Методическая разработка "Элементарное музицирование, как один из методов развития музыкальных способностей детей" Из опыта педагогической работы.
методическая разработка

Баландина Наталья Михайловна

Игре на детских музыкальных инструментах уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.   В раннем возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «МБДОУ детский сад №67 «Виктория»

20223 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ».

Из опыта педагогической работы.

                                                                           Баландина Н.М.

          Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах  развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

    Игре на детских музыкальных инструментах уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

      Благоприятному музыкальному развитию малышей способствует организация музыкальной среды в группе: наличие музыкальных игрушек, негромко звучащих музыкальных инструментов (бубен, барабан, колокольчик, погремушки), музыкально-дидактических пособий и игр.

Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки. Тот, кто играет на нём – почти волшебник».

Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т.д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.

Музыка необходима малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого.

       В раннем возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

 Цель: формирование музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста.

Задачи (общие)

  1. совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка
  2. становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

3.Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их.

4.Развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

 5. Познакомить детей с простейшими музыкальными инструментами:     бубен, барабан, колокольчик, погремушка, треугольник

 6.Формировать у детей чувство ритма.

 7. Учить детей импровизировать со звуком при игре на самодельных музыкальных игрушках.

        В работе с детьми использую погремушки, бубны, маракасы, деревянные ложки, деревянные кубики, колокольчики. Для разнообразия и для того, чтобы заинтересовать ребят, сделала:

-  шумелки, наполненные   разным  сыпучим материалом;

_ шумелки в виде пчелок (из пластиковых яиц  от киндер  сюрпризов);

- на резинку нанизала пластмассовые пробки от пластиковых бутылок, которые издают при растягивании резинки, звук.

 При организации выставки родителей «Музыкальный инструмент своими руками» - были сделаны так же шумовые и плоскостные музыкальные инструменты. Детям очень нравится хлопать в перчатках,  на сторону ладони которых нашиты пуговицы.

   Так как занятия в младших группах небольшие по длительности, включаю игру на инструментах эпизодически,  давая задания в игровой форме:

- развитие динамического слуха (громко – тихо)

   игры: «Испугай Лисичку», «Нас услышит Дед Мороз», «Тихие    звоночки»;

  -развитие ритмического слуха:  «Играй как Зайчик?», «Играй, как я»

- развитие ладового слуха: «Грустно – весело», «Кукла будет танцевать».

       Музыкальные инструменты использую не только на занятиях, но и в развлекательных мероприятиях, на утренниках.

     Дети младшего возраста очень любят играть на шумовых инструментах. У них проявляются положительные эмоции, чувство радости и восторга, они прислушиваются к тому, что и как играют взрослые, стараются повторить  игру так же динамически и ритмически.

       К концу учебного года дети 2 младшей группы знают и называют простейшие музыкальные инструменты, различают их по звучанию, ритмично аккомпанируют ими под музыку, которую я исполняю на фортепиано,  в соответствии с динамикой и темпом.  Игра на шумелках и музыкальных инструментах доставляет удовольствие, дети активно вступают в самостоятельную музыкальную деятельность в группе.

          Игра на музыкальных инструментах всегда вызывает у детей массу положительных эмоций. Начиная с младшей группы, дети знакомятся с шумовыми и музыкальными инструментами, знают их название, звучание и приемы игры. Знакомя детей с тем или иным инструментом, рассказываю о нем, показываю, какие приемы игры можно применять.

Не у всех малышей получается с первого раза держать правильно бубен, ложки, дети старшего возраста иногда затрудняются правильно взять трещетку, и извлекать на ней звук.  Включаю игру детей на шумовых музыкальных инструментах   и музыкальных инструментах во все виды  музыкальной деятельности:

   

   -  во время пения дети выстукивают ритм песни на вступление , проигрыш, музыкальное заключение. При исполнении частушек дети аккомпанируют себе на шумовых инструментах: деревянных ложках, трещетках, бубнах. Песню «Дождик» или «Весенняя песенка» более интересными делают звенящие на вступление и проигрыши, колокольчики. Инсценирование р.н.п. «Где был, Иванушка?» проходит под аккомпанемент деревянных ложек.

- во время проведения музыкально – ритмических  упражнений, танцев и игр использую шумелки, погремушки, колокольчики, деревянные ложки, бубны.

Например: «Танец с бубнами», «Погремушки» муз. Вилькорейской, игра «Кто скорее возьмет погремушку» рус.нар. мел., игра «Ищи» Ломовой, «Оркестр» муз. Гобсека.

- во время проведения музыкально – дидактических игр

- индивидуальная  и самостоятельная музыкально-эстетическая

 деятельность; (на занятиях, в свободное от занятий время, в группе);

- музыкальные досуги: «Чудесный мешочек», «Наш оркестр», «У мишутки день рожденья», «Подарок Деду Морозу», «Веселый музыкант»,  «У каждого свой инструмент», « Звери – музыканты»  и т. д.

           К подготовительной группе, практически не было  детей, которые не освоили  бы навыки игры на музыкальных инструментах.  У ребят хорошее чувство ритма, дети самостоятельно выбирают наиболее понравившийся инструмент, играют на нем, придумывают ритмы, аккомпанируют себе при пении песен, играют самостоятельно и в ансамбле, используют музыкальные инструменты  в хороводах, музыкальных играх. Знают и используют приемы звукоизвлечения. Могут назвать наиболее полюбившийся инструмент,  обосновав  свое отношение к нему. Дети любят играть в оркестре на занятиях и в свободное от занятий время (групповые уголки оснащены музыкальными инструментами по возрастным требованиям), ребята успешно выступают на таких праздниках, как «Осенины», «Новый год», «Мамин день», «Весенняя ярмарка», «Выпускной бал».

    Конечно же,  есть определённые трудности и проблемы, часть из которых я стараюсь  решать совместно с воспитателями и родителями в течение года, и которые ещё предстоит решить в дальнейшем. Это недостаточное количество музыкальных инструментов, которое дополняем  всевозможными шумелками, звучащими поделками из подручного материала, сделанные своими руками. Надо сказать, что они ребятам нравятся не меньше, чем музыкальные инструменты.  Не сразу вливаются в игру в ансамбле или оркестре дети с недостаточно  развитым ритмическим слухом, трудно  дается  и  игра на металлофоне, так как это мелодический инструмент.   Для  улучшения  показателей  музыкального - ритмического  развития и освоения игры на металлофоне проводила  индивидуальную  работу  с детьми,  в  результате  которой  они  стали  проявлять  интерес  к  музицированию.

В группах организованны музыкальные уголки, в которых ребята самостоятельно, в свободное от занятий время, могут заниматься музицированием.  Информация для родителей - консультация «Музыкальный уголок дома».

 Информация для родителей - консультация «Музыкальный уголок дома», «Детское  музицирование».

Диагностика по развитию элементарного музицирования детей

проводилась по следующим критериям:

1.Устойчивый интерес к музицированию.

 2.Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах и передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.

3. Чувство ансамбля.

                   

Личностные результаты непосредственно – образовательной музыкальной деятельности

Эти результаты я хочу привести на примере двух воспитанников ДОУ. Первый ребенок – Оля, девочка, которая пришла в детсад  с ЗПР и задержкой речевого развития в возрасте 3 лет, второй – Сережа. Ребенок, который до 5 лет  не посещал детский сад и,  как казалось, никто им не занимался. Ребенок был с асоциальным поведением, без навыков, знаний и умений.

      Прежде, чем приступить к работе с этими детьми, я поговорила с воспитателями, психологом, медработниками, родителями этих ребят. Исходя из информации, построила план работы, изучив и  используя опыты педагогов-новаторов: Тютюнниковой Т. Э., Боровик Т. А., Жилина В. А., Коэн В. и др.

         Содержание, организация и методика проведения индивидуальных музыкальных занятий с детьми с проблемами определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой — природой и характером нарушений в развитии ребенка.

