Консультация для педагогов «Театральная деятельность как средство коррекции нарушений речи детей»
консультация

Жижина Ольга Владимировна

 Театральная деятельность - это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyat._ped._kons.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Консультация учителя-логопеда для педагогов

«Театральная деятельность как средство коррекции нарушений

речи детей»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОО.

Для детей с речевыми нарушениями данная проблема наиболее актуальна, так как дети часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении.

В данной ситуации замечательным способом помочь, заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь, является театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют развитию речи (монологу, диалогу). Они направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда, также, включаются игры со словом (социоигры), развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Театральная деятельность – это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества. Она глубоко лежит в детской природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой.

Через театрализованную деятельность решаются следующие задачи:

- Совершенствование познавательных процессов.

- Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.

- Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.

-  Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.

-  Овладение импровизационными умениями.

-  Закрепление, активизация и обогащение словаря.

- Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

- Воспитание звуковой культуры речи.

-  Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции.

-  Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу.

- Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию

- Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм.

  В театральной деятельности необходимо ориентироваться на следующие принципы:

- Систематичности и последовательности (материал подобирать по мере усложнения, в определенном порядке, системе).

- Доступности (объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушениями речи).

- Наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения: видеоматериалы, рассматривание иллюстраций).

   Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

  К режиссерским играм относится настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятии при составлении рассказов по картинам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

          Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Ребенок с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с различными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

  Игры-драматизации соответствуют определению: драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Очень важно включать в занятия игры с пением и специальные игры.  Игры с пением – хороводы и игры-инсценировки с использованием плясовых и хороводных мелодий с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой – очень полезны для детей с нарушением речи. Так как в этих играх развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения, развивает внимание, чувство коллективизма.

Специальные игры развивают воображение и фантазию, способствуют развитию мимики и пантомимики, четкой дикции, интонации, артикуляции.

 К специальным играм относятся:        

1. Упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами). Темы для таких маленьким спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча, Знакомство, Просьба, Радость, Гнев, Удивление и т.д.).

2. Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

3. Речевые игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка используются:

- театрализованные игры – этюды;

- речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;

- игры – драматизации;

- игры в кукольный театр;

- занятия по сценической речи;

- метод пантомимы;

- инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;

- обогащение зрительного театрального опыта;

Театрализованные игры для коррекции нарушений речи.

Игра: «Веселый Старичок-Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель:             Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух

! Бу-бу-будабе-бе-бе,

 Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:            

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

fb-го-го да буль-буль-буль.'

Воспитатель:        

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

fb-ro-roда бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.

«Немой диалог»

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

Игра «Телефон»

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушки на загадку:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Игра на пальцах «Братцы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Пошли два братца вместе прогуляться.

А за ними еще два братца.

Ну а старший — не гулял, очень громко их позвал.

Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

—  Ребята, кто из вас любит кашу? Какую кашу вы любите? Какая каша вам не нравится? (Ответы детей.)

«Инопланетяне»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Детям предлагают поговорить с инопланетянами (показывается соответствующая иллюстрация), но предупреждают, что они понимают только слова со слогом ЛА. (привет). Далее ребенку предлагается запомнить и повторить три слога подряд, с разной интонацией. Например:

ЛА-ЛО-ЛА! – Привет!

ЛА-ЛО-ЛА? – Как дела?

ЛА-ЛО-ЛА? – Как тебя зовут?

ЛА-ЛО-ЛА – (имя ребенка).

ЛА-ЛО-ЛА! – Поздравляем! Ура!

       

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство коррекции речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему ...

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...

Консультация на тему: «Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего возраста"

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей....

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...