

Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для развития словаря

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт. -сост. : Леонтьева М. С. – Саранск 2014. – 58 с.

В течение года

Подбор диагностических методик        с целью выявления уровня развития словаря

Методики выявления речи дошкольников Ушаковой О.С, Струниной Е.М

Май

         2.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

№ п.п

                            Мероприятия

Сроки

1

Участие в семинарах, конференциях, мастер классах

В течение года

2

Публикация статей в методических и районных изданиях

В течение года

3

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку

В течение года

4

Представление опыта работы по формированию словаря

  Май

        3.Участие в системе методической работы.        

№ п.п.

                               Мероприятия

Сроки

 1

Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения и на специальных порталах Интернета

В течение года

 2

Ведение мониторинга уровня развития словаря

Сентябрь-май

Представление материала: публикация материала на личном мини-сайте.

Результат работы: Изучила литературу по заданной тематике, собрала материалы для последующей работы по самообразованию. Оформила папку-передвижку для родителей на тему: «Развитие словаря детей». Провела консультацию для родителей на тему «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях». Оформила буклет для родителей на тему: «Играем дома».  Включила задания с использованием игр по развитию словаря  во взаимодействии с воспитателями. Создала «Педагогическую копилку» (презентации, игры, упражнения).

Информационные ресурсы:

 1. Глухов В. П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности//Коррекционно- развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. -М., 1987

2. Глухов В. П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология. -1988.-N 4

3. Жукова Н. С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей».-М., 1998.

4. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».- М., 1991. 5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит, СПб. : Актцидент, 1997.

6. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи, СПб. : Акцидент, 1997.

7. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. -М., 1999.

 8. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,ок реализации: 1 год (2017-2018учебный год).

Учитель-дефектолог                                                                                          Семенова С.М

25.05.2021



Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

учителя-дефектолога Семенова С.М

за 2021-2022 учебный год

Тема: «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»

Цель: Повысить свой профессиональный уровень по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2.Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

3.Создание «Педагогической копилки» (подборка и создание презентаций, игр, упражнений).

    Детям с ЗПР свойственны особенности интеллектуальной деятельности: сниженная познавательная активность, отсутствие интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, нарушено произвольное внимание, страдает вербальная память, значительно снижена прочность запоминания и работоспособность. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Также дети не способны анализировать инструкцию, планировать свои действия в соответствии с задание.

Исходя из этого  методическая тема моей работы: «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»

План работы

  1. Изучение научно – профессиональной и  учебно – методической литературы.

Сроки

Форма работы

Практические выходы

сентябрь

Составление плана работы по самообразованию

Наличие плана работы по самообразованию

сентябрь-ноябрь

Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Литература для изучения

в течение года

Создание и использование игр.

Наличие игр в картотеке и материалов к ним

декабрь

Формирование картотеки игр по познавательному развитию.

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

январь

Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Играем и память развиваем!».

Папка-передвижка

февраль

Подготовка консультации для родителей "Су-джок терапия друг и помощник".

Проведение консультации

март

Оформление буклетов для родителей на тему: «Играем дома».

Наличие буклетов

май

Написание отчета о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе  

Результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
  • реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ (ОВЗ,  ЗПР, и пр.).
  • разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов.
  • обобщение опыта по исследуемой теме.
  • продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
  • активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

Информационные ресурсы:

- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009. -160 с.

- Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005. -96 с./ Серия: В помощь специалисту.

- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: «Бук – Мастер», 1993 – 191 с.:ил.

-  Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007

- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005.

- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2003. – 40 с.: ил.

- Альтхауз Д., Дум э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию способностей детей дошкол. возраста / Рус.пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. -64 с., ил.

- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л.А. Венгера М., «Просвещение», 1973. – 110 с. с ил.

- Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. Под ред А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.

Учитель-дефектолог                                                                                          Семенова С.М

24.05.2022



Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Тема:

 «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»






Подготовила:

учитель – дефектолог:

Семенова С.М

Актуальность:

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика

– основа развития психических процессов

Цель  создание эффективных, оптимальных условий для для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника с ОВЗ к письму.

Задачи:

  • повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
  • развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы.
  • совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
  • консультировать педагогов (воспитателей) и родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников с ОВЗ.
  • создание картотеки игр, как средство развития графомоторных навыков;
  • работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.