В связи с этим основными задачами индивидуальных музыкальных занятий являются следующие:

приобщать детей с проблемами в развитии к основам музыкальной культуры, развивать их музыкально-эстетические интересы, потребности;

развивать музыкальные способности детей;

способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности;

развивать у детей представления о различных видах музыкальной деятельности и формировать посильные способы этой деятельности;

формировать доступные знания о музыке, ее особенностях, о различных видах музыкальной деятельности;

доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности;

способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.

Методы музыкального образования детей с проблемами в развитии направлены  на:

формирование средствами музыки у ребенка с проблемами в развитии нравственно-эстетического отношения к окружающему;

формирование основ музыкальной культуры, овладение ребенка определенными способами и средствами выражения, присущими разным видам музыкальной деятельности, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творческих замыслов;

удовлетворение особых образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии средствами музыки;

 При построении занятий соблюдаются основные требования:

- последовательность;

- повторяемость;

- доступность;

- создание единых игровых ситуаций.

Современные технологии музыкального развития детей должны использовать методы, имеющие многофункциональный характер, и обеспечивать формирование музыкального мышления, активного музыкального восприятия, позволяющего глубже и более осознанно проникать в сущность музыкальных явлений; давать возможность ребенку активно, творчески проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.

Я старалась овладеть педагогическими технологиями личностно-ориентированного взаимодействия, т. е. нового стиля общения с этими детьми. Прежде всего, необходимо было создать ситуацию взаимопонимания.

В своей коррекционной работе с детьми применяла:

наглядные методы (исполнение музыкальных произведений или их отдельных фрагментов, показ иллюстраций, репродукций картин художников, рисунков на темы музыкальных произведений, фотографий композиторов, образных игрушек, музыкальных инструментов и др.);

словесные методы (рассказ, беседа о музыке, о композиторах, об истории создания музыкальных произведений, вопросы детям, разъяснения и др.). Наглядные методы широко используются в обучении детей с проблемами.

Практические методы упражнения в выполнении тех или иных способов действий, применяемых в разных видах музыкальной деятельности. Эти методы направлены на передачу педагогом информации и на ее активное восприятие и усвоение детьми.

Метод скрытого наблюдения. Ценность этого наблюдения состоит в том, что дети не ощущают его, поэтому ведут себя естественно, раскрепощенно, без напряжения. Это дает возможность получить более объективные данные об изучаемом процессе, поведении ребенка. Такое наблюдение может осуществляться разными путями. Наиболее простой из них — наблюдение за деятельностью ребенка в естественных условиях, например во время проведения игр с пением.

Из «педагогических технологий» мною были выбраны:

позиция «создателя» окружающей развивающей среды, предметного мира ребенка, когда взрослый, создавая все необходимые условия, предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно и

позиция «равного» партнера, включенного в деятельность с ребенком, когда педагог принимает их замыслы, предлагает свои идеи, решает возникающие проблемы вместе с детьми, не давая при этом жесткой оценки их действиям.

  Все перечисленные методы имеют свою специфику и способствуют повышению эффективности обучения.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменялся мною по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал использовался как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности.  В индивидуальной работе и Оли, и Сергея мною использовались те упражнения, в которых содержится материал для развития способностей детей в комплексе: «Выбери и поиграй», «Подбери песню для куклы», «Что делать под музыку?».

      Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т.к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

        Особенностью реабилитационных занятий с детьми  раннего возраста является стремление нормализовать мышечный тонус ребенка, его эмоциональную сферу. Музыкально-двигательные игры помогают ребенку корректировать моторные нарушения. Занятия строятся с учетом психомоторных и речевых нарушений, возрастных особенностей детей раннего возраста. Совместные занятия проводились на освоенном материале и не представляли сложности для детей. Считаю, что дети должны получать удовольствие от своих достижений и возможности  использовать свои знания и навыки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры, как один из методов развития творческих способностей детей.

Процесс развития творческих способностей детей требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в влиятельных способов руководства этим процессом. В котором используютс...

Методы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы....

«Развивающие игры как один из методов развития творческих способностей детей»

Процесс развития творческих способностей детей требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в влиятельных способах руководства этим процессом, в котором используются таки...

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...

Современные игровые технологии как эффективный метод развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....