Статья "Экологическая деятельность как средство нравственного воспитания"
статья

Васенкова Светлана Александровна

Основы нравственной позиции личности начинают формироваться ещё в дошкольном возрасте, когда ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Васенкова С.А., воспитатель

МДОБУ детский сад №3, р.п. Октябрьский

      Основы нравственной позиции личности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. Именно в этом возрасте развивается эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира, которое проявляется во взаимоотношениях ребенка с природой, а также его поведении. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей начальных основ экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания, сопереживания  

к ней.

       Экологическое понимание развивается в процессе освоения им экологической культуры общества, отражающей опыт взаимодействия человека и природы. Личность, присваивая элементы экологической культуры, приобретает новое качество – экологическую воспитанность, которая проявляется в системе личностных образований - в сознании, деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах.

 Экологическая деятельность – одно из эффективных средств формирования полноценной развитой личности. Она включает нравственное, экологическое, трудовое, эстетическое, и физическое развитие детей.

            На основе нравственных знаний, оценок действий и поступков, поведения людей развиваются нравственные чувства ребенка, которые способствуют появлению стремления стать лучше.

          Нравственная воспитанность детей определяется их добросовестным отношением к учению, к труду на общую пользу; заботой об общих успехах группы; прочной дружбой и взаимопомощью; примерным поведением.              Содержание работы объединения «Игровая экология» имеет гуманистическую направленность, проявляющуюся в формировании у детей бережного отношения к природе, воспитании нравственной культуры, обогащения представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также новых знаний об оказании помощи природе.

          Главная задача – не только дать детям определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий детей к более глубокому познанию предмета, к деятельности.

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие.

           При изучении раздела «Мир животных» в технике оригами, бумагопластика, обрывная аппликация и мозайка дети научились делать белого медведя, рыбок, лягушку, осьминога, птиц, бабочек и кошку. В технике пластилинография, дети делали поделки, изображая животных леса (волка, лису, зайца, медведя), узнали об их роли в жизни лесного сообщества. Они поняли, что в природе все взаимосвязано, что нет плохих или хороших животных, у каждого своя роль в пищевой цепочке.

          В подарок мамам ребята кропотливо декорировали бутылочки семенами растений старательно, превращая их в вазочки, проявляя внимание, заботу, любовь к мамам и уважение к бабушкам.

          При изучении темы «Весна. Пробуждение природы», в технике торцевания делали ландыши. Основной воспитательный акцент был сделан на бережное отношение к растениям, занесенным в Красную книгу.

          При проведении операции «Сосна» и «Ель», дети создавали плакаты в защиту живой сосны, ели (рисовали и делали аппликации). Готовые плакаты вывешивались в приёмной, фойе центра, а потом в общественных местах. Таким образом, демонстрировалось на деле бережное отношение к живым деревьям.

Доступные и понятные для детей акции проводим к таким значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), День Земли (22 апреля). Дети осознают ценность воды, её значение для жизни всех живых существ. Акция в защиту воды, за бережное и экономное её расходование оказывает влияние не только на детей, но и на их родителей. Они задумываются об экономии и энергосбережении. Конкурсы совместного семейного творчества «У природы есть друзья: это мы - и ты, и я!», конкурс на лучшую кормушку, скворечник, сплачивают детей и их родителей.

        Наблюдения показывают, что у большинства ребят складываются товарищеские отношения, они учатся дружить, договариваться, при необходимости извиняться за нечаянный плохой поступок. Многие способны самостоятельно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию.   У детей формируются нравственные знания и чувства: любовь к природе, сопереживание, возрастает интерес к экологической деятельности.

Используемая литература:

       Л.Х. Хисамова  Экологическое воспитание детей.   Дополнительное образование и воспитание  №4, 2015 г., с.11;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность как средство нравственного воспитания

Знакомим с нравсвенными понятиями через игры-эксперименты....

Проектная деятельность "Классическая музыка как средство нравственного воспитания детей"

Классическая музыка для детей необходима как для развития слуха детей, их потенциальных музыкальных способностей, так и для всестороннего культурного развития ребенка. В связи с этим в нашем учреждени...

«Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в группе детей с ОВЗ (с ТНР)....

Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 6 г. Южно- Сахалинска Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения никогда не теряла свое...

"Театрализованная деятельность как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье раскрыты вопросы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Предложен проект реализации театрализованной деятельности, котор...

Игровая деятельность как средство нравственного воспитания дошкольников

Игровая  деятельность как средство нравственного воспитания дошкольниковВ наше неспокойное время, полное тревог и противоречий, мы серьезно начинаем задумываться о том, какими вырастут нынешние д...

Проектная деятельность как средство нравственного воспитания дошкольников на ханятиях хореографии.

Оптимальным вариантом реализации эстетического воспитания является художественно-творческая , в том числе и хореографическая деятельность.Хореография веками испытанное средство воспитания и формирован...