Источники самообразования: методическая литература, интернет-ресурсы, вебинары, курсы повышения квалификации, методические объединения, мастер-классы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога
  • улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
  • разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
  • разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
  • обобщение опыта работы.


Этапы работы:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
  3. Апробировать возможности использования подобранных методик.

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Проанализировать психолого - педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных

навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.

3. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.

Диагностика.

Выявить уровень развития графомоторных навыков детей группы на начало учебного года;

Научить детей правильно держать карандаш;

Предложить детям выполнить следующие задания:

- Рисование по трафаретам

- Штриховка.

- Работа со счетными палочками.

- Работа с разными крупами.

-Выкладывание последовательностей,(по показу, по образцу) .

Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течение всего года).

- Индивидуальные беседы с родителями по теме

«Что такое мелкая моторика и почему надо ее

развивать?».

Продолжать работу направленную на развитие мелкой моторики:

- совершенствовать умение детей правильно держать карандаш

- пальчиковая гимнастика, физминутки.

- лепка из пластилина

- работа с конструктором Лего.

- рисование по трафаретам.

- штриховка.

- игры с мелкими предметами.

- работа с разными крупами.

- Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

- Продолжать отрабатывать умение работать в «строке»

- Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук.

- Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш;

- Различные виды аппликаций.

- Рисование по трафаретам.

-Штриховка по всем лексическим темам, (обводка, штриховка);

- Составление картотеки игр для

развития мелкой моторики рук;

- Изучение интернет-ресурсов по теме.

Продолжать учить детей ориентироваться на листе;

Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

Проводить пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности

-Предоставить родителям

информацию по данной теме.

1. Закреплять умение правильно держать карандаш.

2. Пальчиковая гимнастика, физминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со

скороговорками.

4. Пальчиковый театр.

5. Лепка из пластилина

6. Работа с конструктором Лего.

7. Различные виды аппликаций.

8. Рисование по трафаретам.

9. Штриховка по всем лексическим темам

(обводка, штриховка)

10. Дорисовка.

11. Лабиринты.

12. Дидактические игры.

13. Шнуровка.

14. Игры с мелкими предметами.

15. Пазлы, мозаика.

16. Работа в песочнице с песком.

17. Работа с разными крупами.

-Составление картотеки игр для

развития мелкой моторики рук.

-Изучение интернет- ресурсов по теме.

- Провести консультацию для родителей «Развитие

графомоторных навыков у воспитанников».

- Продолжать учить детей

ориентироваться в тетради в

крупную клетку.

-Расширять знания

родителей о том, как надо

развивать графомоторных

навыки у детей.

-Продолжать развивать у

детей воображение и

графический навык.

- Продолжать работу по развитию мелкой моторики

(см. выше)

- Работа над развитием графомоторных навыков в

рабочих тетрадях со штриховкой, по математике.

- -Работа с трафаретами по всем лексическим темам

(обводка, штриховка)

- Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к

письму дома»

-Продолжать изучать

литературу по данной теме.

-Продолжать развивать у

детей графический навык.

-Знакомство с литературой:

1.Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание,

1987. - С.49-53.

2.Алексеева Е.Н. Рука- волшебница. - Псков, 2005.

-Предложить детям выполнить упражнение:

обвести по точкам цветными карандашами, затем

раскрасить рисунок.

-Продолжать развивать у

детей графомоторные

навыки.

- Продолжать работу по развитию мелкой

моторики. (см. выше)

- Совершенствовать навыки развития

графомоторных навыков в рабочих тетрадях со

штриховкой, по математике.

-Диагностика. Выявить

уровень развития

графомоторных навыков у

детей на конец учебного

года.

-Выполнение всех отработанных заданий в течение

всего учебного года

-Анализ результатов исследования: «Чему мы

научились».

-. Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года. Рекомендации

работы на летний период

Представление материала: отчет в виде презентации, публикация материала на личном мини-сайте.

Результат работы: улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.

разработала консультаций, памятки  направленные на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.

разработала картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Литература:

  • Зинкевич – Евстегнеева Т. Д. ,. Нисневич JI. А «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт - Петербург, 1998 г.
  • Метиева Л. А. Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»: Сборник игр и игровых упражнений - М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 128 с.
  • Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М.:Просвещение, 1982.
  • Удальцова Е.И. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста». Москва, 1958.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Отчёт по самообразованию

С этим отчётом я выступила  в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Мой отчёт по самообразованию

Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...