Выступление на городском семинаре-практикуме "Квест - как технология физкультурно-оздоровительной работы"
методическая разработка

Елена Александровна Рокутова

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gorodskoy_seminar_kvest.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик»

Выступление на городском семинаре – практикуме

«Применение квест-технологий в образовательном процессе ДОУ»

по теме:

 «Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

(из опыта работы)

               

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Рокутова Елена Александровна

г. Озерск,

 30.01.2020г.

(Слайд № ) Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

 «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в ФГОС ДО согласно которого одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, которые имеют двустороннюю направленность (Слайд № ):

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач (Слайды № ):  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

В своей работе использую следующие технологии: дыхательная гимнастика, релаксация, игровой стретчинг, психогимнастика, цветотерапия и т. д., но особого внимания заслуживает технология квест.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует совершенствованию основных физических качеств дошкольников, а также их двигательных умений и навыков.

Для того чтобы квест действительно был увлекательным, развивающим физические качества и, в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм, как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. 

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

(Слайд № ): При подготовке и организации образовательных квестов после определения целей и задач, учитываю категорию участников (дети, родители), пространство, где будет проходить игра и как итог -  составляю сценарий. Далее необходимо замотивировать детей в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!

Как и любая технология квест имеет свою структуру, которая представлена на Слайде № .

Этапы организации

1. Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:

- деление детей на группы;

- обсуждение правил квеста;

- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.

2. Прохождение этапов игры. В процессе игры участники последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

  1. Оценка. Приз.
  2. Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия)

Педагог ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

  1. Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
  2. Информационная - приобретение детьми нового знания;
  3. Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
  4. Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

         Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что вас удивило?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

(Слайд № ) В нашем детском саду квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Квесты проходят на территории детского сада, спортивном и музыкальных залах, спортивной площадке, бассейне.  

Для составления маршрута используем разные варианты (Слайд № ):

  • Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
  • «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
  • Карта (схематическое изображение маршрута);
  • «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

           Чаще всего используем в своей работе линейные и кольцевые квесты.

Линейные квесты – это выполнение участниками заданий по определенному маршруту, дети идут от одной точки и встречаются в другой точке, на конечной станции. Вот некоторые наиболее интересные линейные квесты:

(Слайд № ) Квест «Космическое путешествие», который проводится в здании детского сада. Целью этого квеста - формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни. Дети получают письмо от космического гостя Телепузика, который заблудился и никак не может приземлиться, чтобы поздравить детей с днем Космонавтики. Так как в игре участвовали две группы, то получилось две команды. Маршрут дети искали по завязанным заранее ленточкам, у каждой команды свой цвет. Таким образом каждая команда пошла по своему маршруту, встречая на пути разных героев (Андромеду, космических пиратов, ..) и выполняя различные задания. В игре задействованы все специалисты детского сада и используются для прохождения станций спортивный и музыкальный залы, бассейн, кабинет психолога.

(Слайд №  ) Квест-игра «Путешествие в царство Нептуна». Игра проходит на спортивной площадке в летнее время года. В игре так же принимают участие специалисты и педагоги детского сада. Мотивацией служит  следующее: педагог  вместе с детьми, на утренней гимнастике находит большой сундук с сокровищами и запиской, в которой морской царь Нептун предлагает встретиться и отыскать ключ от сундука. Здесь участвуют 3 команды  и все двигаются по определенному маршруту, который указывают персонажи (Русалочка,  Кикимора,   Царь Нептун) после выполнения заданий (назвать морского обитателя, наполни сосуд, поймай рыбку, не попадись на удочку, пробеги под волной и т.п.) на каждой станции дети получают фрагмент ключа от сундука. После прохождения всех этапов, все персонажи и участники собираются на площадке, складывают из частичек ключ и открывают сундук с сокровищами (золотые шоколадные монеты).

(Слайд № ) Квест - игра «Веселые военные учения», посвященная 23 февраля. В ней принимают участие воспитанники старших и подготовительных групп. Приглашается военный, который предлагает в честь праздника Российской армии пройти спецзадание – поиск военной посылки по карте. Дети проходят этапы:

  1. «Строевая подготовка»  (исполнение перестроений и отрядной песни) – музыкальный зал;
  2. «Варяг» (эстафеты «Буксир», «дайверы», «Собери гильзы») – бассейн;
  3. «Спортивный» (эстафеты «Меткий стрелок», «полоса препятствий», «разведчики»);
  4. «Военная смекалка» (команды должны продолжить пословицу о жизни солдата) – группа;
  5. «Оказание первой медицинской помощи» - кабинет педагога – психолога.

После прохождения всех этапов отряды сдают карты военному. Военный благодарит отряды за службу, награждает за проявление ловкости, силы, выносливости, смекалки и взаимовыручки призами из найденной посылки.

     (Слайд № ) Кольцевые квесты очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном. У каждой команды определенная последовательность прохождения станций.

К таким квестам в нашем детском саду можно отнести:

         (Слайды № ) Квест «Масленица», ставший уже традиционным для нашего ДОУ, который проводится на улице, и с каждым годом становится еще увлекательнее. Утром дети получают голосовое сообщение от Весны с просьбой помочь найти и собрать яркие весенние солнечные лучики. Каждая группа получает поисковую карту с маршрутом. На каждой станции детей встречают герои:

  1. Калитка-вход – Василиса Премудрая
  2. Участок группы 7 – Медведь
  3. Площадка для зарядок - Скоморох
  4. Участок  группы 12 Матрешка
  5. Участок группы 11 –Баба Яга, которые предлагают пройти спортивные испытания: полоса препятствий, эстафеты на меткость «Попади снежком в цель», на ловкость и равновесие «Не урони блин» (перенос блинов на сковородках змейкой), на скорость «Полет на метле» и т.д.

После каждого правильно выполненного задания участники получают заветный лучик и прикрепляют его к весеннему солнышку, Масленица загорается, детей угощают блинами.

(Слайд № ) Квест «День Победы отмечаем – силу, ловкость проявляем!» также традиционно проводится в мае на территории детского сада с привлечением 5 групп старшего дошкольного возраста. В этой игре дети на разных станциях проходят испытания на меткость, выносливость, быстроту, силу и смекалку, упражняются в строевой подготовке.

            Можно перечислить еще множество квестов, которые проводятся в детском саду, от самых простых и до ставших уже традиционными, но самое главное, это то, что все они помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов.  Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.

ВЫВОД: (Слайд № ) Квест-игры одно из эффективных и интересных средств физического воспитания, направленных на развитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Инновационные технологии физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ".

В презентации содержится материал о технолоиях используемых на физкультурных занятиях....

Выступление на общем родительском собрании на тему «Физкультурно – оздоровительная работа в детском саду»

   В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личн...

Из опыта работы "Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работе в ДОУ"

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями?...

Из опыта работы МБДОУ "Детский сад № 12 г. Красноармейска" по теме:" Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ".

В дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа по физической культуре "Будь здоров малыш!", которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательн...

Выступление на городском методическом объединении: «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда ДОУ. Биоэнергопластика».

        Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том ч...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...