Педагогу
консультация

Никонорова Ирина Юрьевна

Материал для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей

ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Консультация для педагогов

«Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями»

                                                                                                  Педагог – психолог:

Никонорова И.Ю.

ЗАТО п. Солнечный, 2022 г.

Цель:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов об эффективных формах сотрудничества с родителями в условиях введения ФГОС ДО.

Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного образования, оно стало первой важной ступенью всей системы образования. В центр изменений и нововведений стала гуманизация и индивидуализация педагогического процесса. Целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности ребенка. Несмотря на то, что в последнее время обозначены новые, перспективные формы взаимодействия, которые предполагают активное включение родителей в педагогический процесс детского сада, но чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В семье закладываются основы воспитания, формируется нравственный опыт и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, он приучается осознавать себя полноправным представителем общества, получает первые навыки общения.

В дошкольном учреждении ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, так как они являются основными социальными заказчиками услуг ДОУ.  А все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие педагогов с родителями:

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

Педагоги, должны быть уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  В ст. 44 говорится:

  1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений  их развития.

В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. 

Семья и дошкольное образовательное учреждение – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Часто и педагогам, и родителям воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это все отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что ДОУ – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы и просьбы сотрудников ДОУ. И перед педагогами встает вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательно-образовательного процесса?

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 

Важно помнить, что родителям необходима не столько теоретическая информация, сколько практические рекомендации.  Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться и формы работы детского сада с семьей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.  Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Целью взаимодействия с семьями воспитанников является:

1. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

2. Объединение усилий для развития и воспитания детей

3.Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.

4. Обогащение педагогических умений родителей.

5. Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях

       Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогут сплотить вокруг себя родителей.

Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребёнке.

В педагогике выделяется 4 общих направления работы с родителями:

  1. Традиционное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями, педагогическая гостиная, День открытых дверей, семейный клуб, выявление лучшего опыта семейного воспитания).

Активное собрание родителей может включать:

  • Элементы тренинга («Приветствие»)
  • Мастер-класс
  • Презентацию
  • Видеозапись образовательной работы с детьми
  • Разбор педагогических ситуаций
  • Магнитофонная запись детей

Если организовывать родительские собрания по такой схеме, то родители становятся активными, заинтересованными.

Родительское собрание  традиционно состоит из трёх частей:

  • Вводная часть (цель: организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, создать мотивацию на совместное решение проблемы) – сообщение темы, игры, муз. фон.
  • Основная (начинается с выступления воспитателя группы, других специалистов по теме). Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.
  • Заключительная – «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребёнка в детском саду, проведения досуга, организация совместных мероприятий с детьми.  По окончания собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов.

Рекомендации по проведению собрания:

  1. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
  2. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
  3. Избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждать личность конкретного ребёнка, не следует констатировать неудачи детей.
  4. Вовлекать родителей в обсуждении проблем.

Если родители обращаются к вам за консультацией, нужно помнить, что беседа должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, угроз («вот когда пойдёте в школу, вспомните меня»), обратить внимание на всё хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах. В ходе беседы неуместно сравнивать детей друг с другом, только с успехами и недостатками в сравнении с сегодняшним днём. Результаты беседы не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Для педагогов, как и родителей, существуют определённые табуированные (запретные) слова.

Обвинения, жалобы, демонстрация детской неуспешности:

  • А знаете, ваш ребёнок…
  • Почему вы допускаете, чтобы…
  • Сегодня у вашего ребёнка не получилось…
  • Он сегодня опять…

Погружение родителей в свои проблемы, в своё плохое самочувствие…

  • Я сегодня очень устала …
  • Я себя плохо чувствую…
  • Вы знаете, я не могу ни о чём другом думать, кроме …

2. Информационно-просветительское (консультации, семинары, родительский всеобуч, вечер вопросов и ответов, реклама, газета детского сада, сайты, выпуск информационных буклетов, памяток, брошюр, стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания).

3. Развивающее общественное направление (участие родителей в педсоветах, родительский комитет, инициативная группа, творческая группа).

4. Интерактивное направление. В настоящее время оно считается приоритетным так как позволяет учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.

Традиционно  взаимодействие  родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной  форме  - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов  взаимодействия  в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:

  • Ставят родителей в активную позицию.
  • Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают об успехах ребёнка и собирают деньги на «нужды» группы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
  • Их применение  повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
  • Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна.

Интерактивные формы работы с родителями

  • Круглый стол в форме дискуссии
  • Тренинги для родителей – в ходе которых педагог создаёт условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе.
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций
  • Акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в её решении:

- «Покормите птиц зимой!»;

  • Семейные проекты
  • Мастер-классы – это активная форма обучения родителей, это способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

Тематика мастер-классов:

- «Мастерская Деда Мороза»

- «Как научить ребёнка рисовать»

- «Играем с пальчиками»

- «Играем вместе с детьми»

  • Родительские вечера – «Чайный вечер», Традиции нашей семьи» и др.
  • Родительский клуб «Поговорим о папе», проект «Рюкзак для добрых пап».

Портрет идеального родителя (воспитателя) – заполняется родителями в приёмной на специальном листе с контуром фигуры человека.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами одно из направлений сотрудничества.

Формы взаимодействия:

  • Участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, праздниках, ремонте и благоустройству ДОУ

 Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить благополучное, здоровое поколение, то должны решать эту проблему "всем миром" - детский сад, семья, общественность.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Литература:

- Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с

- Дошкольная педагогика №1 2014г. стр. 54-57. Статья «Нетрадиционные формы работы с родителями» О.В.Шевченко, И.А.Рунева.

- Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - №1. - С.82-92.

http://a2b2.ru/methods/9551_seminar_sovremennye_formy_vzaimodeystviya_s_

semey_v_svete_fgos

http://www.myshared.ru/slide/997744/

- https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/09/16/seminar-praktikum-sotsialnoe-partnyorstvo-dou-i-semi-v



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания - это опасное профессиональное заболевание тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных работников.

Психологи, которые исследовали эту проблему, утверждали, что эмоциональное выгорание - это плата за сочувствие.

  • Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
  • Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение
  • Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.
  • Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
  • Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
  • Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
  • Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
  • Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
  • Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
  • Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
  • Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
  • Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы.
  • Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
  • Посещайте, выставки, театр, концерты.
  • Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
  • Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.
  • Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
  • Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
  • Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
  • Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...