Особенности детей с нарушениями речи.
статья

Зайцева Елена Александровна

Особенности детей с нарушенями речи. Особенности современных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевой культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Морозова К.А., воспитатель

ГКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Дневное стационарное заведение несовершеннолетних Кемеровской области

В настоящее время вопросы речевой культуры горячо обсуждаются лингвистами, методистами, преподавателями и широкой общественностью, которых волнует низкая языковая компетенция большинства населения, особенно школьников. От наличия или отсутствия этих коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом, в связи, с чем возникает необходимость специального обучения умению общаться.

Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков в большей мере актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью (работы Д. И. Бойкова, Е. Е. Дмитриевой, Е. А. Чернышовой и др.). Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания, поскольку первостепенной задачей такого обучения является социализация. Для успешной работы в этом направлении необходимо изучить особенности речевой культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Развитие речи начинается в дошкольном возрасте, ребенок, слушая чужую речь, усваивает нормы и правила общения. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно позволяет не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, что ведёт к повышению социальной компетенции ребёнка и говорит о его готовности к школе [2].

Проблемам культуры речи посвящены работы А.А. Акишиной, Л.А. Введенской, В.Е. Гольдина, В.И. Капинос, М.P. Львова и др. Под речевой культуройпонимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации [4].

Культура речи представлена тремя аспектами: нормативным, коммуникативным, этическим.

Одним из важнейших, связанных с правилами языка, является нормативныйаспект, заключающийся в соблюдении норм литературного языка. Именно он регулирует правила написания, произношения, словообразования, словоизменения, постановки знаков препинания и т.д.

Коммуникативный аспект связан с целесообразностью общения, с реализацией языковых норм в речи, с функционально-стилистической дифференциацией русского языка. Б.Н. Головин выделяет следующие коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность речи.

Этический аспект регулирует соблюдение норм, касающихся отдельных ситуаций общения. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т. п.).

Для определения уровня сформированности речевой культуры детей мы обследовали две группы старшего дошкольного возраста: с нарушением в развитии и нормально развивающихся. Исследование проводилось в МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района в оздоровительной группе для детей от 3 до 7 лет.

За основу мы взяли показатели уровня развития культуры речи детей, выделенные Л.В. Балашовой:

1.  Высокий уровень - у ребенка наблюдается достаточный словарный запас (3000-4000 слов, по данным Е. А. Аркина); грамматический строй речи правильный; установленное звукопроизношение и развитый фонематический слух. Умеет поддерживать беседу как со сверстниками, так и со взрослыми; произвольность, осознанность построения развернутого монологического высказывания. Знает и владеет речевым этикетом (разнообразными языковыми средствами) и всегда его без напоминания использует («приветствие», «знакомство», «просьба», «благодарность», «прощание», «отказ»); доброжелателен, инициативен со сверстниками и со взрослыми.

2.  Средний уровень – у ребенка достаточный словарный запас,
можно отметить несогласованность грамматического строя речи; звукопроизношение, в основном, установлено, но в потоке речи может невнятно произносить слова, при беседе наблюдается частое отвлечение от поставленного вопроса, при монологической речи не наблюдается связности высказывания. Знает речевой этикет («приветствие», «знакомство», «просьба», «благодарность», «прощание», «отказ»), но при этом не всегда его использует, доброжелателен, инициативен со сверстниками и со взрослыми.

3.  Низкий уровень – у ребенка наблюдается недостаточный словарный запас, несогласованность грамматического строя речи, недостаточно сформировано звукопроизношение, при беседе наблюдается неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса [1].

В работе мы опирались на методики, позволяющие проверить богатство речи, умение грамматически правильно организовывать слова в предложении, самостоятельно строить монологическую речь [3].

Методика Г.А. Волковой «Проверка словарного запаса» позволила оценить уровень словарного запаса. Мы попросили детей назвать предметы одежды, которые могут надеть мужчины, женщины и дети в разное время года (летом и зимой), разное время суток (днем и ночью), начиная с головных уборов и заканчивая обувью. Все дети в норме назвали от 10 слов и выше, что является показателем высокого уровня владения словарным запасом. В то время, как исследование детей с нарушенным интеллектом, позволяет говорить только о низком уровне владения словарным запасом, два ребенка, 23 %, смогли назвать 3 слова (шапка, сапоги, носки), а пять, 77%, 2 слова (платье, сандалии), при помощи подсказок, слова были произнесены не четко с фонетическими искажениями («платюшко», «сандалики», «колготочки»).

