Игры с мячом для развития речи
картотека (младшая группа)

Гацапук Татьяна Петровна

Картотека подвижных игр с мячом

 

 

«Игра в мяч»

Цель игры: развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Возраст: 2+

Ход игры: 

Кач, кач, кач. (Дети берут мячи и встают в круг)

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач. (Дети бросают мяч двумя руками)

Высоко подбросим мяч! (Вверх и ловят его)

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. (Бросают мяч двумя руками о пол)

Мы о пол ударим мяч!

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. (Дети кладут мячи в корзину)

Утомился бедный мяч.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила игры: выполнять движения согласно тексту.

 

 

«

 

Мяч в кругу»

Цель игры: совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

 

Ход игры: 

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Воспитатель дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

Воспитатель: «Катенька, покати мячик Диме». Девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

 

«Прокати и догони»

Цель игры: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

 

Ход игры: 

Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик  (Толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко ,(Смотрит, куда он покатился)

А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его)

Это сделать нам легко! 

 «Поймал!» (Поднимает мяч над головой)

«Колобок»

Цель игры: учить детей катать и ловить мяч.

 

Ход игры: воспитатель находится в центре зала с мячом в руках. Дети располагаются хаотично.

Воспитатель: «Колобок – румяный бок покатился во лесок». На сигнал: «Зайцы» дети прыгают, как зайцы.

Воспитатель: «К зайцу (имя ребенка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал. Ребенок возвращает мяч – катит его обратно.

Сигнал: «Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом.

Воспитатель: «К волку (имя ребенка) в лапы прыгнул». Воспитатель бросает мяч ребенку способом снизу. Ребенок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.

«Детский боулинг» или «Сбей кегли»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

 

Ход игры: расположить кегли треугольником, как в настоящем боулинге. Отойти на 1-1,5м. и веревкой или лентой отметить линию. Пусть дети встанут за ней. Взять мяч и покажите, как нужно сбивать кегли. Дайте мячи малышам и попросите их сделать то же самое. Сопровождать игру следующими словами:

Посмотри, какие кегли

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело

И они уже лежат!

 

«Съедобное-несъедобное»

Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

 

Ход игры: 

Бросайте ребенку мяч и называйте разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а «несъедобное» отбросить.

Другой вариант игры: перекатываем друг другу мячик просто называя слова на разные темы: любимая еда, напитки, деревья, цветы, домашние и дикие животные, фрукты и овощи и т. д. Таким образом в процессе веселой игры мы значительно расширяем кругозор, ведь взрослые знакомят ребенка с более сложными и неизвестными ребенку предметами, оставляя ему более легкие варианты.

« Что делает ?»

Цель: расширять глагольный словарь и закреплять умение точно перебрасывать мяч друг другу.

 

Ход игры:

Взрослый называет слово, дети подбирают к нему слова- действия, перебрасывая мяч друг другу через одного.

Например:  Что делает кошка ? Мяукает, спит и т.д.

 

 

 

 

«Веселый мяч»

 

Цель:развивать эмоциональность у ребят, умение играть в коллективе, слушать музыку, выявлять творческие способности ребят.

 

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребятам встать в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем руководитель дает одному из ребят мяч, который он передает по часовой стрелке по кругу. Все это происходит, пока звучит мелодия.

Но как только музыка прекращается, ребенок, у которого на данный момент остался мяч в руках, должен или рассказать стихотворение, или спеть любую песенку, или станцевать.

Если малыш стесняется выходить в центр круга, то вместе с ним это могут сделать и его друзья, особенно если он поет знакомую всем песню.

Когда ребенок выполнит данное задание, он должен выйти из игры. Далее все продолжается подобным образом.

В игре побеждает тот малыш, который остался последним в этом конкурсе. 

«Кого назвали , тот и лови»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

 

Ход игры:

Дети ходят, бегают, прыгают и т.д. по площадке. Взрослый находится среди детей, он держит в руке большой мяч. Затем он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный подбегает, ловит мяч и бросает его вверх, называя по имени кого-нибудь из играющих , который в свою очередь подбегает, ловит мяч и т.д.

 

 

Ход игры: взрослый поочередно бросает мяч и произносит первую часть слова. Дети ловят мяч и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
                             Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.


Ход игры: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Например:  Красный – мак, огонь, флаг

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...

Игры с мячом для развития речи

Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....

Игры с мячом для развития речи

В данном материале представлена подборка игр с мячом, направленных на обогащение словаря, формирование грамматического строя  ребенка...

ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Развитие Коммуникативных навыков...

Тренинг с родителями воспитанников подготовительной к школе группы «Игры с мячом для развития речи детей»

Для многих людей мяч - одна из первых любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его...

«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»

Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...

Игры с мячом для развития речи детей

Картотека игр с мячом для развития речи у детей дошкольного возраста...