«О формировании основ финансовой грамотности посредством виртуальных эксурсий»
статья (подготовительная группа)

Баранова Нина Анатольевна

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем вначале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но мы не учим их грамотно распоряжаться деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«О формировании основ финансовой грамотности

посредством виртуальных эксурсий»

«Деньги – это одно из воплощений силы.

Но еще большей силой обладает финансовое образование.

Деньги приходят и уходят, но если вам известно

как они работают, то вы можете управлять

ими и становится богаче»

Роберт Кийосаки

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем вначале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но мы не учим их грамотно распоряжаться деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе,  рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Таким образом, формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить, основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывать. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Работа проводилась с детьми 6-7 лет. Дошкольникам интересна эта тема: кто-то спрашивает об этом, кто-то находит монетки и стремится отнести домой в копилку, а кто-то приносит в кармане монетки и собирается после садика пойти в магазин с кем-то из взрослых и купить что-нибудь вкусное, не всегда понимая, что монетки для этого мало.

Изучая эту тему, взяли за основу программу А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику». Для начала определили цель работы.

Цель нашей работы: Заложить основы финансовой грамотности у ребёнка – дошкольника. Помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества» 

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

·       Сформировать первичные экономические понятия;

·       Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

·       Признавать  авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие

·       Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

·       Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях

В работе использовали разные формы работы.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности использовали как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, наблюдения, театрализованные постановки и др., так и современные (ситуационные задачи, викторины, виртуальные экскурсии в  места социальной сферы, видео снятые родителями о своей профессии.).

Я остановлюсь на виртуальных экскурсиях

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны. Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию. 

Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:

  • Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint.
  • Видеоэкскурсии.
  • Интерактивное общение с помощью программы Skypeп.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ «ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ»

  • Выбрать тему экскурсии
  • Обозначить возрастную группу экскурсантов
  • Определить цель экскурсии («Я создам экскурсию для того, чтобы…»)
  • Определить задачи экскурсии («Для достижения цели я организую…, я со дам…, я предусмотрю… и т.д.»)
  • Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала.
  • Изучение источников.
  • Определить содержание экскурсии («Моя экскурсия расскажет о…»)
  • Сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта.
  • Составить маршрут экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок).
  • Предварительно определить, какие возможности Power Point будут использованы (гиперссылки, анимация, триггеры, звук и др.).
  • Подготовка текста экскурсии.
  • Выбор методических приемов проведения «виртуальной экскурсии».
  • Показ экскурсии.

И мы решили, почему бы не попробовать эту инновационную форму работы. Темы экскурсий подбирали сами, согласно поставленным целям и интересам детей. Затем выбираем литературу и проводим предварительную работу с детьми. Далее изучаем экскурсионные обьекты, определяем технику ведения виртуальной экскурсии, сканирую фотографии или других иллюстрации необходимые для представления, подготавливаем комментарий к ней  и показ экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".

На основном этапе происходит:

  1. Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.
  2. Проведение виртуальной экскурсии через просмотр видеоэкскурсии с обсуждением.
  3. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей.
  4. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используюем приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагается задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным

Работу вели по блокам:

Первый блок «Труд - продукт (товар)». Здесь дети знакомятся с профессиями людей.

 Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.

Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). 

Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней

производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

Работая по лексической теме «Наш город», провели виртуальные экскурсии по предприятиям нашего города: «ОЭМКА», «Авида», «Славянка», «СГОК». Узнали, какую продукцию выпускает молочный комбинат, «Славянка». Мы выяснили, что результат труда – это то, что сделали люди своими руками или с помощью машин.

Так же в работе использовали видео ролик «Труд моих родителей», в ходе которых дети учились ценить чужой труд, беречь его результаты. Уточнили представления детей о профессиях их родителей.

Второй блок «Деньги, цена».

Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).

Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходимо производство товаров и услуг.

Познакомились подробнее с понятием «деньги» через просмотры презентаций («Дом – где живут деньги», «История денег», «Деньги разных стран»), мультфильмов.

После ознакомления с этим блоком дети усвоили  основные  экономические   понятия: товары, услуги, продажа, цена, деньги, «доходы» и «расходы». Узнали, что такое бюджет и из чего он складывается.

Следующий блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства,

желания и возможности». 

Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

Основная задача работы по блоку – воспитание правильного, осознанного отношения детей к рекламе.

Знакомство с рекламой проводили с рассматривания разнообразных буклетов, газет, просмотра мультфильма «Как старик корову продавал», видеороликов реклам.

В конце данного блока подошли к выводу, что реклама – это красочное представление товара.

Последний блок «Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».

В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки и закреплять их повседневно. Для этого выработали правила группы : соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают для игр и труда, не тратить ничего зря, уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить.

Большую помощь оказал мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», где доступно в игровой форме показаны все разделы финансовой грамотности.

Подводя итог, можно сделать вывод, что главными результатами реализации блочной системы работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников является то, что дети могут:

  • активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей;
  • адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
  • знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  • проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).

Таким образом, виртуальные экскурсии положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.

В дальнейшей работе для себя поставила задачи: продолжать повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу, продолжать работу с детьми.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

В будущем я продолжу работу по этой теме со следующими моими воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности и экономической культуры дошкольников(5 - 7 лет) «Финансовая школа»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...

Интерактивное занятие по формированию основ финансовой культуры «Финансовая школа»

Интерактивное занятие по формированию основ финансовой культуры «Финансовая школа»...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...