Следующая методика этого автора «Проверка уровня грамматического строя речи» помогла проверить уровень развития грамматического строя речи. Перед выполнением задания детям было сказано: «Мы с тобой попали в страну Гномию, там всё как у нас только маленького размера. Вам необходимо «большой» предмет превратить в «маленький». Затем детям были названы слова: дом, стол, ложка, уши, стул, картина, кровать. Предложено «превратить» эти предметы в маленькие. Три ребенка в норме из семи, 43 % , получили два балла за выполнение этого задания – средний уровень, задание было понято, присутствовали немногочисленные ошибки («Стулик», «ушечко»). Остальные дети, 57 %, получили 3 балла – высокий уровень. Для детей с нарушением интеллекта первое задание оказалось сложным. Они смогли лишь повторять слова: дом - домик, стол - столик, ложка - ложечка, уши - ушки, стул - стульчик, картина - картинка, кровать - кроватка. При повторении данных слов все дети допускали их искажение: лозечка, ухки, стоик, сту, что говорит о низком уровне. При образовании относительных прилагательных от существительных детям были предложены картинки: мяч, кораблик, шуба, ваза, сумка, машинка, окно, стол. Так же была дана словесная инструкция: мяч из резины - значит он.., кораблик из бумаги – значит он ….

На вопрос: «Из чего сделан предмет?», дошкольники в норме довольно быстро ответили (мяч резиновый, ваза стеклянная и т. д.), только три ребенка допустили в своей речи несколько ошибок («кораблик из бумаги – белый», «шуба из меха – норковая»). Дети с нарушением развития долго не могли ответить на него, даже при помощи подсказок: мяч из резины – резиновый, кораблик из бумаги – бумажный, шуба из меха – меховая. При образовании глаголов движения с помощью приставок, детям были предложены картинки:

Мальчик ходит в школу. Мальчик выходит из дома. Мальчик заходит в автобус.

Мальчик переходит улицу. Мальчик обходит лужу. Мальчик уходит со школы Дети в норме довольно быстро ответили на вопрос: «Что делает мальчик?», при этом дополняли свои ответы прилагательными: «кирпичная», «глубокая», «красный» и т. п. («Мальчик ходит в кирпичную школу», «Мальчик обходит глубокую лужу»). Дошкольники с интеллектуальным нарушением смотрели на картинки, при ответе на вопрос: «Что делает мальчик?», давали неточные, односложные ответы: «школа», «в домике», «идет». По итогам проведения методики 4 детей, 57 %, набрали по 3 балла за каждое из заданий, это соответствует высокому уровню развития грамматического строя речи, 3 человека, 43 %, набрали по два балла – средний уровень. Все дошкольники с нарушением в развитии, 100%, набрали за каждое задание по 1 баллу, что соответствует низкому уровню развития.

Первая методика Л.А. Журовой «Проверка уровня развития монологической речи» выявила уровень сформированности уровня развития монологической речи.Старшим дошкольникам была предъявлена иллюстрация к рассказу «Старый пес» В. Сухомлинского. Затем был прочитан отрывок данного произведения. Дети в норме подробно пересказывали и продолжали отрывок дальше, высказывая свою оценку действиям человека («Собаку жалко», «Будет старая собака учить щенка» и т. п.). В результате проведения данной методики три человека, 43%, показали высокий уровень развития правильности, выразительности и логичности речи. Остальные 57 % - средний уровень. Что говорить о детях с интеллектуальными нарушениями никто из детей не смог выстроить связное монологическое высказывание. При помощи наводящих вопросах два ребенка, 23%, смогли сказать, что на картинке изображена «собачка», «человек» и «маленькая собачка». Остальные 77 % детей, молча, смотрели на картинку. Следовательно, у всех детей низкий уровень развития монологической речи.

Вторая методика этого автора «Проверка уровня фонематического слуха»позволила проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. Детям была предложена картинка и проведена инструкция: «Посмотрите на эту картинку. Видите, на ней изображены различные предметы, под каждым из них есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания». Дети в норме самостоятельно выполняли задание, комментируя свои действия («Солнце, в этом слове есть звук [с], я зачеркиваю кружок», «Роза, в этом слове нет звука [с], кружок не зачеркиваю»). Они набрали от 2 до 3 баллов, что соответствует высокому и среднему уровню развития фонематического слуха. Четыре человека, 57 %, показали высокий уровень, 43 % - средний. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не смогли самостоятельно выполнить задание. Проведенная диагностика по данной методике выявила, что 100% детей имеют низкий уровень развития фонематического слуха.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что дети с нарушением интеллекта имеют низкий уровень сформированности культуры речи, что проявляется в низком уровне развития словарного запаса, грамматического строя речи, монологической речи и фонематического слуха. Дошкольники в норме высокий уровень развития культуры речи имеют 43%, 57 % имеют средний уровень развития; старшие дошкольники с интеллектуальной недостаточностью 100% имеют низкий уровень развития.

Библиографический список

1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Ч. 1,2. – Саратов, 2001г.

2. Введенская Л.А. «Культура речи. Ростов – на Дону: Феникс, 2001г.

3. Журова, Л.А.  Готовность к школьному обучению // Начальная школа. Прил. к газ. «Первое сентября». — 2007. — N 13.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной, проф. Е.Н.Ширяева. - М.:ИНФРА-М, 2000 г.



Предварительный просмотр:

Тема:    «Особенности современных детей».

Задачи:  

1.Познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания современных детей.

2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать условия для ненасильственного воспитания ребенка.

3. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения родителей при этом.

Форма проведения:  круглый стол

Участники: воспитатели группы, психолог, родители        

Материал: буклеты «Особенности современных детей», «Воспитание без наказания», мультимедийная презентация деятельности детей в детском саду, мультимедийное сопровождение подачи методического материала, подборка литературы для родителей, бланки для родителей для заполнения теста.

Части собрания, методы активизации:

  1. Вводная (5-7 мин)

Представление воспитателем темы и участников собрания.

Мини- концерт для родителей..

Притча «ПРОРОК»

И женщина с ребенком на груди сказала: «Скажи нам о детях».

И он ответил так: «Ваши дети- это не ваши дети. Они- сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе.

Они появляются через вас, но не из вас, и хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть свои собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, ведь их души живут в доме завтра, который вам не посетить даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя, потому что Жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.»

Восточный философ и поэт Халил Джебран.

  1. Основная часть(30-35 мин)

Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?

1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).

2. Ты способный(ая), у тебя все получится.

3. Ты невыносим(а)!

4. У всех дети, как дети, а у меня...

5. Ты мой(я) помощник(ца).

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять!

8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).

9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился(сь)!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!

14. Меня не интересует, что ты хочешь!

Обработка результатов теста:

Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.

Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.

Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.

Выступление воспитателя______________________

«Воспитание без наказания»,

с мультимедийным соровождением

(10 мин)

«Человек рождается не для того,

чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой….

Человек оставляет себя прежде всего в человеке.

В этом высшее счастье и смысл жизни.

Если хочешь остаться в сердце человеческом,- воспитай своих детей.» .

В. А. Сухомлинский

Согласно Закону РФ об образовании, ст. 18

п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.»,

п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.»,

п. 3. «Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.»

Сейчас наши дети

отличаются от нас больше, чем когда- либо:

за весь известный нам отрезок истории

ничего подобного еще не случалось.

         Современные  дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место».

На что они откликаются, так это на уважение- уважение к ним  к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас.

Они  не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть особые дети, но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях.

Они приходят в наш мир совершенными- попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.

Дети инстиктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне : «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Честность, доверие воспитываются простыми шагами по изменению поведения- не только если мы хотим начать с себя. Серьезное отношение к точке зрения ребенка не может оказаться для многих непривычным, но, изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

Очень многие родители убеждены, что воспитание без наказания– это «глупые книжки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью», подкрепляют свое мнение простым аргументом: детей наказывали во все времена, значит, это правильно и необходимо. Но давайте разберемся.

Поборники воспитания путем наказания любят ссылаться на такой непререкаемый и авторитетный источник, как Библия: именно там, на страницах Ветхого завета, в книге притчей царя Соломона, имеется множество высказываний на эту тему.

Собранные вместе, цитаты эти, увы, производят гнетущее впечатление. Как вам, например, такая: «наказывайте сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайтесь криком его.» или такая: «не оставляй  юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет».

Просто кровь стынет в жилах от таких советов. Да и может ли быть иначе: ведь появились они во времена, когда большинство людей были рабами, когда никто и не помышлял о правах человека, а справедливость осуществлялась путем варварских казней и пыток.

 Можно ли всерьез обсуждать это в наши дни? Кстати сказать, сегодня на родине царя Соломона (то есть в современном государстве Израиль) права детей защищены специальным законом: каждый ребенок, если родители применяли к нему физические наказания,  применяют к нему физические наказания, может пожаловаться в полицию и засадить их тюрьму за рукоприкладство.

Итак, что же эффективнее? Метод кнута или пряника? Где- то мы это уже слышали, скажете вы.  Все очень просто и основано на учении И.Павлова об условных рефлексах: выполнил команду хорошо- получил корм, выполнил плохо- схлопотал удар кнутом. В конце концов животное запоминает, как надо себя вести. При хозяине. А без него? Увы, нет!

 Ребенок, конечно же, не животное. Пусть даже он совсем мал, ему можно объяснить так, чтобы он понял. Тогда он будет поступать правильно всегда, а не только когда за ним наблюдают «вышестоящие инстанции». Это называется умением думать своей головой. Если же вы будете все время осуществлять контроль за ребенком, то, когда он вырастет и сломает  вашу «клетку», может сорваться и наделать массу глупостей.  Известно, что преступники, как правило, вырастают в семьях, где детей жестоко наказывают, или попросту не обращают на них внимания.

Как известно, ребенок рождается невинным. Первое, что он видит и к чему инстиктивно стремится,- это родители. Поэтому все черты и привычки, которые он приобретает с возрастом,- целиком заслуга пап и мам.

Помните, как в «Алисе в Стране чудес»: «Если поросенком вслух, с пеленок обзывают, баюшки- баю! Даже самый смирненький ребенок вырастает в будущем  в свинью!».

Некоторые психологи вообще считают, что воспитывать ребенка специально (применять какие- либо педагогические приемы)не требуется: если родители ведут себя правильно, ребенок вырастает хорошим, просто им подражая. Скажете в жизни так не бывает? Значит, признаете, что вы не идеальны. А тем, кто признает, что неидеален, необходимо признать так же и то, что во всех проступках наших детей виноваты мы сами.

Давайте разберемся в причинах «плохого» поведения ребенка и стратегии поведения родителей при этом:

ПРИЧИНА

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ

В ЧЕМ ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

ТАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЦЕЛОМ

НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ

Ребенок назойливо пристает с бессмысленными вопросами

Ребенку уделяется слишком мало внимания

Спокойно обсудите с ним проступок и выскажете свое недовольство

Выделите время в течение дня для общения

БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ

Ребенок часто спорит и проявляет упрямство (вредничает)

Часто лжет

Ребенка слишком контролируют (психологически давят)

Уступите

Попробуйте предложить компромисс

Не пытайтесь его победить

Предложите выбор

МЕСТЬ

Ребенок грубит

Жесток по отношению к слабым

Портит вещи

Мелкое, незаметное унижение («отстань!

Ты еще маленький!»)

Проанализируйте, в чем кроется причина брошенного вызова

Не мстите ему сами в ответ

Старайтесь наладить контакт

УКЛОНЕНИЕ

Ребенок отказывается от любых предложений, ни в чем не хочет участвовать

Чрезмерная опека

Родители делают все за ребенка

Предложите компромиссное решение

Поощряйте и хвалите ребенка на каждом этапе

Американский психолог Р. Дрейкус

Вы спросите: не наказывать? А что же делать? Можно попробовать организовать все так, чтобы ребенка не было причин наказывать. Но если все же не получается и возникают конфликты, существуют проверенные методы воздействия, не связанные ни с насилием, ни с манипуляцией.

