Доклад на тему: «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» (Педагогические чтения).
материал

Цыганова Татьяна Николаевна

Театральная деятельность - это самый распространенный вид

детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит

 в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с

игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы

 и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению

 любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность,

 способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью

 и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют

 реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,

 раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге –

 раскрытию творческого потенциала ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.chtenie_teatralizovannaya_deyatelnost.docx166.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Доклад

на тему:

«Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»

https://documents.infourok.ru/61497f38-8731-45da-86b1-693fff6f0b10/0/image001.png

 

 

 

 

 

 

 

  Подготовила воспитатель

1 квалификационная категория

Цыганова Т.Н. 

 

 

 

                                                            г. Солнечногорск-7

2023 г.

                                                               

                                                                    «Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля…»

Т. Григорьева.

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР—ТЕАТР»

 

                       Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками».

Видео слайд 1.

 Стихотворение «Как хорошо, что есть театр!»

(в исполнении воспитанницы В.Свищевой).



«Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!»

        Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства! Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи».

Уникальным средством развития творческих способности детей является театрализованная деятельность, потому, что в основе его лежит игра. Но не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Как говорили великие люди:

Вольтер. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».

Мерзлякова С.И. «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».

      Занятия театрализованной деятельности не только знакомят детей с миром прекрасного, но и побуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное- помогают психологической адаптации ребёнка в коллективе. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, но как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? Как перенести детскую игру на сцену? 

 «Театр, словно чародей, волшебник, своею палочкой волшебной проведя,

и вот ребёнок, скромный и застенчивый, сегодня вдруг играет короля…»

        Театрализованная деятельность позволяет решать следующие задачи:

1.Знакомить детей с видами театра.

2. Развивать творческие и артистические способности детей средствами театрального искусства.

3. Снимать зажатость и скованность. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

4. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

5. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

6. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

7. Способствовать решению конфликтных ситуаций через игру.

8. Развивать психические процессы (воображения, память, мышление)

      Работая с детьми я особое внимание уделяю проблеме воспитания.  Нельзя рассматривать театр как развлечение. В дошкольный период у ребенка начинает формироваться отношение к окружающему миру: характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям театрализованные постановки, которые учат доброте, порядочности, трудолюбию, а также приводят примеры общения друг с другом, сочувствия, сопереживания.  

     Огромное значение в современном мире придаётся гендерному воспитанию детей дошкольного возраста. Сказочные персонажи могут помочь нам и в этом направлении. Детям зачитываются сказки, подобранные по принципу «мужской» и «женский» сюжет, которые продемонстрируют, какими характерными чертами поведения обладают мужские герои, а какими женские героини, привлекая детей участвовать в инсценировке этих персонажей. Наиболее популярными «женскими» сказками можно назвать «Красная Шапочка»«Спящая красавица»«Белоснежка», «Золушка» и т. д. Самыми популярными сказками для мальчиков «Три поросенка», «Питер Пене», «Вине Пух».

      Театрально-творческая деятельность в детском саду начинается с самого раннего возраста. К детям в гости приходят сказочные персонажи, которых воспитатель использует в обучающем процессе: педагог изображает данного героя, например, применяет ростовую куклу, перчаточную куклу. Появление любимого персонажа удивляет и увлекает каждого ребенка, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его просьбу или поручение. Самое главное условие эффективности таких встреч – добровольное участие в них детей. Каждый ребенок по-своему воспринимает окружающий мир. Но даже самый малоактивный ребенок с интересом прислушается к тому, что говорит им Буратино. 

      В своей работе я рассказываю детям какие виды театра бывают, что такое театрализованная игра, или драматизация, которая является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении.

      С ребятами младшей группы обыгрываем потешки, проигрываем отрывки из русских народных сказок, короткие театральные миниатюры. Работа над постановками объединяет детей, зарождает у них чувство партнёрства, взаимовыручки, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.

