Индивидуальный подход к детям с разным темпераментом
консультация

Бычкова Наталья Александровна

При воспитании ребёнка необхолимо учитывать его темперамент. Темперамент невозможно изменить. Попытки родителей изменить темперамент травмируют детскую психику. Только индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его темперамент, способствует формированию успешного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament_rebyonka.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой.

Темперамент – определенный  набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой.

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью.

В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.

Типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют так же, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

Ребенок – сангвиник жизнерадостный и общительный. Любит подвижные игры. Но играть одному ребёнку не интересно, и для игры ему обязательно нужен партнёр. Для такого ребёнка свойственно приподнятое настроение, он не помнит зла, легко делится игрушками.  Ребёнок-сангвиник быстро устаёт от однообразия и как только деятельность теряет интерес, быстро переключается на другое занятие.

        Складывается впечатление о лёгкости характера ребёнка-сангвиника. Но не всё так просто. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Задают вопрос, не дожидаясь ответа на предыдущий.

        Поэтому следует добиваться, чтобы начатое доводилось до конца и не допускать поверхностного выполнения задания. При рассматривании книги или картинки обращайте внимание ребёнка на детали. Отвечая на вопрос ребёнка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись), чтобы внимание малыша удержалось и не перешло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение. Также необходимо учить ребёнка-сангвиника дружить по-настоящему и внимательно относиться к сверстникам.

        Ребёнок-холерик энергичный и активный. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Однако ребёнок-холерик более эмоционален, настырен и капризен. Для такого ребёнка характерна быстрая смена настроения. В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания. Ребёнок импульсивен, подвержен вспышкам гнева. Любит играть в грубые, порывистые игры и часто конфликтует со сверстниками.

        При общении с ребёнком-холериком требуется много терпения и спокойствия. Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько самообладания как холерический. Когда ребёнок буйствует на ровном месте, взрослому трудно оставаться спокойным. Однако нельзя ругать ребёнка сразу после проступка, следует подождать пока он успокоится. Ни в коем случае не стыдите ребёнка при других. Ребёнок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, поймите его и помогите. Часто взрослые любой ценой пытаются препятствовать излишней активности ребёнка, однако активность нужно направить в нужное русло. Такому ребёнку необходимо жизненное пространство, активные игры на природе. Спортивные игры- отличное применение природной активности и эмоциональности ребёнка-холерика. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша и дать понять, что прежде, чем что-то делать, неплохо бы и подумать. Такие дети легко возбуждаются, при крике и угрозах возбуждение усиливается. С возбудимым ребёнком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Следует развивать сдерживающие механизмы: умение ждать своей очереди, говорить спокойно, уступать. Ребёнок-холерик нуждается в щадящем режиме. Во второй половине дня ограничиваются все занятия, возбуждающие нервную систему. Приветствуются настольные игры, рисование и конструирование, которые способствуют усидчивости.

        

        Ребёнок-флегматик

        Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.

Ребенок – меланхолик

У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности.

Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником. Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.

Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"

Краткое описание каждого типа темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми....

Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темпераме...

Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента

Данный материаал будет интересен как воспиателям, так и родителям дошкольников....

Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента в НОД педагогов ДОУ.

Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Соответственно педагогам и родителям необходимо выработать такие меры воздействия на ребен...

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к детям с разными темпераментами"

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к детям с разными темпераментами"...

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к детям с разными темпераментами"

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к детям с разными темпераментами"...