ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА.
статья (подготовительная группа)

Пахомова Наталья Ивановна

Аннотация. В статье описывается  использование технологии актуального педагогического опыта  с целью повышения профессионального мастерства педагогов. В процессе  описания актуального педагогического опыта педагоги расширяют свои знания, в педагогической технологии АОП совершенствуя аналитические умения и педагогические навыки.

Ключевые слова: АПО, педагогическое мастерство, методы, умения, технология, финансовая грамотность, денежные единицы, доход, расход

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_professionalnoe_masterstvo_pedagoga.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА.

     

Аннотация. В статье описывается  использование технологии актуального педагогического опыта  с целью повышения профессионального мастерства педагогов. В процессе  описания актуального педагогического опыта педагоги расширяют свои знания, в педагогической технологии АОП совершенствуя аналитические умения и педагогические навыки.

Ключевые слова: АПО, педагогическое мастерство, методы, умения, технология, финансовая грамотность, денежные единицы, доход, расход

Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагогов. Профессиональное мастерство педагогов является ведущим критерием оценки их деятельности при этом уровень знаний и умений воспитанников – является одним из основных показателей профессионализма педагогов ДОУ.

       В процессе  профессиональной педагогической деятельности педагоги ДОУ расширят свои знания в области педагогики, психологии и методики, совершенствуя аналитические умения и навыки в работе, тем самым приводя свой опыт в целостную систему. Современный педагог  должен уметь представить  себя  и результаты своей успешной педагогической деятельности коллегам. Копилка методических приёмов и технологии – это педагогический опыт конкретного педагога. 

Поэтому возникла необходимость активизировать знания педагогов, повысить профессиональную компетентность в обобщении актуального педагогического опыта. 

В каждом  ДОУ  складываются свои традиции, своя система работы с педагогическими кадрами и используются те формы и методы, которые в конечном итоге содействуют профессиональному становлению специалиста и повышение его профессиональной компетентности через использования новейших технологий и  написании АПО.    

Актуальный педагогический опыт  это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности; это оригинальный по содержанию, логике, методам и приёмам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; это образец для тех педагогов, которые еще не овладели педагогическим мастерством.

Педагогами ДОУ был защищен  АПО на уровне образовательного учреждения по теме: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством метода «дидактическая сказка».

Технология «дидактическая сказка» стала началом применения на практике основ  формирования финансовой грамотности в ДОУ. Отсюда возникает необходимость осуществлять работу по формированию экономических представлений уже в дошкольном возрасте. Чем быстрее педагог  познакомится с экономическими понятиями, научится решать экономические задачи, планировать педагогическую деятельность, тем успешнее будет результат. Поэтому возникла необходимость  в создании творческой группы для  совершенствования педагогического мастерства  по формированию экономических представлений. В ходе деятельности рабочей группы была выявлена актуальность проблемы, соответствие данного опыта современным тенденциям развития образования. При этом  выявили противоречия и затруднения, которые встретились в практике педагога.

Педагоги  пришли к выводу, что внедрение в образовательный процесс «дидактической сказки» позволит добиться положительных результатов в экономическом развитии детей дошкольного возраста, создать ситуацию выбора, организовать процесс обучения дошкольников в более доступной, интересной и игровой форме. Разработка дидактических сказок по темам дает возможность создать проблемную ситуацию для решения любой образовательной задачи и создает благоприятные условия для развития нестандартного и гибкого мышления, умение видеть логические закономерности происходящих явлений и событий, формировать целостную картину мира, что является важным условием в развитии основ финансовой грамотности. Кроме того, важно повысить уровень сформированности экономических знаний,  через использование технологии «дидактическая сказка», как в образовательной, так и самостоятельной деятельности с учетом проблемного обучения, обеспечивающую свободу выбора и решение проблемных задач.

Показ мастер - классов по формированию экономических представлений посредством «дидактической сказки», научил педагогов охватывать все виды  деятельности, чтобы полученные «теоретические» знания применялась в ДОУ на практике. В процессе формирования экономических представлений используются различные формы,  методы (наглядный, словесный, метод проблемных ситуаций и др.), приёмы (игры, логические и арифметические задачи, игры – драматизации и др.)

 Педагогами  были созданы авторские дидактические сказки по четырём разделам: «Труд - продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)»,  «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту»,   Реализуя первый раздел, в ходе режимных моментов по теме «Труд - продукт (товар), педагог знакомит с содержанием сказки «Три Гнома»: («Жили – были три весёлых гнома: Том, Тим и Там. Гномам от феи – крестной достался большой земельный участок. Гномы жили в маленьком ветхом домике, и была у них мечта - жить в большом современном доме. Но денег на дом у них не было.….»). Педагог поставил перед детьми проблему. Дети самостоятельно выявили пути решения данной проблемы, и по интересам разделились по подгруппам для дальнейшего составления сюжета сказки. Далее дети предлагали свои варианты продолжения и окончания сказки. (Дети одной подгруппы предложили Тому, Тиму и Таму посадить на земельном участке овощи и продавать их на рынке, а прибыль копить на строительство нового дома. Еще был вариант: взять кредит или пойти устроиться на работу).

Во время прогулки, в ходе самостоятельной игры с песком, дети решили вырастить денежное дерево, закопав в песок монетку. На вопрос педагога: - что вы хотите получить от посаженной монеты. (Много денег). Педагог представил вниманию детей сказку «Буратино» и на примере главного героя, дети самостоятельно определяли пути решения данной проблемы, стали развивать сюжет новой, современной сказки «В которой главный герой Буратино относил свои деньги под проценты в СберБанк, где они преумножались». Данные сказки подводят детей к осознанию взаимосвязи двух вопросов: откуда берутся средства (доходы) и как ими разумно распоряжаться.

Знакомя детей с понятиями «Деньги», цена (стоимость)», в предварительной работе к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», с детьми была прочитана дидактическая сказка «Копеечка и пчелка»: «Расскажу я вам детишки сказку о глупой Пчелке Жу-Жу, которая копеечкой не дорожила, копеечки не берегла, на лево на право разбрасывала. Не понимая, что копейка - стартовый капитал. Копеечка обиделась и решила уйти от пчелки….». В ходе размышления дети предлагают пути решения проблемы, закрепляли представление о деньгах, как о универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Дети самостоятельно придумывают продолжение и финал сказки. Таким образом, у детей формируется способность к прогнозированию возможных действий героев в сказке, завершение сюжета; способность представлять в воображении образы героев, место действия.

В разделе «Реклама: желания и возможности» после продуктивной деятельности по теме: «Фермерское хозяйство» дети предложили сделать рекламу своей продукции. Воспитатель, поддерживая детскую инициативу, мотивируя их на дальнейшую деятельность непосредственно знакомит с содержанием сказки «Деревня Простоквашино».

«Жили – были в деревне Простоквашино - Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик. Весной они сажали огород, летом собирали грибы и ягоды, осенью делали заготовки на зиму. И была у кота Матроскина любимая корова, которая давала ему молоко. Кот сам пил, угощал своих друзей Дядю Федора, Шарика. Молока было очень много Матроскин делал простоквашу, творог. Дядя Федор и Шарик знали какие вкусные у него молочные продукты, так как они попробовали и дали попробовать пролетающей вороне, но другие звери не знали… Шарик предложил продавать продукцию, потому что ее очень много. Привез Шарик вместе с котом продукты на рынок. Никто не покупал «Матроскиных деликатесов».

-Что же мне делать ворона? - опять загрустил Матроскин.

-Надо чтобы о твоей продукции узнали все-все. - начала говорить ворона.

-Для этого нужна реклама, чтобы твою продукцию узнали все-все…..

- Как нам помочь коту Матроскину, создать рекламу своей продукции?...».

Дети в ходе беседы находят пути решения поставленной проблемы. Продолжают сказку и на примере делают рекламу своей продукции. 

В разделе «Полезные навыки и привычки в быту» дети знакомятся с понятием экономия в быту и бережливость, умение рационально использовать семейный бюджет, бережно относиться к своим вещам. В  образовательной деятельности «Наши потребности», в игровой форме  были даны понятие потребности– это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. В ходе дидактической сказки: «Крош и Копатыч». («Жили были на поляне Крош и Копатыч. Они были соседи. И не просто соседи, а друзья - не разлей вода. Они даже работают вместе у знакомого фермера: Крош за капустой и морковкой следит, а Копатыч за ульем ухаживает…. Крош не умел рационально использовать свои деньги и экономить свой бюджет, Копатыч умел вести своё хозяйство и по уму умел распоряжаться своими доходами.) По ходу прочтения сказки, дети определили проблему данной сказки наводящими вопросами: Как помочь Крошу правильно вести семейный бюджет? Не тратить деньги на не нужные вещи? Содержать  дом в порядке, вовремя платить по счетам? - воспитанники решили проблему Кроша.

Использование  технологии написания АПО направлено на получение результата, учит педагогов ДОУ самостоятельно добывать знания, оценивать себя, собственные усилия при написании и обобщении АПО. Эта технология предполагает переход от метода накопления знаний к практике и далее к  результату. Педагогами ДОУ была создана картотека авторских дидактических сказок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. - 177 с.

2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. - 2010. - №3. с. 82 - 85.

3.  Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004. –96с.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Высшая школа. – 2007. – 48 с.: ил.

5.  Епанешникова Т.П. «Дошкольник в мире экономики»: Учебно-методическое пособие, – СПб.: «Детство – пресс», 2003 – 175 с.

6.Шатова А.Д. Дошкольник и экономика. //Обруч. -1999. - №1. - с5-8.

Интернет ресурсы

  1. https://beliro.ru/uploads/attachedfiles/1227/metodicheskie-rekomendaczii-po-obobshheniyu-apo.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии проектирования - фактор повышения профессионального мастерства педагогов.

Технологии проектирования – фактор повышения профессионального мастерства педагогов и создания в МБДОУ условий для эффективной воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.Основными документам...

Методические рекомендации "Самообразование, как средство повышения профессионального мастерства педагога"

Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качес...

Новые формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ

К новым формам методической работы относят так называемые ролевые игры. Мозговые атаки, инициативные творческие микро-группы педагогов, а также по - новому проводимые обучающие семинары на основе откр...

«Использование диалоговой технологии в методическом сопровождении ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов, в том числе для выстраивания модели педагогического партнерства с семьями воспитанников»

в статье рассказывается о разнообразных формах методического сопровождения педагогов, в основе которых лежит диалоговая технология с целью повышения педагогического профессионализма педагогов, направл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА.

В статье описывается  использование технологии актуального педагогического опыта  с целью повышения профессионального мастерства педагогов. В процессе  описания актуального педагогическ...