Рабочая программа доп. образования "Мы артисты"
рабочая программа (старшая группа)

Шашкова Светлана Александровна

Рабочая программа доп. образования "Мы артисты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_my_artisty.docx91.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк».

Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста  

                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единые целые средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

         Детство каждого проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать, как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта.

          Обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. Именно поэтому необходимо знакомить детей с собственными эмоциями, изучать их. Это в дальнейшем не позволит негативным эмоциям руководствовать словами, мыслями, поступками и чувствами, искажая общения с другими людьми. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Поэтому главная задача педагога, надлежащим образом направлять эмоции, а не подавлять и искоренять их. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Огромная роль в этом принадлежит театру, т.к. он развлекает и воспитывает, развивает фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе

       

       

       Актуальность данной программы в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

         Новизна предлагаемой программы состоит в том, что данный материал способствует развитию в ребенке творческих задатков, стимулирует развитие психических процессов, совершенствует телесную пластичность, формирует творческую активность. Программа социально-личностной направленности «Мир театра» ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  • «Играем в кукольный театр» Н.Ф.Сорокина – М.: «АРКТИ», 2002г.
  • «Методика и организация театрализованной деятельности» Э.Г.Чурилова – М.:Владос,2003г.
  • «Театрализованная деятельность в детском саду» А.Е.Антипова – М.: ТЦ, 2006г.

              Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В процессе непосредственно образовательной деятельности используются различные игры и упражнения

             В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, художественно-речевой, поэтапно используются отдельные виды детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Взаимосвязь театрализации с другими видами деятельности очевидна:

  • при организации музыкальной деятельности дети учатся слушать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.
  • в речевой деятельности у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек и пр.                  
  •  при организации изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию спектакля, учатся рисовать различные материалы по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

      Цель данной программы – психологическое раскрепощение, развитие речи и творческих способностей детей посредством театральных игр.

Задачи:

  • развитие эстетических способностей;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • способствовать обогащению эстетических чувств;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • овладение навыками общения и коллективного творчества;
  •  совершенствование артистических навыков.

          Рабочая программа по театрализованной деятельности состоит из разделов:

  1. - «Основы театральной культуры» - обеспечивает условия для овладения дошкольниками знаний и понятий профессиональной терминологии театрального искусства.
  2. - «Развитие эмоционального мира дошкольников» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
  3. - «Культура и техника речи» - направлен на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.
  4. - «Танцевальное творчество» (ритмопластика) – обеспечивает развитие естественных психомоторных способностей дошкольников.
  5. - «Игры – превращения. Театральные этюды» - направлен на совершенствование исполнительских умений детей.
  6. - «Самостоятельная театральная деятельность» - способствует проявлению самостоятельности в импровизации с театральными куклами, в сочинении и разыгрывании небольших сказок. Познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.
  7. - «Роль педагога в организации театрализованной деятельности».
  8. - «Взаимоотношения с родителями.
  9. - «Диагностика развития эмоционального мира и артистических способностей детей» - направлен на развитие слухового внимания, умение воспроизводить различные ритмы.

      Итоговой организованной деятельностью является проведение праздников, досугов, развлечений, показ спектаклей.

      В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения театральному мастерству:

  1. Дидактики. От простого к сложному.
  2. Систематичности.
  3.  Комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая.
  4.  Коммуникативной направленности.
  5.  Наглядности;
  6.  Повторности;
  7.  Самостоятельности;
  8.  Научности;
  9.  Сотрудничества;

           Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения актерскому мастерству, овладения детьми элементарными навыками и умениями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Программа составлена с учетом меж предметных связей по областям: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация». «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». В ней также заложены возможности предусмотренного стандартам формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

         Педагогическая диагностика по театрализованной деятельности проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме наблюдений, бесед, игр, упражнений, тестов. Она обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей. Получаемая в ходе диагностики информация является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции. 

     Требования к результатам освоения 

Первый год обучения (старший возраст)

-готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;

- уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;

- запоминать заданные позы;

- запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;

 - уметь произносить скороговорки в разных темпах;

- уметь самостоятельно подбирать знакомые мелодии на детских музыкальных инструментах;

 - уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- уметь составлять предложения с заданными словами;

- уметь строить простейший диалог;

 - уметь сочинять этюды по сказкам;

 - уметь давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле;

 - способность импровизировать в свободном танце;

 - способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

 - способность к созданию выразительного образа в этюдах, играх- драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях;

- желание выступать перед зрителями.