  • Если ребенок отказывается что- то делать (например, вы попросили его убрать в детской), скажите ему, что тогда вам придется делать это самой и вы не успеете почитать ему книжку.
  • Если ребенок сделал что- то не так, поговорите с ним по душам: вспомните детство и расскажите историю о том, что совершили такую же ошибку, а потом раскаялись и исправились (тогда ребенку проще признавать свою ошибку,  не боясь при этом наказания)
  • Используйте метод тайм- аута. Суть его состоит в том, что в решающий момент (драка, истерика, капризы) ребенок без всяких криков и понуканий выводится (или выносится) из эпицентра событий и изолируется на некоторое время в другом помещении. Время тайм- аута (то есть паузы) зависит от возраста ребенка: считается, что оставлять ребенка одного следует из расчета «одна минута на один год жизни ». Главное, чтобы он не воспринимал это как наказание.
  • В конце концов вы можете «обидеться» на ребенка и на некоторое время лишить его обычного, весьма приятного для него общения, оставив только необходимый «официоз». Главное, чтобы ребенок за это время не разуверился в вашей любви.

Мини-эксперимент 

(включение родителей в исследовательскую деятельность позволяет создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство).

      Организация диалога с родителями по проблеме, решение в подгруппах проблемных ситуаций общения с детьми)

(15-20 мин)

1. Упражнение «Портрет современного ребенка»

Родители делятся на две группы. Каждая составляет список качеств, присущих современному ребенку. Списки зачитываются, обсуждаются.

2. Упражнение «Мечта детства»

Участники по очереди рассказывают, о чем они мечтали, когда были детьми.  Как вы думаете, о чем мечтают ваши дети?

3. Игра «Мир глазами ребенка»

В нашей жизни, как в одной детской игре, на один вопрос можно ответить по- разному:

  • Когда я вырасту, я буду….
  • Мне скучно, когда…
  • Взрослые любят больше всего…
  • Мне интереснее всего…
  • Летом я люблю…
  • Как меня ругали, когда…
  • Когда я пойду в школу….
  • Зимой интереснее всего…
  • Папа меня хвалит за….
  • Мама довольна, когда….

Выступление психолога

4. Медитация «Встреча с ребенком внутри себя»

Начинаем с расслабления.

Примите удобную позу.

Ваше тело расслаблено.

Глаза закрыты.

Сделаем несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.(Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох)

Представьте себя в каком- нибудь теплом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет меленький песчаный пляж на берегу теплого  ласкового моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве,- в три, четыре, пять лет….

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого- то? Может быть, он чего- то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив.»

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко- крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда останется с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!».

Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощанье рукой.

Постепенно выходим из релакласации, делаем глубокий вдох- выдох, откроем глаза.

Скажем себе «Я совершенна. Я принимаю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».

5. Рефлексия «Свободный отчет».

Продолжите фразу:

  • Я благодарен сегодняшней встрече……
  • Я благодарен своим педагогам……
  • Я благодарен родителям моей группы…..
  • Я благодарен своему ребенку….
  • Я благодарен себе…..

  1. Разное (7-10 мин)
  • Решение насущных вопросов)

  1. Подведение итогов (3-5 мин)

Экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания, выдача буклетов родителям.

Литература для подготовки к собранию

  1. Лисина М.И., Гуськова Т.В. Об особенностях воспитания младших дошкольников.// Дошкольное воспитание,1983, №4
  2. Журнал «Самая», № 3, март 2009г., с 94-97
  3. Детский сад- семья: аспекты взаимодействия.
  4. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов, воспитатель и ребенок: эффективное  взаимодействие, Вып.1. //Волгоград, 2009
  5. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.// Москва, 2008
  6. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. Москва, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей с нарушениями речи

Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) обычно имеютфункциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС....

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции.В данной статье описаны особенно...

Психологические особенности детей с нарушениями речи

Психологические особенности детей с нарушениями речи...

Выступление на тему: "Особенности детей, имеющих нарушения речи"

Особенности детей, имеющих нарушения речи....

Консультация: "Психологические особенности детей с нарушениями речи"

В данной консультации рассмотренны особенности познавательной, коммуникативной, эмоциональной сфер ребёнка с нарушениями речи, а также особенности деятельности...

Консультация для педагогов «Психологические особенности детей с нарушениями речи»

Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности дитя, на формирование всех психических действий. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенн...