Консультация для педагогов «Организация модульного принципа педагогического процесса с дошкольниками»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивного учебно-познавательной деятельности, организации интегрированных и комплексных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Организация модульного принципа педагогического процесса с дошкольниками»
В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивного учебно-познавательной деятельности, организации интегрированных и комплексных занятий.
Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что интерес к комплексным интегрированным занятиям в условиях ДОУ не случаен. И теоретики дошкольной педагогики и педагоги-практики отмечают, что на подобных занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, интерес обучения становится наиболее экономным. У детей создается единая целостная картина мира (Л.С.Выготский, О.Ф.Горбатенко, А.И. Иванова, В.Д. Поддъяков и др.).
Организация занятий подобной структуры наиболее системно реализуется через модульный принцип воспитательно-образовательного процесса при обучении детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим более подробно понятие «модульный принцип» организации интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. В словарях термин «модуль» определяется как «унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие».
Интегрированные занятия с детьми объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения к игре.
Например, интегрированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста познавательного цикла включают детское экспериментирование и развитие речи, музыку, рисование, конструирование, аппликацию и т.д.
Работа по составлению модуля интегрированных занятий начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания, умения, навыки, ценностные отношения детей в разных видах деятельности.
Сюжет модуля является объединяющим для всех занятий. Он позволяет сделать цель обучения понятной для детей: они знают цель проводимого каждого занятия, где и как будут использованы их работы, что облегчает формирование целеполагания и целесообразность организацию деятельности детей.
Разрабатывая содержание модуля, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, чтобы просматривалась логическая связь между ними, не повторялись одни и те же формы работы, а были разнообразными. Например, тематическое содержание занятий познавательного цикла «Тучка, туча…» включает работы по изготовлению зонтика (конструирование), модель тучи на небе в разные части суток, измерения глубины лужи (ручной труд, развитие речи), изучение стихов и песен о туче (развитие речи, художественное слово, музыка).
Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними определяется логикой построения педагогического процесса в детском коллективе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, а также возникающими жизненными ситуациями.
При модульном принципе обучения основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
Воспитательная ценность модуля занятия заключается в том, что он позволяет объединить все стороны дошкольного воспитания: умственное, нравственное, сенсорное, эстетическое, трудовое, физическое.
Следует отметить, что модульный принцип организации занятий ДОУ реализует личностно-ориентированную модель общения, которая способствует постепенному переходу ребенка дошкольного возраста на другую ступень обучения – начальную школу.
При подготовке интегрированных занятий познавательного цикла «Наша Родина – Россия» мы используем следующие модули: «Маленькая политика», «Символика России – герб, флаг, гимн», «Путешествие по Саранску» (Моя маленькая родина), «Наш славный город» и итоговый модуль «Россия – родина моя».
На занятиях дети включаются в продуктивные виды деятельности: составление описательных рассказов, рассуждение, дискуссия, рисование, труд, творческую игру и др.
Важно отметить, что организация модульного принципа обучения детей в детском саду способствует эффективности воспитательно- образовательного процесса, стимулирует и активизирует познавательное развитие старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-138290-1390217703.jpg)
Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ.
Использование модульного принципа в педагогическом процессе детского сада....
Консультация для педагогов ДОУ« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»
Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/03/picture-591724-1585920568.jpg)
Консультация для педагогов Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок.
Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-1366974-1637866310.jpg)
Консультация для педагогов «Организация питания в детском саду для дошкольников средней группы»
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/04/picture-1399008-1649072256.jpg)
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»....
Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Рекомендации по составлению модулей занятий.
Консультация для воспитателей детских садов, как составить модульное занятие, что долно внего входить....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-155399-1421347437.jpg)
Консультация для педагогов «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
Актуальность:В современном мире патриотическое воспитание детей выступает вперед, как одно из самых важных направлений в образовании будущих граждан России. Кроме того, реальность нашего времени таков...