Авторская программа "Весёлая логоритмика" для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет
рабочая программа (младшая группа)

Шубенкова Татьяна Евграфовна

Данная программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию музыкально-эстетического и речевого развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon авторская программа58 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа «ВЕСЁЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 ЛЕТ)

  1. Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка. Данная программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию дополнительного образования по музыкально-эстетическому (используются стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен, музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия  и речевому развитию (пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура речи). дошкольников за рамками образовательной программы детского сада.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 20 сентября 2013 года
  • Основная образовательная программа МОУ детский сад №366

Данная программа разработана с учетом

Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /Н.В.Нищева/

Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др./.  

Парциальной программой по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» /И. Каплуновой, И. Новоскольцевой/.

Программой «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой

Программой «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа.

Так же при разработке Программа были использованы следующие методические материалы:
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. — М.: «ТЦ Сфера», 2010г.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. — М.: «ТЦ Сфера», 2010г.
3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей. — СПб.: «Крона.Век», 2012 г.
4. Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. — СПб., «Детство-пресс», 2013 г.
5. Зайцева Л.И. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников. — СПб.: «Детство-пресс», 2013 г.
7. Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду. — М.: «Айрис-пресс», 2009 г.

  1. Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Цель программы: Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством занятий логоритмикой, профилактика отклонений в речевом развитии ребёнка с незначительными нарушениями речи, которую можно осуществить в условиях обычного детского сада путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1. Содействовать созданию благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его индивидуальных способностей.
2. Способствовать созданию у детей мотивации к общению с окружающими.
3. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков средствами синтеза слова, музыки и движения.
4. Способствовать  развитию музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
5. Способствовать развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.

6. Развивать чувства ритма, общую и мелкую моторику.
7. Формировать и развивать и коррекцию слухо-зрительно-двигательной координации.
8. Развивать общее музыкальное и творческое развитие посредством использования различных видов музыкальной деятельности.

Направления работы Программы

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
  • развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  • развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики;
  • развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости;
  • развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

Принципы и подходы.

 Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными ФГОС ДО:

  • индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • интеграции, выполнение развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников;
  • конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • систематичности и последовательности проведения занятий;
  • постепенности подачи учебного материала;
  • концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
  • поддержки инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
  • вариативности, обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.

Методологические подходы к формированию Программы:

  • личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, самосознание, ценности);
  • индивидуальный подход учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, обучающихся;
  • возрастной подход – ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей.
  • позитивный подход – опора на сильные стороны личности и поведении ребенка, позитивная ориентация обучения.

1.3. Возрастные особенности развития дошкольника 3 – 5 лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности, и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-5 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В младшем возрасте дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

В результате освоения Программы повысится уровень развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:

  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • слухового внимания и памяти;
  • статической координации движений;
  • произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • ориентировки в схеме собственного тела;
  • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
  • восприятия пространственных признаков предметов;
  • динамической координации движений рук;
  • артикуляционной моторики;
  • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
  • логоритмической структуры слов;
  • поставленных звуков;
  • функций фонематического слуха;

Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются ориентиром для педагогов и родителей и определяют направленность воспитательной деятельности взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".

Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников  в рамках дополнительного образования....

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

МКДОУ «Детский сад с. Манчаж» Авторское дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Кубик стихов А. Барто»

Авторское дидактическое пособие  для детей младшего дошкольного возраста«Кубик стихов А. Барто»Автор пособия: воспитатель первой квалификационной категории Русинова Л.Н.Возраст детей:...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"

Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....

Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»

Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие логического мышления, как основы интеллект...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ СТРАНА – МОЁ БОГАТСТВО»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. В настоящее время в детском саду реализуется программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспи...