Доклад: РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
статья (младшая группа)

Алимирзаева Мадина Айвазовна

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Сегодня особое внимание в образовательной сфере уделяется раскрытию творческого потенциала детей. Стараясь решить данную задачу, педагоги используют разнообразные средства. Мне бы хотелось уделить внимание чтению. Использование произведений художественной литературы в работе с дошкольниками помогают воспитать гармоничную и целостную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения в различных ситуациях. Через сказки, стихи, потешки, пословицы и поговорки малыши узнают о важных жизненных ценностях, получают первые представления о добре и зле, любви и ненависти, трусости и храбрости.

Сказки учат детей сопереживать персонажам, быть чуткими к чужой беде или радости, стимулируют к проявлению взаимопомощи, заботы, к способности защищать слабых. Чтобы данные эмоции и качества не угасли, необходимы постоянные условия для их реализации. Поэтому нами была поставлена цель – развитие творческого потенциала детей посредством художественной литературы.

Работая с младшими дошкольниками, мы используем следующие методы:

  1. Чтение, и беседы о прочитанных сказках, стихотворениях. Произведения Маршака, Пушкина, Чуковского, Ушинского и др. с яркими персонажами, увлекательными и простыми для восприятия сюжетами способствуют развитию образного мышления, фантазии, воображения, воспитывают чувство дружбы и коллективизма, обогащают словарный запас, стимулируют ребят говорить связно, правильно и красиво.
  2. Игры-драматизации. Малыши с радостью перевоплощаются в различных животных и их детенышей, передают их образы, эмоции и поведение с помощью слов, звуков, мимики, жестов, тем самым раскрывая свой творческий потенциал через актерскую игру. Театрализованная деятельность помогает также в развитии речи, фантазии, воображения, памяти, внимания.
  3. Игры на звукоподражание. С ребятами нашей группы используем дидактическую игру «Покажи эмоцию», в которой необходимо изобразить радость, грусть, усталость, злость, любовь и др. А в таких подвижных играх, как «Курица и цыплята», «Городской транспорт», «Лесная зарядка» дети имитируют звуки и движения птиц, животных, машин, троллейбусов, трамваев и т.д. Таким образом, кроме раскрытия творческих способностей, совершенствуются речевые функции дошкольников, отрабатывается звукопроизношение.
  4. Продуктивная деятельность. С помощью рисования, лепки и аппликаций дети выражают свои эмоции к литературным произведениям, передают характер и особенности любимых героев. Ребятам особенно понравилось изображать в рисунках и поделках персонажей произведений Чуковского, Толстого, Афанасьева (колобка, репку, мышку, кошку, собачку, муху, таракана).

Для развития творческого потенциала при создании работ использовали также нетрадиционные материалы: соленое тесто разных цветов, печати, трафареты, пластиковые трубочки, кусочки поролона, ткани и ваты, соль, манную крупу, кинетический песок, восковые мелки.

  1. Игры-путешествия. Предлагаем ребятам отправиться на «Сказочный остров», «Планету игрушек» или стать учениками в «Школе Мойдодыра». Такая игровая деятельность погружает в атмосферу творчества, активизирует познавательный интерес, развивает мышление, фантазию, воображение, дарит малышам радость, способствует сплочению коллектива и улучшению взаимоотношений в группе.

Таким образом, художественная литература является эффективным, ненавязчивым и доступным средством для реализации творческого потенциала дошкольников.

Различные приемы и методы работы с использованием литературных произведений воспитывают важные нравственные качества, способствуют развитию гармоничной и творческой личности, помогают использовать полученные знания и умения в повседневной жизни, тем самым благоприятно влияют на отношения со сверстниками и взрослыми.

Список информационных источников

Методическая литература:

Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. Сфера. - М., 1999.

Электронные ресурсы:

Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников.

URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2029/ (дата обращения: 03.03.2023).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realiz.tvorch.potents.detey_cherez_hudozh.lit-ru.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня особое внимание в образовательной сфере уделяется раскрытию творческого потенциала детей. Стараясь решить данную задачу, педагоги используют разнообразные средства. Мне бы хотелось уделить внимание чтению. Использование произведений художественной литературы в работе с дошкольниками помогают воспитать гармоничную и целостную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения в различных ситуациях. Через сказки, стихи, потешки, пословицы и поговорки малыши узнают о важных жизненных ценностях, получают первые представления о добре и зле, любви и ненависти, трусости и храбрости.

Сказки учат детей сопереживать персонажам, быть чуткими к чужой беде или радости, стимулируют к проявлению взаимопомощи, заботы, к способности защищать слабых. Чтобы данные эмоции и качества не угасли, необходимы постоянные условия для их реализации. Поэтому нами была поставлена цель – развитие творческого потенциала детей посредством художественной литературы.

Работая с младшими дошкольниками, мы используем следующие методы:

  1. Чтение, и беседы о прочитанных сказках, стихотворениях. Произведения Маршака, Пушкина, Чуковского, Ушинского и др. с яркими персонажами, увлекательными и простыми для восприятия сюжетами способствуют развитию образного мышления, фантазии, воображения, воспитывают чувство дружбы и коллективизма, обогащают словарный запас, стимулируют ребят говорить связно, правильно и красиво.
  2. Игры-драматизации. Малыши с радостью перевоплощаются в различных животных и их детенышей, передают их образы, эмоции и поведение с помощью слов, звуков, мимики, жестов, тем самым раскрывая свой творческий потенциал через актерскую игру. Театрализованная деятельность помогает также в развитии речи, фантазии, воображения, памяти, внимания.
  3. Игры на звукоподражание. С ребятами нашей группы используем дидактическую игру «Покажи эмоцию», в которой необходимо изобразить радость, грусть, усталость, злость, любовь и др. А в таких подвижных играх, как «Курица и цыплята», «Городской транспорт», «Лесная зарядка» дети имитируют звуки и движения птиц, животных, машин, троллейбусов, трамваев и т.д. Таким образом, кроме раскрытия творческих способностей, совершенствуются речевые функции дошкольников, отрабатывается звукопроизношение.
  4. Продуктивная деятельность. С помощью рисования, лепки и аппликаций дети выражают свои эмоции к литературным произведениям, передают характер и особенности любимых героев. Ребятам особенно понравилось изображать в рисунках и поделках персонажей произведений Чуковского, Толстого, Афанасьева (колобка, репку, мышку, кошку, собачку, муху, таракана).

Для развития творческого потенциала при создании работ использовали также нетрадиционные материалы: соленое тесто разных цветов, печати, трафареты, пластиковые трубочки, кусочки поролона, ткани и ваты, соль, манную крупу, кинетический песок, восковые мелки.

  1. Игры-путешествия. Предлагаем ребятам отправиться на «Сказочный остров», «Планету игрушек» или стать учениками в «Школе Мойдодыра». Такая игровая деятельность погружает в атмосферу творчества, активизирует познавательный интерес, развивает мышление, фантазию, воображение, дарит малышам радость, способствует сплочению коллектива и улучшению взаимоотношений в группе.

Таким образом, художественная литература является эффективным, ненавязчивым и доступным средством для реализации творческого потенциала дошкольников.

Различные приемы и методы работы с использованием литературных произведений воспитывают важные нравственные качества, способствуют развитию гармоничной и творческой личности, помогают использовать полученные знания и умения в повседневной жизни, тем самым благоприятно влияют на отношения со сверстниками и взрослыми.

Список информационных источников

Методическая литература:

Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. Сфера. - М., 1999.

Электронные ресурсы:

Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников.

URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2029/ (дата обращения: 03.03.2023).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественно - творческое развитие детей через основы художественного восприятия"

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...

«Художественно – творческое развитие детей через основы художественного восприятия».

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...

Из опыта работы: «Реализация творческого потенциала детей через театрализованную деятельность в условиях ДОУ».

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и ораторские способности, развивается чувство коллективизма...

Доклад на пед.совете ноябрь 2017 г. «Развитие речи младших дошкольников через восприятие художественной литературы и фольклора»

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

«Формирование социально – личностных отношений детей через восприятие художественной литературы».

Формирование личности растущего человека составляет одну из главных задач современного общества....

Доклад: РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Сегодня особое внимание в образовательной сфере уделяется раскрытию творческого потенциала детей. Стараясь решит...