Видео. Фертак Марк «Потешки».

       В младшей группе нами была выбрана русская народная сказка «Курочка Ряба», с использованием платкового театра. Перед началом постановки, дети исполнили танец с ложками «Во кузнице».

Видео: танец с ложками и сказка «Курочка Ряба». (Продолжительность 0.58 сек.)

Таким образом через театральную деятельность происходит знакомство с русским народным творчеством. Образы деда, бабки, курочки и мышки были обыграны ярко, эмоционально.

       Я всегда стараюсь творчески осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом всех его особенностей, подметить и развить в детях индивидуальные наклонности.

       Чтобы ребенку было легче войти в образ будущего персонажа сказки или миниатюры я предлагаю детям игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. Это игра способствует развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребёнок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представить себе, какой: большой или маленький, легкий или тяжёлый, чистый или грязный. Детям предлагается сначала действовать с реальным, предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предлагала искать на ковре потерянную бусинку, которая действительная там находилась. А затем предлагала поискать воображаемую бусинку. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогает известная игра. Например, «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!» Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы. В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, подметают веником пол и т. д. Такие игры помогают в дальнейшей театрализованной деятельности.

       Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. В инсценировке театральных постановок, миниатюр я моделирую условия, приближенных к сюжету спектакля-сказки: декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д Вводя детей через игру в мир театра и художественных образов, я использую ширмы, костюмы, маски, грим, парики, афиши, программки, билеты.

       Время не стоит на месте, ребята растут и перед ними ставятся более сложные задачи. Если в младшем возрасте они в большей степени выступали в роле зрителей, то в старшем возрасте они становятся актерами и делают это с огромным удовольствием.

       Создавая обстановку свободы и раскованности, дети старшего возраста могут фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Использовать мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты.

       Огромное влияние имеет театрализованная деятельность на речь ребенка. Если речь младшего дошкольника отличается выразительностью благодаря своей непосредственности и имеет изобразительный характер. В ней можно проследить итерации (усиливающиеся повторы), восклицательные обороты, нарушение обычного порядка слов, широкое использование невербальных средств общения. Поэтому можно говорить о том, что выразительность речи младших дошкольников непроизвольна и неосознанная, она представляет собой естественное следствие их собственных переживаний и эмоций. К старшему дошкольному возрасту речь ребенка становится менее эмоциональной и экспрессивной, более осмысленной, сдержанной и регламентированной. Данный период Л.С. Выготский охарактеризовал как «интеллектуализацию аффекта», поясняя, что прежние средства выразительности уже не отображают ту глубину переживаемых детьми чувств, тогда как новые выразительные средства еще ими не освоены. При этом именно в старшем дошкольном возрасте многие дети начинают проявлять интерес к выразительным средствам речи и литературного языка.  У детей старшего дошкольного возраста появляется желание «рассказать красиво», употребляя «взрослые» литературные слова.

         С 1 сентября 2023 года вступает в силу ФОП ДО. Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.

        Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так К.Д. Ушинский отмечал «что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть «народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. 

         Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей можно проводить при помощи народной культуры. Воспитание фольклором можно и нужно начинать с раннего детства. Фольклорные средства патриотического воспитания являются универсальными. Фольклор развивается вместе с народом, который его несет, впитывая в себя все ценное, что существовало много раньше, и отображая современные социальные изменения. Смело можно утверждать, что фольклор всегда остается самобытным и в тоже время, он всегда современен. Он в доступной форме показывает детям примеры поведения настоящего патриота. Русский фольклор поможет детям понять, что они часть великого русского народа!

          Закончить свое выступление я хотела бы словами В.А. Сухомлинского: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству». 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми

Материал подготовлен на основе опыта работы по театрализованной деятельности с детьми в разных возрастных группах....

Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"

Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с     дошкольниками" ...

Сценарий педагогического совета "Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"

Сценарий педагогического совета в ДОУ " Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"....