План по самообразованию на тему "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"на 2023-2024гг
материал (средняя группа)

Шлидт Екатерина Витальевна

План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования" за 2023-2024гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_za_2023-2024gg.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

 Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей

через нетрадиционные  техники рисования»

2023-2024гг

Воспитатель: Шлидт Екатерина        

                                                                                   Витальевна

г. Барнаул

2023 г

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2023 – 2024 уч. год.

Средняя группа.

Сентябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Осенний  ковер»

Печать листьями

Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.

2.

«Веточка рябины»

Рисование пальчиками, печать листьями.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта.  Учить передавать в рисунке  характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди)

Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Октябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

«Земное солнце»

(Подсолнух)

Пальчиковое рисование

Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой. Продолжить знакомить детей с техникой пальчикового рисования. Формировать чувство ритма и цвета.

 Альбомные листы, гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитра, салфетки, муляж или натура подсолнуха.

2.

«Что созрело в огороде»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа   бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»

Ноябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Дымковская игрушка»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками.

Совершенствовать умение детей в различных  нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции.

Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации.

2.

«Мое любимое дерево в разное время года»

Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Декабрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Домашнее животное – собака»

Различные

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка.

Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.

2.

«Сказочный лес»

Рисование солью.

Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Альбомная бумага, клей ПВА, соль.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»

Январь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Зимний лес»

Рисование восковыми мелками, свечой.

Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла.

Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски.

2.

«Волшебный аквариум»»

Печать по трафарету, пальцами, листьями.

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции.

Краски, листья, трафареты, бумага.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Февраль

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Сюрприз для  папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.

2.

«Разноцветные шары»

Рисование мыльной пеной

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Пластилиновая живопись»

Март

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Букет незабудок для мамы»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки.

2.

«Какого цвета весна»

Кляксография

Учить создавать образ  используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники.

Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Апрель

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Веселые матрешки»

Граттаж.

Познакомить детей с техникой «граттаж». Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.

2.

«Море»

Граттаж.

  Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в  технике «граттаж». Продолжать учить создавать композицию рисунка.

 Развивать чувство ритма.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски»

Май

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Цветочная поляна»

Печатки из пластилина

Познакомить с техникой печать пластилином. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин.

2.

«Нарисуй, что хочешь»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение детей в рисовании ватными палочками. Развивать воображение, художественное восприятие.

Гуашь разных цветов в мисочках, ватные палочки.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Методическая работа

Сентябрь

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года.

Декабрь

Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования.

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Февраль

Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Бланки анкет по данной теме.

Май

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года.

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования»

«Сундучок познаний»

Выставка семейных работ по технике «Ниткография»

Октябрь

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Ноябрь

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике.

Декабрь

1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». 2.Совместный праздник «Новый год»

Выставка работ

«Рисуют родители»

Январь

1. Консультация для родителей: «Зимние художества».

2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима»

Выставка совместных работ «Зимушка - зима»

Февраль

Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике»

Буклет «Виды нетрадиционного рисования»

Март

Консультация для родителей «Рисовать - это важно!»

Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!»

Апрель

Гостиная для родителей «Творим вместе»

Выставка совместных работ «Творим вместе»

Май

1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы.

Альбом с детскими работами.

Презентация «Мы любим рисовать!»

Работа с детьми

Сентябрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Ласковое солнышко»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые шары»

3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь ежа из палочек»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Проведение игры.

Октябрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «В саду созрели яблоки и груши»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Осеннее дерево»

3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Веселые мухоморы»

Выставка рисунков.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Ноябрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Веселые кляксы»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Гроздь рябины»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Декабрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Снежинки»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселый снеговик»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Январь

1. Непосредственно образовательная деятельность «Собачка»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Морозный узор»

Конспект занятия.

Оформление выставки совместно с детьми «Зимушка – зима»

Февраль

1. Непосредственно образовательная деятельность «Конфеты в подарок для Мишутки»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Март

1. Непосредственно образовательная деятельность «Подарок маме»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Красивая тарелочка для Федоры»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери бусы»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Апрель

1. Непосредственно образовательная деятельность «Сказочное царство подводного мира»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Звездное небо»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет»

Конспект занятия.

Оформление выставки совместно с детьми «Творим вместе»

Конспект игры.

Май

1.Развлечение «В гостях у Весны»

2. Закрепление пройденного материала с детьми.

Оценка уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!»

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года.

Самореализация

Ноябрь – май

Реализация программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании.

Презентация «Вот как мы рисуем!»

Май

В течение года.

В течение года.

Отчет по теме самообразования.

Участие в конкурсах в Интернете. 

Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете). 

Выступление на педсовете.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.

Литература:

  1. Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
  2. Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
  3. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
  4. Т.А. Цквитария.
  5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с        

  7. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с

    детьми 3 – 7 лет»

  8. М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»

 9. О.М. Сахарова «Я рисую пальчиками»

 10. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

11. И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками».

      20 познавательно-игровых занятий. –М.: ТЦ Сфера, 2023.-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»

Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...

Отчёт по самообразованию.Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования»

Отчёт по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования» Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, ...

План по самообразованию. Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».

Актуальность темы:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...

План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".

Формировать умение детей  выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...

План саморазвития воспитателя. Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"...

План по самообразованию по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"за 2022-2023гг

План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"...