«Развивающая предметно-пространственная среда по познавательному развитию»
презентация

Коваленко Оксана Викторовна

Хорошо продуманная и организованная предметно-развивающая среда стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, интеллектуальной и познавательной сферы-т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме: «Развивающая предметно-пространственная среда по познавательному развитию»

Слайд 1

Представляю вашему вниманию   презентацию на тему:  «Развивающая предметно-пространственная среда по познавательному развитию»

Слайд 2 

В  ФГОС большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде ДО РППС, как одному из аспектов образовательной среды в целом.

Слайд 3

При создании развивающей предметно-пространственной среды по познавательному развитию  перед педагогами ставятся  следующие задачи:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности
  • Приобщение к социокультурным ценностям
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Ознакомление с миром природы

Слайд 4.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

1. Насыщенность - должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Пространство должно быть оснащено различными средствами обучения и воспитания (в том числе, техническими).  2. Трансформируемость пространства – предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться. С этой целью в группах должна  быть пластмассовая подвижная мебель (на колесиках), ширмы.

3. Полифункциональность материалов – предполагает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности.

4. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей.  

5. Доступность - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.      

 6. Безопасность - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

Слайд 5.

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

направлена на

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о малой родине и Отечестве,
  • формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3—5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка.

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в развитии личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в области познавательного развития должно определяться содержанием комплексно-тематического планирования и возрастной категорией детей.  

К познавательному развитию относят следующие центры.  

Слайд 6-7.

Центр экспериментирования;  «Мини-лаборатория»

«Центр экспериментирования» Цель: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формирование умений комплексно обследовать предмет.

Оснащение этого центра:

• микроскоп, лупы, увеличительные стекла;

• весы, безмен;

• песочные, механические часы;

• компас;

• магниты;

• портновский метр, линейки, треугольник т. д.

Компонент стимулирующий

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

• сита, воронки разного размера и материала;

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и др. ;

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др

Слайд 8-9

Центр природы; «Мир природы»  

Центр «Мир природы» Цель: формирование  знаний об изменениях в природе, умения различать времена года по их характерным признакам, определять временные представления (неделя – месяц – год), знакомство с миром живой природы (растения, животные, человек).

Оснащение этого центра:

  • Фартуки и нарукавники из непромокаемой ткани для защиты одежды от загрязнений.
  • Клеёнку, ею застилают стол, если намечена перевалка и пересадка в помещении.
  • Лейки, тазики, горшки разных размеров, запас грунта, совки, лопатки, дренаж (керамзит, пластиковые крышки и т. д.)
  • Палочки для рыхления почвы, деревянные, удобные для детской руки, с закруглёнными краями, толщиной около 1,5–2 см.
  • Инструменты для удаления пыли с листьев: тряпочки, губки, широкие кисточки.
  • Схемы процесса работы. Помимо словесной инструкции педагога, детям старшей группы предлагают использовать схемы, на которых указаны основные этапы работы, которую необходимо выполнить. Использовать их можно тогда, когда дети хорошо усвоили словесные инструкции, для развития памяти, образного и абстрактного мышления.
  • Тряпочки для протирания полок и стола, щётка и совок для пола.

Слайд 10-11-12

Центр логики и размышления; «Занимательная математика»;     Центр сенсорных игр  

Центр «Занимательной математики» Цель: формирование умений измерять длину предметов, различать геометрические фигуры, сравнивать предметы по форме, ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости, составлять и решать задачи, работать с числовым рядом и т.д.

«Центр сенсорных игр» Цель: развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

  • Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны
  • Дидактические игры:
  • игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
  • игры с цифрами, монетами;
  • игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины.  («Сравни и подбери»);
  • игры с алгоритмами («Вычислительные машины»);
  • модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»);
  • календарь, модель календаря.
  • Развивающие игры:
  • игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.
  • игры со счетными палочками, Танграм, Колумбово яйцо и т.д
  • игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.
  • Природный и «бросовый» материал.

Слайд 13-14

Центр патриотического воспитания; Центр дружбы народов мира; «Уголок России»  

«Патриотический центр» Цель: расширение представлений об окружающем социальном мире; малой родине и Отечестве, культурных явлениях, своей принадлежности к человеческому сообществу, формировать представление о Земле как общем доме.  

Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду:

Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева.

Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.

Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.

Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке. Также должна присутствовать символика города Зернограда.

Фотоальбом: «Город в котором я живу»

Русские-народные костюмы

Символы России

Дидактический материал-«Защитники отечества», «9 Мая-День Победы», «ВОВ» и т.д

Слайд 15

Центр конструирования.  

 «Центр конструирования»  Цель: развитие логического мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, мелкой моторики; интереса к конструированию, представлений о строительных деталях, их названиях, свойствах; совершенствование конструкторских навыков и т.д.  

Оснащение этого центра:

Всевозможные конструкторы, кубики, таблицы-схемы построек и т .п.

Слайд 16.

Правильно организованная Развивающая предметно-пространственная среда  по познавательному развитию нацеливает педагогов на результат:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, устанавливает причинно- следственные связи,
  • самостоятельно придумывает  объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать.
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, в организации познавательно-исследовательской деятельности детей принадлежит педагогу. От него, главным образом, и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ д /с «Соловушка г.Зернограда «Развивающая предметно-пространственная среда по познавательному развитию» Воспитатель: Коваленко О.В.

Слайд 2

Актуальность Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интереса, уровня активности. Современный детский сад –это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания в ДОУ предметно-развивающей среды. Хорошо продуманная и организованная предметно-развивающая среда стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности , любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, интеллектуальной и познавательной сферы-т.е . всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

Слайд 3

Задачи образовательной области «Познавательное развитие» Развитие познавательно- исследовательской деятельности Приобщение к социокультурным ценностям Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы

Слайд 4

Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДОУ Содержательно-насыщенная Трансформируемая Полифункциональная Вариативная Безопасная Доступная

Слайд 5

Познавательное развитие формирование познавательных действий; развитие интересов детей, любознательности; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира; формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа;

Слайд 6

Центр экспериментирования «Мини - лаборатория»

Слайд 8

Центр природы «Мир природы»

Слайд 10

Центр логики и размышления «Занимательная математика»

Слайд 13

Центр патриотического воспитания «Уголок России»

Слайд 15

Центр конструирования

Слайд 16

Результативность Любознательность Инициативность и самостоятельность Сформированность знаний о себе, окружающем мире, природе Способность принимать решение, с опорой на свои знания и умения

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....