Консультация «Приобщение детей к истокам духовной культуры»
консультация (подготовительная группа)

Семаева Лариса Геннадьевна

Я в своем саду стараюсь приблизить детей к пониманию и осмыслению христианских православных праздников и обрядов. Основную задачу в проведении таких праздников и бесед я вижу  в приобщении детей к православной культурной христианской традиции, вере в Иисуса Христа, в утверждение высоких духовных ценностей – любви, доброты, сострадания и душевной чистоты. Для создания атмосферы духовности и возвышенности на православных праздниках и беседах использую отрывки церковных песнопений в записи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         МБДОУ « Детский сад № 7»

    Консультация

«Приобщение детей к

истокам духовной

      культуры»

                                                                   Воспитатель:

                                                                     Семаева Л.Г.

                                          Никольск 2023

На сегодняшний день самая большая опасность, которая может нас настигнуть - это не развал экономики и даже не изменение в политической системе, а разрушение личности.

Материальные ценности доминируют над духовными у детей складывается искаженное, неправильное представление о доброте, о милосердии, заботе о близких. Уровень детской преступности не перестает возрастать, и это связано, прежде всего, агрессией и жестокостью, которая вызвана обществом. Дети отличаются от взрослых своей наивностью, эмоциональностью, духовной незрелостью. Не исчезает проблема разрушения института семье. У детей формируются анти родительские и анти семейные ценности. Данная ситуация еще раз доказывает, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей необходима и актуальна.

Духовно - нравственное воспитание в нашем понимании - это базовая характеристика личности, проблема обретения ею смысла жизни. Но ее решение осложняется недостаточностью теоретической разработки и, самое главное понимание сути «духовности» и «нравственности».

Духовность, как отмечает доктор педагогических наук  Петракова Т.И., описывается как проявление «человеческого в человеке»  Духовность выражается в том, что она облагораживает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией это все относится к высшему дару души человека, что присутствует изначально в нем.

Я в своем саду стараюсь приблизить детей к пониманию и осмыслению христианских православных праздников и обрядов. Основную задачу в проведении таких праздников и бесед я вижу  в приобщении детей к православной культурной христианской традиции, вере в Иисуса Христа, в утверждение высоких духовных ценностей – любви, доброты, сострадания и душевной чистоты. Для создания атмосферы духовности и возвышенности на православных праздниках и беседах использую отрывки церковных песнопений в записи.

Итак, православная культура, сопряженная со всей культурой русского народа, должна занять важное место в образовании. Замечу, что соединение народной и церковной традиций воспитания с педагогической наукой, теорией и методикой благотворно влияет на реальный педагогический процесс.

Приобщение детей к истокам русской и духовной культуры   является важнейшим фактором, помогающим оградить ребенка от пагубных влияний современной массовой культуры.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе слушания музыки.

Основными целями этого раздела являются:

  • воспитание патриотических чувств на начальном этапе формирования личности ребенка;
  • воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры;
  • освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему;
  • формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка и общей духовной культуры;
  • воспитание духовно-богатой личности.

Проблема воспитания активного слушателя – одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. Наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей музыкально-педагогической концепции композитор Д.Б.Кабалевский . По его мнению, понятие “восприятие музыки” нельзя отождествлять с термином “слушание музыки”. “Восприятие музыки, - писал он, - нельзя сводить к одному из видов деятельности детей, как это обычно делается по отношению к слушанию музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней… Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир детей, их чувства и мысли. Вне слушания музыка как искусства вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы”.

Слушание музыки обладает большой силой воздействия на детей. Дети духовно обогащаются, формируется их вкус, привязанности. Дети получают разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура. Необычайно новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствует формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.

Приведем некоторые методы и приемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста на основе слушателей музыки

  • прием сравнения, который сочетает в себе различные методы (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический )
  • прием контрастного сопоставления музыкальных произведений который позволяет в проблемной форме показать музыкальное произведение , обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.

Слушая с детьми музыку, я  стараюсь не оставлять детей пассивными. Задействую разные виды исполнительства и творческие задания: выражаю переживания в образном слове, музыкально – ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании

Приобщение детей к православным традициям.

Основными целями этого направления  считается:

  • сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
  • приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры
  • изучение православной культуры и народных традиций
  • формирование общей духовной культуры.

Особенность духовно-нравственного образования и воспитания в том, что оно содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому  в своей работе  я пытаюсь  помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные и духовные обычаи, ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Проводя занятия, я знакомлю детей с историей православных праздников, традициями русской  культуры, с тем, как встречают православные праздники в России. Помогают в подготовке и участвуют в праздниках родители детей. Дети вместе с родителями знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.

Представляется, что наиболее правильным в дошкольном возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников, которые вводят детей в светлый, радостный и праздничный мир Православия.

В нашем детском саду мы с детьми отмечаем православные праздники :  «Рождество», «Колядки», «Крещение» ,«Масленица», « Благовещение», « Вербное воскресение», « Пасха», « Троица», «Покров»

На праздник «Рождество», «Колядки» мы с детьми наряжаемся и поем песни- колядки, играем в рождественские игры , пьем чай из самовара с пирогами и пряниками. Смотрим презентации и мультфильмы по этой теме .По сложившейсяв нашем дошкольном учреждении многолетней традиции, праздники Рождества Христова и Пасхи обычно завершаем одноименной ярмаркой. Их активными участниками являются не только воспитанники, но и их родители вместе с сотрудниками детского сада ( помощниками воспитателей, поварами) Они не только приносят товары для ярмарки, но и выступают в роли продавцов и артистов.

Я уверена, что православный праздник для ребенка должен быть наполнен особым смыслом, поэтому в своей работе я всегда стараюсь объяснить детям на доступном им языке, как празднуемое событие связано с сегодняшним днем. Ведь нередко в семьях все дело сводится к внешним символам и обрядам: Пасха – значит, куличи и яйца, Рождество – елка и подарки, Троица – березки в храме и панихида на кладбище. Сохраняя значимые для русских людей “преданья старины глубокой”,  стараюсь  внести в программу детских православных праздников глубинный смысл, предлагая и детям, и взрослым стать участниками  православных праздников. Такая работа с детьми необходима, потому что в большинстве семей (в силу занятости родителей) утрачен размеренный традиционный уклад жизни и православное мировоззрение, мало кто знает и помнит истоки своей национальной культуры.

 На православные праздники ,проводимые в детском саду, приглашаем православного священника. Его слова – наставления оставляют значимый след в душе детей. Традиционно  на Пасху батюшка дарит детям душистые куличи икрашенные яйца.

При подготовке к праздникам я стараюсь наполнить новым смыслом знакомые с детства мелодии и сказки. И это, оказывается, так здорово, когда тебя и здесь встречают знакомые герои. И те ценности, о которых я говорю, такие близкие и такие понятные: верность, дружба, искренность, уважение, доверие. В праздниках использую   не только стихи великих русских поэтов, но и стихи сочиненные педагогами, участниками праздников, потому что я ставлю  своей целью привить русским детям любовь к Богу, Церкви, Родине и к родному слову, написанному столь талантливо, с верой и болью, пропущенному через огонь сердца.

Особое место в системе духовно – нравственного воспитания детей занимает воскресная школа в христианских храмах. Многие мои дети из группы посещают воскресную школу .Посещая школу дети приобщаются к отечественным духовно- нравственным традициям через организацию художественно – продуктивной деятельности. В воскресной школе проводятся занятия для детей, где им в доступной, чаще всего в игровой форме, рассказываются основы христианской веры .Дети занимаются  творчеством: изготавливают поделки на религиозные темы, красят пасхальные яйца. Эта форма работы с детьми является наиболее доступной, осмысленной и результативной. Общеизвестно , что продуктивный , ручной труд имеет уникальные и развивающие возможности, влияя на речь и мыслительные способности ребенка.

На занятиях я стараюсь познакомить, рассказать и показать детям все, что знаю о духовной культуре, о ее колоссальном эстетическом потенциале, который она  накопила за многие века своего существования. Духовная культура – это литература, написанная сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это колокола и колокольные звоны,это наконец удивительная музыка, не сравнимая по красоте и целостности ни с какой другой.

На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие работы ,как индивидуальные , так и коллективные .Индивидуальные работы нужны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что может сделать он своими руками. Коллективные же работы объединяют детей и педагога ,учат содержательному общению, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку .Кроме того, в совместной практической деятельности дошкольники легче усваивают правила доброй и благочестивой жизни ,замечают и чувствуют красоту окружающего мира ,которые им трудно воспринять в словесной форме.

Я считаю, что работа в данном направлении очень актуальна на современном этапе, т.к. в процессе приобщения детей к духовной культуре мы формируем нравственные качества и наши дети становятся добрее, дружнее, гордятся своей семьей, любят свою Родину, город и детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"

Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....

Консультация: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

Устное народное творчество: сказки, песни, былины, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической форме отражают мечты народа, его нравственные убеждения....

Тема консультации "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры".

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет кни...

Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

В консультации рассказывается, что в дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к ...

Консультация "Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр".

Консультация "Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр"....