Значение коллекционирования для развития и воспитания дошкольников
статья

Терехова Наталья Юрьевна

Чем интересно собирательство дошкольникам и как взрослые могут решать ряд педагогических задач с помощью этого детского увлечения вы узнаете из статьи. Также вы сможете познакомиться с наиболее популярныхми видами коллекционирования как среди детей, так и среди взрослых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение коллекционирования для развития и воспитания дошкольников»

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, связанное с собиранием предметов, вызывающих к размышлению.

Коллекционирование — хобби, в основе которого лежит собирание чего-либо (как правило, однородных предметов) имеющего определённую ценность или не имеющего таковой. Это могут быть предметы культуры ( картины, почтовые марки, книги) или объекты природы (насекомые, минералы).

Человека, занимающегося коллекционированием, называют коллекционером.

         Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Знакомство детей с коллекциями способствует формированию чувственной сферы, обогащает положительными эмоциями. Предметы коллекции стимулируют игровое, речевое и художественное творчество. Непосредственно в процессе создания коллекций развивается внимание, память, гибкость и нестандартность мышления; умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. В процессе коллекционирования дети получают определённые знания, часто разрозненные. Затем получаемая информация систематизируется и, через решение проблемных задач, через совместную и самостоятельную деятельность, ребёнок подходит к осмыслению окружающего мира, приобретая умение удивляться, видеть необычное в обычном, наблюдать, верить в чудо, нестандартно подходить к решению любой задачи. Коллекционирование  является универсальным, наиболее эффективным, отвечающим современным требованиям средством развития креативности дошкольников.

Некоторые ученые считают коллекционирование одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества.

Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Тяга к собирательству заложена в людях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камешки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка.

В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интеллектуально-логический принцип подбора материала. Она систематизирована по каким-либо признакам. Если «сокровищница» индивидуальна, то коллекция социальна и больше обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, престижем, соперничеством, и т. д. Поэтому коллекции дети с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими. То, что в «сокровищнице» было сугубо личной душевной ценностью, в коллекции становится ценностью социальной и даже имеющей материальную цену. Само появление коллекции свидетельствует о том, что ребенок вступил в новую фазу социализации в детской субкультуре. Это фаза активного формирования самостоятельного опыта жизни «в миру», в гуще людей, когда ребенок учится подчиняться правилам групповой жизни, усваивает общепринятые модели поведения в соответствии с житейскими требованиями социальной среды, в которой он живет. И, наконец, коллекционирование как хобби украшает жизнь, делает её полнее, разнообразнее, несёт в себе терапевтическое влияние.

Коллекционирование – доступный детям вид совместной со взрослым деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ». Детям интересен сам процесс собирания. Поэтому все коллекции рекомендуется собирать совместно со взрослыми.

С помощью коллекционирования можно решить целый ряд педагогических задач. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно разместить коллекции так, чтобы они были доступны детям.

Коллекционирование является эффективным средством формирования творческой личности и развития креативности детей дошкольного возраста, так как: 

 задачи, решаемые с помощью коллекционирования, соответствуют задачам образовательной программы детского сада;

  коллекционирование открывает широкие горизонты интеграции образовательных областей; 

 задачи, решаемые с помощью коллекционирования, соотносятся с основными критериями развития креативности дошкольников.

В процессе коллекционирования дети получают определённые знания, часто разрозненные. Затем получаемая информация систематизируется и, через решение проблемных задач, через совместную и самостоятельную деятельность, ребёнок подходит к осмыслению окружающего мира, приобретая умение удивляться, видеть необычное в обычном, наблюдать, верить в чудо, нестандартно подходить к решению любой задачи.

Наиболее популярные виды коллекционирования как среди детей, так и взрослых это:

  • арктофилия (коллекционирование мягких игрушек)
  • барбифилия (коллекционирование Барби и одежды к ним)
  • библиофилия (коллекционирование книг и других печатных изделий)
  • киндерфилия (коллекционирование «киндерсюрпризов» из шоколадных яиц)
  • легофилия (коллекционирование игрушек лего)
  •  нумизматика (коллекционирование монет)
  • бонистика (денежные знаки)
  • нумизматика (монеты)
  • милитария - коллекционирование военных предметов
  • фалеристика (ордена, медали, значки)
  • перидромофилия (билеты на транспорт)
  • филателия (почтовые марки)
  • сигиллатия - коллекционирование почтовых конвертов
  • коллекционирование почтовых штемпелей
  • филокартия (почтовые открытки)
  • филотаймия (карманные календарики)
  • филумения (спичечные этикетки)
  • коллекционирование предметов искусства
  • коллекционирование живописи
  • филофония - коллекционирование виниловых пластинок
  • собирание фигурок
  • коллекционирование фотоаппаратов
  • коллекционирование радиоприемников
  • коллекционирование калькуляторов
  • коллекционирование компьютеров
  • коллекционирование старинных автомобилей (олдтаймер)
  • коллекционирование масштабных моделей автомобилей и/или других транспортных средств
  • филолидия (различной упаковки - крышки, этикетки):
  • бирофилия (пивные принадлежности: этикетки, пробки, бирдекели, посуда, рецепты)
  • коллекционирование алюминиевых банок
  • коллекционирование пробок
  • филумения (спичечные этикетки)
  • собирание искусственно созданных коллекций (например, вкладышей из жевательных резинок)
  • коллекционирование насекомых, чучел животных
  • коллекционирование минералов, декоративные коллекционные минералы
  • коллекционирование вин
  • филоботия (коллекционирование обуви)
  • коллекционирование колокольчиков
  • собирание нематериальных вещей (анекдоты, стихи, песни, графические или текстовые файлы определённой тематики, посещённые страны)