Консультация для педагогов «Организация модульного принципа педагогического процесса с дошкольниками»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивного учебно-познавательной деятельности, организации интегрированных и комплексных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Организация модульного принципа педагогического процесса с дошкольниками»

                                                                                                     

   В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивного учебно-познавательной деятельности, организации интегрированных и комплексных занятий.

   Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что интерес к комплексным интегрированным занятиям в условиях ДОУ не случаен. И теоретики дошкольной педагогики и педагоги-практики отмечают, что на подобных занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, интерес обучения становится наиболее экономным. У детей создается единая целостная картина мира (Л.С.Выготский,  О.Ф.Горбатенко, А.И. Иванова, В.Д. Поддъяков и др.).

   Организация занятий подобной структуры наиболее системно реализуется через модульный принцип воспитательно-образовательного процесса при обучении детей старшего дошкольного возраста.

   Рассмотрим более подробно понятие «модульный принцип» организации интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. В словарях термин «модуль» определяется как «унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие».

   Интегрированные занятия с детьми объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения к игре.

   Например, интегрированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста познавательного цикла включают детское экспериментирование и развитие речи, музыку, рисование, конструирование, аппликацию и т.д.

   Работа по составлению модуля интегрированных занятий начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания, умения, навыки, ценностные отношения детей в разных видах деятельности.

   Сюжет модуля является объединяющим для всех занятий. Он позволяет сделать цель обучения понятной для детей: они знают цель проводимого каждого занятия, где и как будут использованы их работы, что облегчает формирование целеполагания и целесообразность организацию деятельности детей.

   Разрабатывая содержание модуля, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, чтобы просматривалась логическая связь между ними, не повторялись одни и те же формы работы, а были разнообразными. Например, тематическое содержание занятий познавательного цикла «Тучка, туча…» включает работы по изготовлению зонтика (конструирование), модель тучи на небе в разные части суток, измерения глубины лужи (ручной труд, развитие речи), изучение стихов и песен о туче (развитие речи, художественное слово, музыка).

 Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними определяется логикой построения педагогического процесса в детском коллективе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, а также возникающими жизненными ситуациями.

   При модульном принципе обучения основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.

   Воспитательная ценность модуля занятия заключается в том, что он позволяет объединить все стороны дошкольного воспитания: умственное, нравственное, сенсорное, эстетическое, трудовое, физическое.

   Следует отметить, что модульный принцип организации занятий ДОУ реализует личностно-ориентированную модель общения, которая способствует постепенному переходу ребенка дошкольного возраста на другую ступень обучения – начальную школу.

   При подготовке интегрированных занятий познавательного цикла «Наша Родина – Россия» мы используем следующие модули: «Маленькая политика», «Символика России – герб, флаг, гимн», «Путешествие по Саранску» (Моя маленькая родина), «Наш славный город» и итоговый модуль «Россия – родина моя».

   На занятиях дети включаются в продуктивные виды деятельности: составление описательных рассказов, рассуждение, дискуссия, рисование, труд, творческую игру и др.

   Важно отметить, что организация модульного принципа обучения детей в детском саду способствует эффективности воспитательно- образовательного процесса, стимулирует и активизирует познавательное развитие старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ.

Использование модульного принципа в педагогическом процессе детского сада....

Консультация для педагогов ДОУ« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»

Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО"...

Консультация для педагогов Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок.

Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок....

Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».

Консультация для педагогов  «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»....

Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Рекомендации по составлению модулей занятий.

Консультация для воспитателей детских садов, как составить модульное занятие, что долно внего входить....

Консультация для педагогов «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ»

Актуальность:В современном мире патриотическое воспитание детей выступает вперед, как одно из самых важных направлений в образовании будущих граждан России. Кроме того, реальность нашего времени таков...