Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Рекомендации по составлению модулей занятий.
консультация

Консультация для воспитателей детских садов, как составить модульное занятие, что долно внего входить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/anna-zetkina

Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ.

Рекомендации по составлению модулей занятий.

Дошкольное воспитание – сензитивный период в развитии ребенка.    Задача детского сада заключается в том, чтобы обогатить речь ребенка и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности,
зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробудить познавательные интересы. На занятиях можно успешно развивать самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые
усилия в достижении учебно – познавательных целей, формируются навыки самооценки.

Ведущим видом деятельности в дошкольном воспитание является игра. Но все больше времени стало уделяться обучению, так как по мнению родителей, результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению к школе.
         Обучение и игра постепенно стали различаться, а это не соответствует возрастным особенностям дошкольников. Поэтому постоянно идут поиски путей объединения всех видов деятельности в единый педагогический процесс, так как это один из путей оптимизации соотношения двигательной и
интеллектуальной деятельности дошкольников. Одновременно повысился интерес к идеям педагогики сотрудничества.
          Повсеместно появилась такая форма работы, как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой организации педагогического процесса в детском саду, поскольку зачастую объединение нескольких видов
деятельности на одном занятии осуществлялось механически, без внутреннего логического обоснования.
          В 1973 году директор НИИ дошкольного образования академик Н.Н. Поддьяков высказал идею модульного принципа организации педагогического процесса. При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий.
        «Модуль» - отделяемая, относительно самостоятельная часть какой – нибудь системы, организации.
        «Модуль занятий» — группа занятий по разным видам деятельности объединенных логической нитью (единым содержанием, сюжетом).
         В модульной системе обучения все занятия объединены между собой на основе какого – либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в
игре.
         Как всякий законченный узел, модуль имеет начало ( «завязку»), основную часть и завершение – заключительное итоговое занятие.
         Модуль коренным образом отличается от цикла занятий. Назовем эти отличия:
       1. Цикл, как правило, организуется в пределах одного вида деятельности, в модуль включаются занятия по всем видам деятельности.
        2. В модуле практически все занятия являются комплексными.
        3. Термину «занятие» возвращается его исходный смысл, так как дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности), тем самым слово «занятие» перестает быть синонимом урока.
        4. Модуль, в отличие от цикла, имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более).
        5. В модуле педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности (что нельзя выполнить, в модуль не включается).
        6. Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.
          Затем решается вопрос о сюжете модуле. Ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Это может быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, расколдовывание какого-то существа, работа кукольного ателье, подготовка к спектаклю и др.          Большой притягательной силой обладают для детей живые объекты, поэтому они тоже могут служить в качестве основы, связующей все занятия между
собой. Интересным поводом для организации модуля являются праздники, в том числе групповые: чаепитие, конкурс, выставка, КВН и др.

Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания,
деятельность детей приобретает целесообразность.
          Наметив и разработав сюжет, необходимо особое внимание уделить «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей – необходимую целесообразность.
Первое занятие, на котором реализуется завязка, является вводным.
            Разрабатывая содержание модуля, необходимо стремиться, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы работы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными методами.
            Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса,
чаепития, бала – того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.
            Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества,
осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска.
            Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра.      Подавляющее большинство занятий становятся комплексными,
интегрированными.
            Внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает конкретный детский сад. Напротив, роль основополагающего документа еще более возрастает. Каждый педагог обязан выполнить стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа на модульной основе позволяет делать его не в виде «прямого обучения», а легко, интересно, в виде игры.
            При работе на модульной основе возрастает роль игры. Для талантливого ребенка игра имеет не меньшее, а может быть, большее значение, чем для «среднего», так как создает большой простор для фантазии и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Модульный принцип организации педагогического процесса"

«Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей»Из опыта работы«Знание — это абсолютная ценность...

Семинар для педагогов «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»

Семинар для педагогов с использованием мульмимедийной презентации...

Презентация к семинару «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»

Презентация разработана для семинара "Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ" для педагогов. Сам семинар см. в моих публикациях....

Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ.

Использование модульного принципа в педагогическом процессе детского сада....

Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ.

Модуль - это логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Отличительная особенность модуля - это наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет веде...

Консультация для педагогов «Организация модульного принципа педагогического процесса с дошкольниками»

В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивн...

буклет "Методические рекомендации при составлении самоанализа занятия педагога детского сада"

quot;Методические рекомендации при составлении самоанализа занятия педагога детского сада"...