МУЗЕЙ В СУНДУКЕ
проект

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим. (Шефнер Вадим Сергеевич)

 

В наши дни загруженность родителей не всегда позволяет выделить время для походов в музей. Хотя музеи активно используют разнообразные новые формы привлечения к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, музейные праздники и т.д.). Общаясь с детьми, понимаешь, что это необходимо. После посещения нашего Черепановского краеведческого музея, мне пришла идея создания музея в нашем детском саду. Но хотелось, чтобы наш музей был необычным, коммуникабельным, поскольку место в помещении детского сада для размещения той или иной тематической выставки не так уж много, как в обычных музеях. И тут же пришла идея создания необычного мини-музея. И наш музей «заехал» в старинный сундук.

 

Совместно с педагогами было принято решение, что первая экспозиция "Музея в чемодане" будет на тему: «Игрушки из бабушкиного сундука», так как эта тема детям очень близка.

Считаю, что узнать и полюбить Россию можно, изучая историю её прошлого, начиная например: с игрушек или книг. Это формирует в человеке чувство патриотизма, гражданственности, рождает желание творить. «Музей в сундуке» помог нам познакомить детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например: «время», «культура», «история», «экспонат», «исследователь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_v_sunduke_gotovaya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЧЕРЕПАНОВСКИЙ РАЙОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Р.П.ПОСЕВНАЯ

ЧЕРЕПАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Музей в cундуке

Автор – составитель:

Кичигина Анна Сергеевна,

воспитатель

р.п. Посевная

2023 г.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим. (Шефнер Вадим Сергеевич)

В наши дни загруженность родителей не всегда позволяет выделить время для походов в музей. Хотя музеи активно используют разнообразные новые формы привлечения к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, музейные праздники и т.д.). Общаясь с детьми, понимаешь, что это необходимо. После посещения нашего Черепановского краеведческого музея, мне пришла идея создания музея в нашем детском саду. Но хотелось, чтобы наш музей был необычным, коммуникабельным, поскольку место в помещении детского сада для размещения той или иной тематической выставки не так уж много, как в обычных музеях. И тут же пришла идея создания необычного мини-музея. И наш музей «заехал» в старинный сундук.

Совместно с педагогами было принято решение, что первая экспозиция "Музея в чемодане" будет на тему: «Игрушки из бабушкиного сундука», так как эта тема детям очень близка.

Считаю, что узнать и полюбить Россию можно, изучая историю её прошлого, начиная например: с игрушек или книг. Это формирует в человеке чувство патриотизма, гражданственности, рождает желание творить. «Музей в сундуке» помог нам познакомить детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например: «время», «культура», «история», «экспонат», «исследователь».

Цель: Расширение кругозора и познавательного интереса у дошкольников и их родителей.

 Задачи:

- Познакомить детей с понятием музей, как местом погружения в прошлое;

- Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого;

- Воспитывать уважение к нашим предкам, к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному;

- Обобщить и конкретизировать знания детей;

- Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение речевых игр, тем самым, доставляя детям радость, гордость и удовольствие от занятия;

-Учить бережно, обращаться к экспонатам, которые дороги их семье и другим людям.

Оборудование:

Музейные экспонаты, сундук.

 

Рекомендации к «Музею в сундуке»

 

1. «Музей в сундуке» – мини-экскурсия, включённая чаще всего в непрерывную образовательную деятельность, совместную деятельность взрослого и детей, или самостоятельную деятельность. Музейная экспозиция умещается в одном или нескольких сундуках с музейными экспонатами. «Музей в сундуке», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий. Экскурсия способствует расширению культурного кругозора детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают всестороннее гражданское воспитание личности. Даёт детям возможность испытать гордость от того, что когда-то, совсем недавно, родители играли этими игрушками.

2. Идея экскурсии «Музей в сундуке» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей.

3. Экскурсию можно проводить в любом помещении детского сада. Тематическая экспозиция и экспонаты размещаются в сундуке, что является очень удобным для его транспортировки. Благодаря «Музею в сундуке» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается их любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.

4. Длительность экскурсии может быть различной. Ребята открывают мир, который был им неизвестен, через знакомство с экспозициями.

5. Под экспозицию выделено специально отведенное место в помещении детского сада, доступное взору детей, обеспечен свободный доступ к нему в любое время дня.

 

Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам:

- Наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);
- Интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы ДОУ);
- Научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);
- Мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);
- Доступности (все экспонаты доступны для детей).
Перед занятиями по ручному труду мы проводили беседы о том, как раньше проводили вечера, когда не было электричества, техники, игрушек и т.д. Как вечерами, при лучине, делали тряпичные куклы, куклы - пеленашки, куклы- обереги, из тряпочек и лоскутков.

Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в нашем музее.
1. В нашем музее нельзя шуметь: «Слушай сам и дай слушать другому».
2. Многие экспонаты разрешено трогать руками.
3.Рассмотренные экспонаты нужно положить на место: «Сохрани историю для других».
4. Экспонаты нельзя ломать.
5. Можно и даже нужно задавать вопросы.
6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
8.Нужно быть доброжелательным по отношению к другим: «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».

 

Экспозиция  «Игрушки из бабушкиного сундука»

 В акции активно приняли участие  наши родители, приносили экспонаты, которые дороги их семье. Дети с большим интересом рассматривали игрушки и сами с удовольствием рассказывали об принесенных экспонатах.

Интерес к музею не угасает, дети продолжают приносить игрушки. С нашим «Музеем в сундуке» мы ходили по группам детского сада, где каждый хозяин своего экспоната с удовольствием и гордостью, рассказал о своём вкладе в «Музей в сундуке».

 В своей работе постаралась испробовать всевозможные методы и приемы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. При создании нашего «Музея в сундуке» мы учитывали эту возможность.
Ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как известно многим, является игра: в ней ребенок не только смотрит, но и прикасается к жизни, производит пробы в познавательной деятельности. В игре он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть экспонат вблизи, произвести с ним определенные действия, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, - заинтересованность помогает легче усваивать содержательный материал.

«Музей в сундуке» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с семьями воспитанников. В нашем детском саду часто проводятся музыкальные праздники, досуги, посвященные народным традициям и культуре русского народа.

Экспозиции «Музея в сундуке» в группах дошкольного учреждения позволяют вести разноплановую работу с детьми: применять различные методики, использовать материалы для всех видов образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.

На этом наша работа с родителями и детьми по созданию мини музеев не заканчивается. У меня есть ещё два сундука, и мы уже выбрали темы для следующих экспозиций «Музея в сундуке»: «Русская изба» и «музей Матрёшек».

Во время организованной образовательной деятельности мы планируем изготовление тряпичных кукол: куклы-обереги, куклы-веснянки, куклы-пеленашки и т.д. для пополнения нашего «Музея в сундуке».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте  отображ...

фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"

фольклорное развлечение для детей старшего возраста....

Сундук с сюрпризом от Василисы Премудрой

выпускной праздник для детей подготовительной группы...

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия для детей 7-го г.ж. И.А. Румянцева

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия по краеведению  для детей подготовительной группы, И.А. Румянцева, воспитатель  МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Экскурсия в музей на выставку "Добрый друг сундук".

Дошкольники подготовительной группы посетили в музее выставку "Добрый друг сундук". Дети узнали, что сундук - прадедушка шкафа и какие были в старину разные сундучище и сундучки. В них храни...