Выученная беспомощность у детей дошкольного возраста
консультация

«Я — в реке», — сообразил Ёжик и похолодел от страха. «Пусть река сама

несёт меня», — немного погодя решил он. И его понесло вниз по течению…

«Выученная беспомощность».  «Что это такое?»   «Что с этим делать?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyuchennaya_bespomoshchnost_u_detey.docx176.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Выученная беспомощность».     «Что - это такое?»   «Что с этим делать?»

«Я — в реке», — сообразил Ёжик и похолодел от страха. «Пусть река сама

несёт меня», — немного погодя решил он. И его понесло вниз по течению…

Выученная беспомощность.

Выученная беспомощность — это когда вместо активных действий, попыток достигнуть результата, ребенок заведомо предпочитает пассивную позицию.  А «выученная» она потому, что этот тип реакции возникает и закрепляется в определённых ситуациях, например, когда родитель многократно повторят ребенку одну и туже поучительную инструкцию. Казалось бы, ребенок уже слышал раз (100), что шарфик должен быть завязан, варежки одеты, не забыть одеть именно те чешки - с котиком, ну и как не проговорить в 101 раз про то, как почистить зубы пере сном. Именно многократное повторение инструкций формирует предпосылки выученной беспомощности, а дальше дело переходит к подражанию и деятельности самого ребенка.

– Не буду учить буквы! – маленькая девочка яростно срывает со стены заботливо нарисованный дедушкой плакат, – Не нужны они мне!

Бывает так, что ребёнок отвергает все попытки начать заниматься чем-то только потому, что объём работ и их сложность кажутся ему непомерными.

– Сынок, завяжи шнурки!

– А я не умею… - и малыш продолжает сидеть на стульчике болтая ножкам, ожидая, пока мама придёт на помощь.

- «Не мешай!», «Не трогай!», «Ты не сможешь!» — мамы и папы часто сами пресекают попытки своих чад включиться в какое-то взрослое дело. Но как же ребёнку узнать, на что он способен, если он не попробовал? Со слов родителей ребёнок усваивает то, что он маленький и ничего не умеет, а раз так… то не стоит и пытаться!

«Неумение» в бытовых ситуациях, как правило, возникает из-за не вовлеченности малыша во взрослую жизнь. Понятно, что взрослому проще и быстрее нарезать салат самому. Понятно, что сам ребёнок будет завязывать шнурки в несколько раз дольше. Но есть ли смысл торопиться? Ведь это время не будет потрачено впустую – оно пойдёт на обучение ребёнка, развитие навыков, формирование активной жизненной позиции, в конце концов! Достаточно просто начать одеваться пораньше, чтобы дать ребёнку больше времени и не торопить его, позволив сделать самому всё, что в его силах.

Причины развития выученной беспомощности у детей сформированы взрослыми - это не симптом, это закрепленная, выученная реакция ребенка на социальную ситуацию.

Рассматривают три основные причины у взрослых (родителей), которые приводят к навязыванию выученной беспомощности своим детям.

1.     Субъективный опыт переживания неблагоприятных событий. Опыт, приобретенный в ситуации, когда человек не мог контролировать события собственной жизни, переносится и на другие ситуации. Обиды, нанесенные родителями; смерть близкого человека или домашнего питомца; скандалы или развод родителей; серьезная болезнь; потеря работы.

2.   Опыт наблюдения за поведением беспомощных людей. Все наши модели поведения являются заимствованными, поэтому наблюдение за беспомощными людьми в кругу семьи и близких или даже в фильмах накладывает свой отпечаток.

3.  Отсутствие самостоятельности, чрезмерная забота родителей.

Рекомендации педагогам и родителя по преодолению выученной беспомощности.

Давать детям возможность заниматься различными видами деятельности, интересующими ребенка.  Важно делать акцент на индивидуальных особенностях ребенка. Не стоит говорить: «Валя отлично вяжет и не умеет забивать гвозди, потому что она девочка». Лучше сказать, «Вале больше нравится вязать и у нее отлично получается, а забивать гвозди ей не очень интересно. Возможно, позже она захочет и этому научиться».

  Расширять жизненный опыт ребенка за счет наблюдения за окружающей действительностью. Если в реальной жизни затруднительно найти примеры, можно использовать художественные произведения. Посмотреть совместно фильмы, мультики где герой проявляет волю, стремление и добивается цели.  Чаще подчеркивать возможность каждого ребенка, научиться различным видам деятельности.

Важно выработать у ребенка адекватную самооценку, которая сделает его менее зависимым и эмоционально устойчивым в случае неудачи. Для этого взрослые должны опираться на индивидуальные нормы ребенка, а не сравнивать его достижения с достижениями других людей или усредненными нормативами. В отличие от социальной индивидуальной нормы отличаются гибкостью, создают реалистичный уровень притязаний. Они обеспечивают зону «максимальной мотивации» и позволяют объяснять успех и неудачи внутренними причинами   Проверенный однажды и реализованный стереотип реагирования запоминается в ЦНС как безопасная форма поведения. Эта привычка срабатывает как инстинкт самосохранения в случае изменения жизненной ситуации и необходимости принимать решения. Если в арсенале поведенческих реакций есть опыт успешного преодоления препятствий, то выход из трудной ситуации будет конструктивным. Если опыта успешного преодоления нет, то при решении проблем будут возникать сложности.

C:\Users\User\Desktop\выученная беспомощность.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...