Второй год обучения (подготовительная группа)

- уметь ориентироваться в пространстве;

 - уметь двигаться в заданном ритме;

 - уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке;

- создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

 - уметь самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки;

 - уметь самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа;

- попытка наиграть придуманные мелодии;

 - способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое;

- владеть выразительностью речи;

 - умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения. 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мир театра» 

      Для контроля умений и навыков воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

- проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей;

- проведение праздников и развлечений;

- показ спектаклей для детей младших групп..

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Мир театра» 

Методика определения уровня достижения планируемых результатов образовательного компонента детьми старшей группы

       Основной параметр - проявление активности. Педагог наблюдает за детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

       Цель обследования: выявить уровень артистических способностей ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

  1. «Основы театральной культуры» 

- знать виды театрального искусства (драматический, музыкальный (опера, балет, оперетта) и кукольный театры;

- называть главные театральные профессии (актер, режиссер, художник, композитор);

- знать устройство театра, зрительного зала, сцены;

  1. «Развитие эмоционального мира дошкольников» 

- умение общаться со сверстниками и взрослыми;

-умение согласовывать свои действия с партнером;

- развитие психических процессов (память, внимание, мышление)

  1.   «Культура и техника речи» 

- правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция);

 - выразительная передача мысли автора (интонация, сила голоса, темп речи).

  1.  «Танцевальное творчество»

 - выразительность и ритмичность движений;

 -развитие двигательных способностей (ловкость, подвижность, гибкость);

-развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

- развитие воображения (способность к пластической импровизации).

  1.  «Игры – превращения. Театральные этюды» 

- владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах;

 - передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.

  1.   «Основы кукольного театра» 

-знать название некоторых кукольных театров (би-ба-бо, пальчиковый, теневой, театр на фланелеграфе, настольный, театр игрушек, перчаточный, театр ложек, театр живой руки и т.д.);

- умение управлять куклами, разыгрывать небольшие произведения.

- знать правила поведения в театре.

  1.  «Основные принципы драматизации» 

- устойчивый интерес к театральному искусству;

- умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле;

- способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

  1.  «Самостоятельная театральная деятельность» 

- активное участие в разыгрывании сценок, диалогов, спектаклей;

 -самостоятельная импровизация с театральными куклами;

- самостоятельная импровизация на детских музыкальных инструментах.

Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:

А) ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;

Б) речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:

В) упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;

Г) упражнения на мимику и жесты;

Д) этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;

Е) поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.;

Ж) уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.

Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит и от возрастной группы детей, времени года (начало, середина или конец учебного года) и, главное, от задач, которые ставит педагог.

Театрализованные занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.

Театр в детском саду научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Дети играют в театр, они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу. Они рисуют афиши, пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

Раздел 1. «Основы театральной культуры»

Что должен знать ребенок 5-7 лет о театре.

Театр – особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы – декорации, нарисованные художником, различные герои (персонажи) придуманы драматургом и сыграны артистами.

Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, в будущее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Артисты – главные волшебники театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, переживаниях героев.

Кроме артистов, над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, композитор, художник, гример, постановщик танцев, хормейстер и т.д.

Пришедшие в театр зрители ведут себя по-особому: в фойе негромко переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в зрительном зале слушают и внимательно смотрят работу артистов, не мешают другим следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфеты и т.д.

Перед началом спектакля необходимо знать не только его название, но и познакомиться с его содержанием (с программой), в фойе найти портреты актеров, участвующих в спектакле.

В театр можно играть самим. Для этого надо определить любимый вид театра, наметить сюжет и разыграть его.

 Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика, жест.

Здесь же следует расширить и уточнить знания детей о разных видах театров:

Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для этой пьесы, – это опера.

Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражают танцевальными движениями, – это балет.

В театрах оперетты речь, танец и пение объединяются в одном музыкальном представлении.

Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых актеров, а на  кукол, управляемых артистами.

Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой, – театры пантомимы.

Ну, и, конечно, драматические театры, в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.

Есть особый вид театра – детский. В нем ставятся спектакли для детей.

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которых в обыденной жизни мы не употребляем.

Зрительный зал, ряды стульев и кресел. Эти места называют партером, что в переводе с французского означает «на земле». Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, оно называется сценой. Скрывает ее до начала спектакля красивый занавес. Передняя часть сцены – авансцена. И еще в театре есть кулисы – боковая одежда сцены, где стоят и ждут своего выхода действующие лица.

На занятиях по знакомству с театром можно использовать стихотворение Э.Успенского «Мы идем в театр».

Рекомендуется показать детям фотографии, иллюстрации, видеозаписи различных спектаклей, отражающих разные виды театров.

Раздел 2. Развитие эмоционального мира дошкольников

Человек – существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства.

        Эмоции – переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания – восприятие, мышление, внимание, воображение, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро же забывается нейтральная информация. Взаимосвязи существуют и в соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая мотивационные механизмы.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Эффективность обучения ребенка зависит от того, какие чувства вызывает сам процесс, как ребенок переживает свои успехи и неудачи.

Развивать эмоциональный мир дошкольника помогают различные необычные упражнения и этюды.

1.Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Обычно дошкольники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества родителей, находя совместные занятия и игры. Обычно дети могут договориться между собой, однако иногда возникают трудности во взаимоотношениях между ними. Задача взрослого – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств и показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок, что иметь друзей – это здорово!

Следующие игры и упражнения научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать:

«Клубочек», «Найди друга», «Секрет», «Рукавички», «Утка, утка, гусь», «Рычи, лев, рычи», «Поварята», «Передай улыбку другу», «Комплименты», «Ворона», «Гуляем по парку», «Запрещенное движение», «Передай мячик», «Поводыри».

2.Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи цепенеют при виде крошечного паучка. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны. Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, поиграйте вместе с ним в следующие игры, лучше, если  в этом будут участвовать его сверстники.

«Пастушок», «Мышь и мышеловка», «Неваляшка», «Гармоничный танец», «Жмурки», «Маски», «Рыбаки и рыбка», «Медвежонок», «Чехарда».

3.Игры и упражнения на снижение агрессии

 и ослабление негативных эмоций

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.

Для снижения агрессивности детей рекомендуется использовать следующие упражнения и игры.

«Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Театр прикосновений».

4.Упражнения и игры на развитие умения чувствовать

 настроение и сопереживать окружающим

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других. Это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (сопереживания) заложено изначально. Главным формирующим фактором в развитии эмпатии является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку научиться глубже понимать чувства и настроения людей.

«Фотография», «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза в глаза», «Встреча эмоций», «По грибы», «Рисуем музыку», «Радуга», «Рисуем настроение».

Раздел 3. «Культура и техника речи» 

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи; у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Происходит обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.

Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, взгляды публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играют упражнения по технике речи. Они дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Литературный материал для выразительного чтения и обыгрывания

И.Токмакова: «Ели», «Снеговик», «Гусеница»

А.Барто: «Бычок», «Зайка», «Котенок», «Мишка», «Машина»

С.Насауленко: «Лошадка», «Курочка и петушок», «Бегемотик»

Г.сапгир: «Крокодил и Петух»

В.Берестов: «Дракон», «Воробушки», «Снегопад», «Гололедица», «Котенок»

И.Лопухина: «Пять маленьких мышек»

Р.Сеф: «Я мою руки»

Н.Матвеева: «Прогулка»

В.Медведева: «У меня кругом друзья»

И.Мазнин: «Утренние стихи»

Д.Хармс: «Удивительная кошка», «Лиса и Заяц»

Н.Саконская: «Где мой пальчик»

В.Викторов: «Я зверей и птиц люблю»

А.Дуйсенбиев: «Хозяйка»

Шутки – малютки: «Новые штаны», «Исполнительные дети», «За столом», «Самостоятельность» Е.Захарченко

Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно, обиженно, сердито, жестоко. Иронично. Насмешливо, грубо, вопросительно, капризно и т.д.

Различные скороговорки для развития дикции: «Вез корабль карамель», «Курочка по зернышкам», «Маша шла, шла, шла» и т.д.

Выразительная декламация стихотворений:

Л.Шевченко: «О котах и кошках расскажу немножко», «У реки», «Времена года», «В гостях у Кати» и др.

        Следует обратить внимание педагогов на вариативность использования литературного материала и его взаимозаменяемости по усмотрению взрослого.

Раздел 4. «Танцевальное творчество»

На театральных занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела. Задача раздела: развивать двигательную способность. Моторику разных частей тела, координацию движений.

Упражнения:

а) для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Плавные руки» и т.д.

б) на развитие пластической выразительности при создании образа – «Пройди по камушкам через ручей», «Расскажи сказку жестом», «Подкрадись к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных персонажей поймай бабочку (муху)», «Изобрази прогулку семейства трех медведей».

Взрослый при выполнении данных упражнений должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремилась разнообразить свои движения, мимику.

в) на развитие выразительной мимики – «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная бумажка», «Обиделись», «Мне грустно», «Испугались забияку», «Удивились», «Мне грустно», «Я чищу зубы», «Не сердись!», «Восторг», «Артисты пантомимы».

г) «Расскажи стихи руками» - «Ученые мартышки», «Смелый капитан», «Радость», «Мы – шоферы», «Футболисты – проказники», «Любимые куклы», «Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «На пляже», «Веселый оркестр»,  «Я все умею», «Рыбка плавала в пруду», «Сосулька», «Паучок – ткач», «Дождевые червячки».

д) игры на пластику (ритмические упражнения) – «Я на скрипочке играю», «Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот», «Дети по лесу гуляли», «Я иду, поднимая ножки».

Раздел 5. Игры – превращения. Театральные этюды

Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Этому помогут игры – превращения.

Они должны научить будущих актеров выразительности, оживлять фантазию и воображение, без которых не обойдется ни одно движение маленького актера.

Упражнения:

«Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики», «Незнайка», «Крылья самолета и мягкая подушка», «Мельница», «Кузнечик», «Лисичка подслушивает», «Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У зеркала (ролевая гимнастика)».

Театральные этюды должны развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды:

«Был у зайца дом как дом», «Капуста», «Кошка», «Жадный пес», «Умываемся», «Самолет», «Кошки – мышки», «Мишка косолапый», «Звонкий день», «После дождя», «Игра в лесу», «Лошадки».

Раздел 6. Самостоятельная театрализованная деятельность

Логическим завершением целого ряда действий детей и педагога в области театрализации и одной из важнейших форм театрализованной деятельности являются спектакли, так как они сочетают в себе и зрелищную, и активную исполнительскую функции.

Атмосфера театрально-игровой деятельности, подготовка к спектаклю, работа над ролью, где ребенок может чувствовать себя в совершенно ином качестве, чем в реальной жизни, коллективность переживаний перед театрализованным действием, ответственность, возможность самореализации – все это благотворно влияет на детей.

Участие в спектакле позволяет ребенку проявить свои способности в разных видах художественной деятельности. Положительное влияние театральной деятельности на детей особенно проявляется, если при распределении ролей и работе над ними действует принцип «прояви себя». Ребенку с заниженной самооценкой, робкому, не уверенному в своих силах дается роль смелого и решительного героя, а хвастливому и заносчивому предлагается роль, прямо противоположная по качественным проявлениям. В таких спектаклях дети часто раскрываются совершенно неожиданно, поскольку на сцене воображаемая, а не реальная ситуация, и ребенок не боится проявить себя в ином качестве. Он вступает в контакт с героем пьесы. Сопереживание может привести к идентификации себя с героем, повлиять на дальнейшую жизнедеятельность. В этом механизме сопереживания и лежит психологическое воздействие искусства.

Особо остановимся на разыгрывании сказок. Сказка - одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. У всех детство начинается со сказки, так что трудно переоценить их значение. Сказки, кукольные спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее на сцене действие и как актеры-исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними, они чувствуют и думают, как и их сказочные герои.

Поэтому сказочные спектакли можно использовать как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир красок, образов, звуков.

Тематика и содержание сказочных спектаклей имеют нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Играя роль, ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные им черты. Так формируется умение поступать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. И вот здесь взрослый должен обязательно выявить и подчеркнуть положительные качества персонажей сказки и осудить отрицательные. Особое значение в этом случае приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его. Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, если его представить так, чтобы он вызвал всеобщий смех, осуждение.

В процессе работы над постановкой сказок используются различные средства выразительности, а особая атмосфера творчества и радости от достигнутых результатов позволяет нам использовать спектакли-сказки в целях всестороннего воспитания и развития детей.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором.

Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализация сказки позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Сценарии спектаклей – сказок нужно тщательно продумывать, учитывая возрастные и личностные особенности детей. Огромную роль здесь играет музыкальное сопровождение, атрибуты и декорации, которые превращают обыкновенный зал в чудесную сказку. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ребенок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои таланты, а они, несомненно, есть и должны развиваться.

Работать над сказкой, чтобы в результате получился полноценный детский спектакль, нужно по следующему плану:

1     А) Чтение сказки.

       Б) Показ музыкальных       номеров.

       В) Беседа по содержанию.

2.    А) Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.

       Б) Чтение сказки по ролям.

З.    А) Работа с ведущим ребенком.

       Б) Знакомство со вступлением.

4.     А) Работа с артистами:

1) выразительное чтение;
2) игровые движения;
3) мимика.        

  Б) Знакомство с рисунком танцев.

5.   А) Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.

      Б) Разучивание танцев.

      В) Закрепление.

6.   А) Работа над танцами.

      Б) Работа с фонограммой.

7.    А) Объединенная репетиция для всех участников спектакля.

      Б) Закрепление.

8. Генеральная репетиция.

 9. Премьера.

О проведении спектакля следует сообщать заранее. В холле детского сада нужно вывесить красочную афишу, в которой указаны название спектакля, авторы сценария, все исполнители, участвующие в действии, и роли, которые они играют, и, конечно же, когда и где состоится премьера.

Перед началом спектакля педагог обращается к зрителям, сидящим в зале. Он напоминает, что артисты делают первые шаги в театральном деле, очень волнуются, переживают и нуждаются в творческой поддержке, которую можно выразить улыбками, аплодисментами, криками «Браво!», «Бис!».

Начинаются спектакли, как в настоящем театре, с увертюры. Звучит магнитофонная запись или живой звук инструмента. Это всегда задорная, энергичная мелодия, которая дает праздничный настрой залу, собирает внимание публики. Все участники спектакля проходят перед зрителями в парадном шествии. Затем начинается действие. Оно может быть построено в самых разных формах: карнавальной, концертной, в форме драматического спектакля, оперетты, мюзикла. Главное, чтобы дети смогли полнее проявить свои творческие способности, чтобы они получили много интересных впечатлений.

Ведущий праздника – взрослый, он обязательно воплощает какой-нибудь сказочный персонаж. По ходу действия используются различные декорации, костюмы, музыкальное сопровождение, доступные световые и театральные эффекты.

Заканчивается спектакль представлением артистов, которые выходят из-за кулис и выстраиваются перед зрителями; ведущий вызывает их на поклон, торжественно объявляя: «В роли Несмеяны выступала .... Восточный танец исполняли... (и далее перечисляются все участники этого номера)». Дети выходят, кланяются, принимают аплодисменты и возвращаются на свое место.

После того, как маленькие артисты представлены, под веселую музыку они покидают зал.

Целесообразно задействовать в спектакле как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артистов.

Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических постановок) не должно быть больше трех в год. Например, в конце октября - начале ноября, в конце января - начале февраля и в середине апреля.

Но в течение года благодаря систематической работе есть возможность использовать большое количество других театрализованных игр (настольные, игры-драматизации). Они могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлечения, как фрагмент праздничного концерта или утренника.

Раздел 7. Роль педагога в организации театрализованной деятельности.

В организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей.

Здесь важны индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям в зависимости от их психологических особенностей и имеющегося опыта.

Общение педагога с детьми в процессе театрализованной деятельности регулируется следующими правилами:

Первое правило – формирование чувства «Мы», организация такого пространства в театрализованной деятельности, в котором каждый участник (педагог, ребенок) является полноправным членом. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благотворно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

Второе правило – демонстрация расположенности, которая проявляется в открытой, непринужденной улыбке ребенку, дружеской интонации, сдержанном, без раздражения, диалоге с детьми, в подбадривании в случае затруднения при выполнении заданий.

Третье правило – показ целей совместной деятельности, ориентация ребенка на процесс обучения для их достижения в театральной деятельности.

Четвертое правило — использование различных вариантов организации деятельности (сочетание групповой и индивидуальной форм).

Деятельность становится фактором развития ребенка в том случае, если она приносит ему удовлетворение, успех, а если она совершается по принуждению, то не способствует развитию ребенка.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, застенчивость, свое неумение, робость, непонимание, когда он прикладывает усилия. Именно взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым побуждая его к действиям.

Формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом. Он гарантирован при условии того, что:

а)        дети и воспитатели любят друг друга;

б)        малыши и музыкальный руководитель также испытывают взаимную
приязнь;

в)        между музыкальным руководителем и воспитателями достигнуто
обоюдное взаимопонимание.

Если все эти три составляющие присутствуют, то взаимная любовь детей и педагогов выделяет в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным. Эта положительная энергия влияет как на взрослых, так и на детей, и они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъемом и воодушевлением.

В процессе совместной деятельности с ребенком педагог обращает внимание на:

  • желание участвовать в игре, активность и инициативность;
  • отношение к выбранной или полученной роли;
  • развитие       нравственно-коммуникативных       качеств       личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль
    до конца)
  • эмоциональность и выразительность в исполнении (в движении, речи)
  • развитие внимания, восприятия, памяти, любознательности;
  • умение выразить свое понимание сюжета пьесы и характера персонажа (в движении, речи, изо деятельности);
  • способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и
    т.д.    (отметить    оригинальность, логичность, законченность    сюжета, выразительность речи и пластики).

Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от педагога развитого профессионального мышления, осмысленности жизненной позиции, которая включает в себя понимание глубинного смысла

своей деятельности и ответа на вопросы: с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня? Совместная творческая деятельность - это прекрасная возможность самореализации всех ее участников, независимо от возраста.

Раздел 8. Взаимоотношения с родителями.

Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.

Так как же строить взаимоотношения с родителями?

Прежде всего нужно выступать на родительских собраниях, рассказывать об особенностях организации театрально-музыкальной деятельности в детском саду, о необходимости проведения специальных театральных занятий, создания театрального кружка, о том, как проходят эти занятия и что дают детям.

Конечно, надо объяснять родителям, что без их помощи, без их живого участия педагоги не смогут подготовить и провести всю грандиозную работу, а затем выразить просьбу поддерживать детский сад в его начинаниях: помочь в изготовлении костюмов, декораций, оснащении необходимыми атрибутами.

Несомненно, родители не останутся равнодушными к этому призыву и постараются оказать посильную помощь.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. Детский сад должен быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, а воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Оценка уровня освоения ребенком программного материала

(старшая группа)

  1. балла - (часто):
  • устойчивый интерес к театральному искусству четкая выразительная речь;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  •  умение передать несложный ритмический рисунок;
  •  умение работать в паре с партнером;
  •  умеет строить диалог на заданную тему, разыгрывать сценки

 1 балл (иногда): 

  • эмоциональная отзывчивость
  •  интерес к театральному искусству;
  • затруднения в выполнении заданий по ритмопластике, импровизации на детских музыкальных инструментах;
  •  речь не четкая, не выразительная.
  1. баллов (крайне редко): 
  • малоэмоционален.
  •  без интереса относится к театральному искусству;
  •  не способен к самостоятельности;
  •  речь не внятная
  •  не способен передать несложный ритмический рисунок;
  • слабо развито воображение. 

Оценка уровня освоения ребенком программного материала (подготовительная группа)

  1. балла - (часто): 
  • творчески активный;
  •  проявляет самостоятельность и инициативу;
  • точно и выразительно выполняет задания без помощи взрослого;
  •  эмоциональная окраска движений соответствует характеру музыки.
  •  речь выразительная, четкая, интонационно окрашенная;
  •  участие в драматизации и показе сказок
  1. балл (иногда): 
  • эмоциональная отзывчивость;
  •  выполнение заданий с помощью взрослого;
  •  желание включиться в музыкальную деятельность;
  •  речь не четкая;
  •  диалог строит с помощью воспитателя.
  1. баллов (крайне редко): 
  • малоэмоционален;
  • двигается не ритмично;
  • не способен к самостоятельности;
  •  не умеет строить диалог с партнером
  •  с заданиями не справляется...

Тематический план работы в старшей группе

№ п/п

месяц

тема

Кол-во НОД

В том числе практической

Кол-во часов

1

Сентябрь.

Педагогический мониторинг

2

2

50 мин.

Знакомство с театром

3

3

1час15мин

Вспоминаем сказки

3

3

1час15мин

2

Октябрь.

Давайте поиграем

3

3

1час15мин

Азбука эмоций

7

7

2час55мин

3

Ноябрь.

Учимся говорить по - разному

2

2

50 мин

В гости к сказке

2

2

50 мин

Игры в парке

1

1

25 мин

Поговорим жестами и мимикой

1

1

25 мин

4

Декабрь.

Поговорим жестами и мимикой

2

2

50 мин

Совершенствование пантомимических навыков

3

3

1час15мин

Лесные сказки

2

2

50 мин

Мы играем и поем, очень весело живем!

1

1

25 мин

5

Январь.

Зрителем быть хорошо, а артистом лучше!

2

2

50 мин

Играем в спектакль

2

2

50 мин

Такое разное настроение

2

2

50 мин

6

Февраль.

Зимняя сказка

2

2

50 мин

Дружные ребята

2

2

50 мин

Любимые сказки

2

2

50 мин

7

Март.

Мы – артисты!

2

2

50 мин

Театральная азбука

2

2

50 мин

Показываем сказки

2

2

50 мин

В нашем театре снова спектакль

2

2

50 мин

8

Апрель.

Разыгрывание диалогов

2

2

50 мин

Любимые персонажи мультфильмов с применением масок оригами

1

1

25 мин

Драматизируем сказку

1

1

25 мин

Приходите в гости к нам

1

1

25 мин

Театральная азбука

2

2

50 мин

Веселые игры в стране «Театралии»

1

1

25 мин

9

Май.

Сочиняем истории

2

2

50 мин

Инсценируем стихотворения

2

2

50 мин

Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок

2

2

50 мин

Чему мы научились

2

2

50 мин

Мы стали артистами

2

2

50 мин

10

Мониторинг

2

2

50 мин

11

Итого.

72

72

Тематический план работы в подготовительной группе

№ п/п

месяц

тема

Кол-во НОД

В том числе практической

Кол-во часов

1

Сентябрь.

Педагогический мониторинг

1

1

25 мин.

Что такое театр

2

2

50мин

Кто выдумал театр?

1

1

25мин

Уроки театральной азбуки

3

3

1час15мин

Образы животных в сказках с применением масок оригами

1

1

25мин

2

Октябрь.

Образы животных в сказках с применением масок оригами

3

3

1час15мин

Кукольный театр

4

4

1час40мин

Развитие творческих способностей детей средством театрального искусства

3

3

1час15мин

3

Ноябрь.

