Конспект занятия по ознакомлению детей с историей полотенца "Рушники"
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Данный материал  содержит конспект занятия на тему " Ознакомление детей с культурой русского народа, с историей рушника". На данном занятии дошкольники знакомятся с историей рушника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению детей с историей полотенца «Рушники»

Цель:  познакомить детей с историей рушника и его назначением.

Задачи:

1.Познакомить детей с традициями  приема гостей в русской культуре , бытом и творчеством крестьян.

2.Обогатить и активизировать речь детей словами: Рушник, сундук, печь, старина, каравай.

3.Продолжать знакомство с декоративно –прикладным творчеством русского народа.

4. Развивать любознательность, расширять кругозор.

5.Воспитывать любознательность, расширять кругозор.

Предварительная работа: рассматривание рушника, который находится в мини-музей «Русская старина», беседа на тему « Как жили на Руси»

Материалы и  оборудование: сундук из коробки,  рушники, запись, кусочки белой ткани, каравай, самовар, книжка с загадками.

Давным – давно  на Руси жили  крестьяне. Жена, да, муж, да   ребятишки.

Мужья  в поле трудились , а жены была такими славными  хозяйками- дома трудились.

Вот и наше время есть такие  поселения ,где  живут добрые и хорошие хозяйки у которых все ладится и спорится.

 И  к нам сегодня пришла в гости Марфа Васильевна! Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуйте!

Марфа Васильевна: Здравствуйте, ребята!

 Хлеб да соль к вашему столу!

Я пришла к вам с

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Посидим рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель: Спасибо, Марфа Васильевна.

Марфа Васильевна: Ребята, а  что такое белоснежный рушник? Вы знаете? Для чего раньше в крестьянском быту использовали рушник?

Дети: Рушник- это полотенце.  Рушником руки и лицо вытирали.

Марфа Васильевна: Да, вы совершенно правы  рушником  раньше  руки и лицо вытирали, но не каждым. Есть такие рушники , которые  очень берегли и только   использовали  для праздничного убранства избы.  Вывешивали  на зеркала, иконы к большим праздникам, как Пасха, Рождество Христово. А так же рушниками украшали  избу во время свадьбы, рождения ребенка .   А  еще  каждая  хозяйка старалась рушник повесить над люлькой своего ребенка, здесь рушник служил , как оберег.

Марфа Васильевна: Ребята, послушайте загадку

В комнате у бабушки словно барин он стоит .

И под крышкой тяжеленной  много нужного хранит .

Там одежда, сладости …Куча ценного добра

Для ребячьей радости

Достают из…

Дети:  сундука

Марфа Васильевна: да, всё правильно, отгадали загадку. Молодцы!

 А  кто догадался, для  чего нам нужен сундук?

Дети: для того, чтобы вещи хранить.

Марфа Васильевна: Да, всё правильно раньше не было шкафов.

 Все вещи и даже сладости хранили   все  в сундуке.

Марфа Васильевна:  Вот и у меня есть сундук (достает сундук), сейчас я вам покажу, что я там храню. А храню я в сундуке рушники.  Вот посмотрите какие красивые рушники у меня есть.( достает рушники из сундука) . Обратите внимание , что каждый рушник отличается друг от друга и не только узорами , но и техникой  вышивания. И каждый вышитый рушник несет свою историю. Например, вот этот рушник достался мне от прабабушки и по ее рассказам она его вышивала прадедушке, когда он был на войне, а вот в этом рушнике крестили мою маму, а вот этот рушник, когда – то давным  –давно  использовали в банный день .

(Рассматривание рушников, обсуждение)

Марфа Васильевна: Ребята,  А как же  русские мастерицы  раньше украшали рушники?

Дети: вышивкой, кружевами

Марфа Васильевна: Давайте посмотрим , что вышивали на полотенцах  мастерицы?

Дети : Птиц, животных, растения, человека.

Марфа Васильевна:  Ребята, как вы считаете, а  трудная работа вышивать рушники?

Дети: Мы думаем, что да.

Марфа Васильевна: Да,  я тоже так считаю, что это очень трудное занятие. Ведь  работа ручная :  ткань ткали сами. И потом получается вот такое длинное полотно (показывает), его отбеливают,  сушат  и вышивают узоры . Это очень кропотливая работа , нужно быть ловким, очень аккуратным , терпеливым и соблюдать правила. В каждый рушник мастерица вкладывает свою любовь, тепло и заботу о близких.

 А  еще, ребята я знаю, что с рушником девицы – красавицы, да ребята молодые затевали разные игры. Одна из них называется «Полотенце расписное».

Предлагаю вам сейчас в нее поиграть.

Игра: Дети стоят в кругу. В центр выходит ребенок с полотенцем в руках. Все дети идут по кругу и произносят слова:

Выйди , Ваня ( говорится имя ведущего), покажись .

Полотенцем похвались.

Ты подружке поклонись, (если девочка, то «другу низко поклонись»).

Полотенцем поделись. (дети выходят в круг и танцуют , все хлопают).

Марфа Васильевна: Ребята, вы мне так понравились. Вы такие хорошие , воспитанные и мне очень хочется подарить вам подарок ( достает из сундука  рушник и кусочки ткани белого и цвета).

Я хочу вам подарить этот красивый рушник, который вышивала специально для вас и вот такие кусочки ткани белого цвета, вам останется только их украсить.

Дети: Спасибо. Мы вам очень благодарны!

Марфа Васильевна: Ой, что- то  мы с вами заболтались.  Прошу к столу. Самовар и каравай поджидают.

Пойдемте чаевничать. У меня и пироги с яблоком есть с пылу с жару ,только что из русской печи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "История жилища"

Занятие знакомит детей с историей жилища разных народов в разные исторические периоды. Образовательная область: Познание.Раздел:  Ознакомление с окружающим.Тема:История жилища.Подготовительн...

Занятие по ознакомлению детей с историей Санкт-Петербурга

В доступной и интересной форме, с помошью презентации, дети подготовительной группы знакомятся с тем, как выглядит герб Санкт-Петербурга и из каких частей он состоит, и почему....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85 «Березка» Цели:-познакомить обучающихся с видами транспортных ...

Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы детского сада с историей города Набережные Челны

Программное содержание:-Познакомить детей с историей возникновения города.-Закрепить имеющиеся знания детей о городе, о достопримечательностях города, чем он славится.-Воспитывать у детей ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой " Загадочное занятие"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по ознакомлению детей с природой. На этом занятии закрепляются знания о значении растений в жизни людей. Дети самостоятельно проводят опыты, готовят оборудов...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение г...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «История ложечки»

Конспект по ознакомлению с окружающим «История ложечки»Цель: Формировать у детей устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете- ложке....