Авторская программа "Весёлая логоритмика" для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет
рабочая программа (младшая группа)
Данная программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию музыкально-эстетического и речевого развития дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа «ВЕСЁЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 ЛЕТ)
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка. Данная программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию дополнительного образования по музыкально-эстетическому (используются стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен, музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия и речевому развитию (пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура речи). дошкольников за рамками образовательной программы детского сада.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 20 сентября 2013 года
- Основная образовательная программа МОУ детский сад №366
Данная программа разработана с учетом
Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /Н.В.Нищева/
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др./.
Парциальной программой по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» /И. Каплуновой, И. Новоскольцевой/.
Программой «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой
Программой «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа.
Так же при разработке Программа были использованы следующие методические материалы:
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. — М.: «ТЦ Сфера», 2010г.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. — М.: «ТЦ Сфера», 2010г.
3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей. — СПб.: «Крона.Век», 2012 г.
4. Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. — СПб., «Детство-пресс», 2013 г.
5. Зайцева Л.И. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников. — СПб.: «Детство-пресс», 2013 г.
7. Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду. — М.: «Айрис-пресс», 2009 г.
- Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Цель программы: Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством занятий логоритмикой, профилактика отклонений в речевом развитии ребёнка с незначительными нарушениями речи, которую можно осуществить в условиях обычного детского сада путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1. Содействовать созданию благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его индивидуальных способностей.
2. Способствовать созданию у детей мотивации к общению с окружающими.
3. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков средствами синтеза слова, музыки и движения.
4. Способствовать развитию музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
5. Способствовать развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
6. Развивать чувства ритма, общую и мелкую моторику.
7. Формировать и развивать и коррекцию слухо-зрительно-двигательной координации.
8. Развивать общее музыкальное и творческое развитие посредством использования различных видов музыкальной деятельности.
Направления работы Программы
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
- развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики;
- развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости;
- развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
Принципы и подходы.
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными ФГОС ДО:
- индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- интеграции, выполнение развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников;
- конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- систематичности и последовательности проведения занятий;
- постепенности подачи учебного материала;
- концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
- поддержки инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
- вариативности, обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.
Методологические подходы к формированию Программы:
- личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, самосознание, ценности);
- индивидуальный подход учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, обучающихся;
- возрастной подход – ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей.
- позитивный подход – опора на сильные стороны личности и поведении ребенка, позитивная ориентация обучения.
1.3. Возрастные особенности развития дошкольника 3 – 5 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности, и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-5 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В младшем возрасте дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
В результате освоения Программы повысится уровень развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:
- зрительного восприятия, внимания и памяти;
- слухового внимания и памяти;
- статической координации движений;
- произвольной регуляции мышечного тонуса;
- ориентировки в схеме собственного тела;
- ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
- восприятия пространственных признаков предметов;
- динамической координации движений рук;
- артикуляционной моторики;
- мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
- логоритмической структуры слов;
- поставленных звуков;
- функций фонематического слуха;
Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются ориентиром для педагогов и родителей и определяют направленность воспитательной деятельности взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-293761-1389957020.jpg)
Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".
Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников в рамках дополнительного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-1352198-1633575844.jpg)
Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/09/picture-631410-1431168460.jpg)
МКДОУ «Детский сад с. Манчаж» Авторское дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Кубик стихов А. Барто»
Авторское дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста«Кубик стихов А. Барто»Автор пособия: воспитатель первой квалификационной категории Русинова Л.Н.Возраст детей:...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-247783-1366794173.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"
Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-321717-1475076493.jpg)
Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»
Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-972200-1510427385.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие логического мышления, как основы интеллект...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/13/picture-1057278-1536825784.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ СТРАНА – МОЁ БОГАТСТВО»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. В настоящее время в детском саду реализуется программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспи...