Консультация для воспитателей «Особенности ситуации общения – как формы работы с детьми».
методическая разработка (младшая группа)

Ананьева Ирина Гельмединовна

Ситуации общения - это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_osobennosti_situatsii_obshcheniya.docx237.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад №58 «Жемчужинка»

Консультация для воспитателей

«Особенности ситуации общения – как формы работы с детьми».

Картинки дети и родители в детском саду: Картинки по запросу рекомендации  родителям на лето в картинках — Общие дети, г. Воронеж

        

составил:

воспитатель

 высшей кв. категории

Ананьева И.Г

Ситуации общения – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения (принцип “интеллектуального голода”), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать “палитру интеллектуальных эмоций”: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

Особенности ситуацииобщениякак формы работы с детьми:

  • участие в ситуации общения (в основном добровольное);
  • позиция взрослого как партнера по общению;
  • изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
  • планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
  • длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
  • предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.

Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительныйпроцесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений.От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуациисвязано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста.

Ситуации общения с детьми в разных возрастных группах.

Первая младшая группа:        

1.  Беседа: «Как нужно попросить что-либо?»

     Цель: Формирование умения выражать просьбу в словесной форме.

2. Беседа: «Мы уже большие и можем позаботиться о взрослых»

    Цель: Формирование умения проявлять заботу о взрослых, помогать в выполнении несложных действий.

3. Игровое упражнение: «Как вести себя во время разговора»

    Цель: Ознакомление детей с правилами поведения во время разговора со взрослыми и сверстниками.

4. Игровое упражнение: «Позови ласково».

    Цель: Воспитание доброжелательных отношений друг к другу.

5. Игровое упражнение: «Маленькие помощники».

    Цель: Формирование умения прислушиваться к указаниям взрослого, оказывать посильную помощь.

6. Ситуативный разговор: «С кем ты живёшь?»

    Цель: Формирование внимательного, заботливого отношения к окружающим, закрепление знаний имён родителей и ближайших родственников.

7. Беседа: «Почему нужно уметь уступать»

    Цель: Формирование умения детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

8. Беседа: «Как мы играем с игрушками».

    Цель: Формирование умения играть в совместные игры, не отнимать игрушки.

9. Игровое  упражнение: «Волшебные слова»

    Цель:  расширение ориентировки детей в ближайшем окружении

Задачи: развивать понимание речи и активизировать словарь «вежливыми словами: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и др.

Вторая младшая группа:

1. Ситуация общения " Осенние изменения "

Цель: Формирование знания у детей об осенних признаках в природе.

2. Ситуативный разговор " Комплименты для мамы"

Цель: Вызвать желание говорить маме комплименты (родная, милая, красивая, добрая).

 

3. Ситуация общения «Бездомные животные»

Цель: Формирование безопасного поведение в природе.

4.Игровая ситуация "Наши имена и фамилии"

Цель: Формирование умения обращаться ко взрослым по имени и отчеству.

5. Имитационная игра " Мы в транспорте"

    Цель: формирование правильного поведения в транспорте.

6. Проблемная ситуация "Кто прав? Кто виноват? "

Цель: формирование умения общаться со сверстниками во время совместных игр.

7. Ситуация общения «Правила дорожного движения»

Цель: формирование у детей к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

8. Игровая ситуация «Скоро праздник Новый год»

Цель: формирование знания у детей о приметах зимы, знаний о празднике Новый год.

9. Беседа «Дружная семья»

Цель: формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

10. Ситуация общения «Советы Мойдодыра»

Цель: формирование о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Консультация для воспитателей "Родительское собрание - одна из форм работы семьи и детского сада"

Консультация для воспитателей !Родительское собрание - одна из форм работы семьи и детского сада"...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила и провела воспитатель: Медведева Ольга Васильевна

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»Что такое мнемотехника?Слова «мнемотехника» и «мнемоника&ra...

Консультация для воспитателей «Особенности взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с гиперактивными детьми

Существует различное мнение о причине возникновения гиперактивности - это могут быть генетические факторы, родовые травмы, особенности строения и функционирования головного мозга, инфекционные заболев...

Консультация для педагогов. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие л...

Консультация для родителей "Флэшмоб, как одна из форм работы с детьми"

Консультация для родителей "Флэшмоб, как одна из форм работы с детьми"...

Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»...