Составляем рассказы по картине

2

2

50 мин

Развиваем эмоции

3

3

1час15 мин

Веселые сочинялки

2

2

50 мин

Техника речи

1

1

25 мин

4

Декабрь.

Техника речи

2

2

50 мин

Экскурсия в кинотеатр «Орион»

2

2

50мин

Давайте поиграем

2

2

50 мин

Показ кукольного спектакля малышам

1

1

25 мин

5

Январь.

Учимся создавать образ

2

2

50 мин

Играем в кукольный театр

2

2

50 мин

Развлечение «В стране сказок»

1

1

25 мин

Беседа-диалог

1

1

25 мин

6

Февраль.

Знакомство с театром ложек

2

2

50 мин

Сочиняем этюды

2

2

50 мин

Урок театральной азбуки

2

2

50 мин

Знакомство с новым кукольным театром

2

2

50 мин

7

Март.

Готовимся к спектаклю

2

2

50 мин

Учимся строить диалог

2

2

50 мин

Развиваем пластику

2

2

50 мин

Конкурс «Лучшая сказка наоборот»

1

1

25мин

Сказочные персонажи с применением масок оригами

1

1

25мин

8

Апрель.

Театральная игра

2

2

50 мин

Готовимся к спектаклю

4

4

1час40 мин

Мастерская актера

1

1

25 мин

Сочиняем истории

1

1

25 мин

9

Май.

репетиции

3

3

1час15 мин

Показ спектакля

1

1

25 мин

Чему мы научились

1

1

25 мин

Готовим малышам подарок (изготовление масок в технике оригами)

1

1

25мин

10

Мониторинг

1

1

25 мин

11

72

72

Заключительный этап.
 Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Четвертый этап - аналитический
Результативность (24 ребенка от 5 до 6 лет):

Первичное обследование

(ноябрь 2014 года)

Повторное обследование

(май 2015 года)

Динамика

Образовательная область «Коммуникация»

Уровни развития:

Высокий:     25 %

Средний:     63 %    

Низкий:        12 %   

Высокий:     38 %

Средний:     53 %      

Низкий:        9%       

92 %-положительная

( 22 ребенка)

8 % -без динамики

( 2 ребенка)

Образовательная область «Социализация»

Уровни развития:

Высокий:     25%      

Средний:     63 %    

Низкий:        12 %  

Высокий:  50 %

   Средний:  41 %      

   Низкий   9 %      

92 %-положительная

( 22 детей)

8 % -без динамики

( 2 ребенка)

Образовательная область «Художественное творчество»

Уровни развития:

Высокий:     25 %    

Средний:      59 %    

Низкий:        17 %    

Высокий:     33 %

    Средний:     55 %    

    Низкий:        12%    

88 % положительная

( 21 ребенок)

12% без динамики

(3 ребенка)

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Уровни развития:

Высокий:     38 %

Средний:     54 %    

Низкий:        8%   

  Высокий:     45 %

    Средний:     47 %    

    Низкий:        8 %       

92 %-положительная

( 22 ребенка)

8 % -без динамики

( 2 ребенка)

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Уровни развития:

Высокий:     39 %

Средний:     59 %    

Низкий:       22 %  

 Высокий:    58 %
    Средний:     26 %    
    Низкий:        16 %
   

88 %-положительная
( 21 ребенок)
12 % -без динамики
( 3 ребенка)

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками игровой деятельности».

Уровни развития:
Высокий:     70 %
Средний:     8 %     
Низкий:       12%   

  Высокий:    79%
    Средний:     21 %    
    Низкий:        0%        
   

100 %-положительная
( 24 ребенка)

Интерес к театрализованной деятельности

Уровни развития:
Высокий:     43 %
Средний:     48 %     
Низкий:       9 %   

Высокий:    61 %
    Средний:     35 %    
    Низкий:        4%        

96 %-положительная
( 23 ребенок)
4 % -без динамики
( 1 ребенок)

Оценка поступкам

Уровни развития:
Высокий:     22%
Средний:     65 %     
Низкий:       13 %   

   Высокий:    27%
    Средний:     69 %    
    Низкий:        4%        
    

96 %-положительная
( 23 ребенок)
4 % -без динамики
( 1 ребенок)

Владение выразительной речью

Уровни развития:
Высокий:     35%
Средний:     57 %     
Низкий:       8 %   

 Высокий:    43 %
    Средний:     48 %    
    Низкий:        9 %        
    

91 %-положительная
( 22 ребенок)
9% -без динамики
( 2 ребенка)

Понимание эмоционального состояния

Уровни развития:
Высокий:     43%
Средний:     48 %     
Низкий:       9%   

  Высокий:    48 %
    Средний:     52 %    
    Низкий:        0 %        
    

100%-положительная динамика
( 24 ребенка)

Сопереживание героям сказок

Уровни развития:
Высокий:     61 %
Средний:     35 %     
Низкий:       4 %   

   Высокий:    65 %
    Средний:     31 %    
    Низкий:        4%        

96 %-положительная
( 23 ребенок)
4 % -без динамики
( 1 ребенок)

Вживание в образ

Уровни развития:
Высокий:     52 %
Средний:     43 %     
Низкий:       5 %   

Высокий:    57 %
    Средний:     38 %    
    Низкий:        5 %        

96 %-положительная
( 23 ребенок)
4 % -без динамики
( 1 ребенок)

Результатом реализации программы также стало:

  •  положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
  • повышение интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;
  • обогащение игрового опыта детей;
  • повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни детей в ДОУ (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей); детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса.
  • моя личная заинтересованность и заинтересованность педагогов в продолжении данной работы с учетом выводов по проекту.

         Выводы: на основании этих результатов можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи: дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки к спектаклям, разучивании ролей),  улучшился грамматический строй речи  (в процессе запоминания текстов дети проговаривают значительный объем текста, что ведет к автоматизации правильного произношения подобных предложений в обычной речи; использование монологической речи с большим количеством эпитетов, сравнений и повторений способствует закреплению в речи детей правильного согласования слов в предложениях), появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, презрение, осуждение и т.п.). Дети значительно увереннее, раскованнее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля. У детей повысилась самооценка (даже самые неактивные дети раскрываются, ощущают свою значимость в коллективной театрализованной деятельности, становятся смелее, эмоциональнее). Повысился интерес детей к сказкам и другим произведения художественной литературы, дети с удовольствием отображают в изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев.

          Данная программа подтвердила, что выдвигаемая ранее мной гипотеза, оказалась верной.  Необходимо способствовать развитию речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы, видам театра.

Дальнейшая работа по данному направлению:

продолжать всесторонне развивать детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, расширяя тематику игр-театрализаций, театрализованных представлений, разрабатывая планирование и конспекты, подбирая и расширяя диагностический инструментарий, атрибуты, создавая костюмы для постановок;

продолжать создавать в образовательном пространстве ДОУ условия, способствующие развитию речи с помощью театрализованной деятельности с самого раннего возраста, используя заинтересованность и потенциал педагогов, родителей, детей (ведь грамотная профилактика проблем в речевом, коммуникативном, эмоционально-волевом  развитии дошкольников поможет снизить процент детей с данными нарушениями в развитии);

разработать сценарии родительских собраний, тематических бесед с родителями по направлению данного проекта.

создать видеотеку (съемка театрализованных представлений в рамках работы кружка и праздничных мероприятий) в ДОУ, как обобщение опыта работы по данному направлению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». – М.,2006г. И.П. Кошманский «Театр в детском саду». – Ростов-на-Дону., 2004г.
  2.   Т.Н.Доронова «Играем в театр». – М.,2005г.
  3.  А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». – М.,2006г.
  4.  Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников».-М.,2006г.
  5.  «Фольклор-музыка-театр», под редакцией С.И.Мерзляковой.-М..1999г.
  6.  Л.Баряева «Театрализованные игры – занятия с детьми».-Санкт-Петербург.,2001г.
  7.   В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников».-М.,2000г.
  8.  «Развитие речи и творчества дошкольников», под редакцией О.С.Ушаковой. – М.,2006г.
  9.  М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-7 лет». – М.,2010г.
  10. С.Хромова «Психологические игры для детей». – М.,2008г.
  11. Е.И.морозова «Осенние праздники в детском саду». – М.,2007г.
  12.  И.В.Ковалец «Азбука эмоций». – М.,2004г.
  13. И.Медведева «Улыбка судьбы» (роли и характеры). – М.,2002г.
  14. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников». – М.,2001г.
  15.  Г.А.Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей». – М.,2000г.
  16.  Е.В.Горшкова «От жеста к танцу». – М.,2002г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Мы - артисты"

праграмма театрального кружка для детей 5-6 лет...

Программа кружка "Мы артисты" для детей 5-7 лет.

Программа кружка "Мы артисты" . Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребёнка в самовыражении....

Рабочая программа кружка Юные артисты

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра....

МБДОУ № 8 рабочая программа МЫ АРТИСТЫ 2018

Рабочая программа по дополнительному образованию по театрализованной деятельности с детьми с3 до 7лет. Расчитана на 4 года....

программа кружка "Юный артист"

Программа кружка по дополнительному образованию детей старших и подготовительных групп "Юный артист"  направлена на создание условий для активации театрализованной  деятельности до...

Программа студии " Мы артисты! " В младшей группе.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетиче...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Юные артисты".

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ....