Доклад на тему: "Влияние музыки на развитие речи дошкольников"
статья

Для успешного решения данных задач за основу работы по речевому развитию в музыкально — коммуникативной деятельности беру погружение в лексическую тему на основе музыкального материала, многократность повторения речевого материала в разных формах музыкально — коммуникативной деятельности: беседах, речевых ситуациях, играх с правилами, придумывании и отгадывании загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki_na_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx22.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района

«Детский сад № 30 «Сказка» комбинированного вида г. Вольска Саратовской области»

Приложение 3.3.

Доклад на тему:

Влияние музыки на развитие речи дошкольников

Разработала

                                                                                музыкальный руководитель

Рыжова К.П.                                    

Музыка и музыкально-художественная деятельность — это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть.

Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.

Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их.

Известно, что наша речь и музыкальный язык  схожи по своему строению. Так, например, слову  в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.

Музыка –  это, прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию,  к размышлению об услышанном.  В младшем возрасте педагог сам рассказывает об услышанном,  а  в старшем возрасте ребенок самостоятельно высказывается о содержании музыки,  о ее характере. Старшие дети сами придумывают небольшие рассказы или истории из жизни, связанные с тем или иным музыкальным произведением. Тем самым у ребенка обогащается словарный запас, связная речь (т.е. не просто отдельными словами, а предложениями).

Слушание музыки – это самостоятельный  вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других  видов музыкальной деятельности  и  является ведущим.

Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец  или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.

Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании  личности  ребёнка.   В решении коррекционных задач слушание музыки  оказывает действенную помощь.

Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей.  Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех,  кто имеет другие нарушения речи.  Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности  (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора;  нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного,  голосообразовательного);  развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как  хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т.д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

При разучивании песни у ребенка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности (какое? – лучистое). Педагог акцентирует внимание детей на этом и дети исправляются.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В музыкальном воспитании есть еще один раздел, где речь ребенка является одним из самых важных факторов – это театральная деятельность. Здесь ребенок может полностью раскрыть все свои способности (вокальные, танцевальные). И правильная речь ребенка здесь играет огромную роль. Поэтому при разучивании сценки педагог уделяет большое внимание не только на эмоции, на движения, но и на правильную речь.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации движений с речью способствуют воспитанию слитности и выразительности фраз.

Исполняя образные танцы, дошкольники учатся передавать в движениях  под музыку разнообразные игровые образы: лисичка — хитрая и кокетливая, медведь — неуклюжий, но добрый и т. д. Дети с удовольствием перевоплощаются в игровые образы, этому способствует речевая ситуация, которая настраивает на передачу образа. А по окончании танца, дети рассказывают, почему был создан тот или иной образ. Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям детей и имеют сюжетно — образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песен или смысл новых слов.

Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

Помимо занятий, колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.

Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость. На моих занятиях всегда царит доверительная обстановка. Дети не боятся высказывать свое мнение. Конечно, у них бывают затруднения в подборе нужных слов для высказываний, они допускают ошибки.

        Понимая важность воздействия музыки на речь детей, мы выделяем музыкально – коммуникативную детскую деятельность как одну из эффективных в речевом развитии дошкольников. В своей работе мы решаем следующие задачи:

  • развивать у детей умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;
  • развивать все компоненты устной речи детей;
  • развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
  • развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память;
  • совершенствовать развитие общей и мелкой моторики;
  • развивать артикуляционные движения;
  • развивать мелодико — интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.

Для успешного решения данных задач за основу работы по речевому развитию в музыкально — коммуникативной деятельности беру погружение в лексическую тему на основе музыкального материала, многократность повторения речевого материала в разных формах музыкально — коммуникативной деятельности: беседах, речевых ситуациях, играх с правилами, придумывании и отгадывании загадок.

Используемая литература:

  1. Н.Г. Кононова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников;
  2. О.С. Боромыкова. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением;
  3. Г.А .Волкова. Логопедическая ритмика;
  4. М.А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей;
  5. Н.А. Ветлугина. Художественное творчество в детском саду.
  6. Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы на тему : "Влияние пальчиковых игр на развитие речи дошкольника" ( статья, картотека, упражнения)

Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяют движения взрослых...

Доклад на педсовете «Современные технологии для развития речи дошкольников».

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи....

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Педсовет. Доклад "Влияние музыки на развитие речи дошкольников"

Доклад "Влияние музыки на развитие речи дошкольников"...

Доклад на тему: Влияние танцевальной деятельности на развитие дошкольников"

Среди множества форм художественного воспитания детей занятия танцами занимают особое место. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для...

Доклад на тему: влияние танцевальной деятельности на развитие дошкольников

Крушельницкая Е.И.  доклад на тему: влияние танцевальной деятельности на развитие дошкольников...