Статья СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛО-ГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
статья (старшая группа)

Парфенова Екатерина Алексеевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

1.1. Речь как средство развития общения и развития ребенка шестого года жизни

1.2. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей шестого года жизни

1.3 Педагогические условия формирования представлений о диалогической речи посредством сюжетно-ролевых игр у детей шестого года жизни

ВЫВОДЫ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

1.1. Речь как средство развития общения и развития ребенка шестого года жизни

1.2. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей шестого года жизни

1.3 Педагогические условия формирования представлений о диалогической речи посредством сюжетно-ролевых игр у детей шестого года жизни

ВЫВОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования. Исследования показывают, что современные дети говорят неправильно, у них скудный словарный запас. При этом педагоги и психологи утверждают, что речь – это важный инструмент мышления, сознания, интеллекта. Речевое развитие ребёнка непосредственно влияет на формирование интеллекта ребёнка его характера, эмоций, да и вообще личности в целом. В науке психологии основной деятельностью называется та, при которой наблюдаются положительные изменения в психике детей дошкольного возраста. Основная деятельность оказывает центральное влияние на образование и развитие основных психических процессов и свойств личности, на появление психических новообразований, характерных именно для данного дошкольного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра.

Основой сюжетно – ролевой игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка. Судя по недавно проведённым исследованиям, уровень речевого развития большей массы детей находится на неудовлетворительном уровне развития.

В наше время проблема речевого развития приобретает особую актуальность, так как формирование речевого развития имеет важнейшее значение в системе дошкольного образования. Социальные проблемы общества не позволяют часто родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Телевидение, игрушки и компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Всего эти проблемы связывают с тем, что детям все меньше времени отводят на чтение художественной литературы, и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютеров. К сожалению, «технологизация» приводит к тому, что зачастую дети успешно взаимодействуют с телефоном, планшетом и тому подобными гаджетами, но при этом оказывается совершенно неподготовленным к социальному взаимодействию, испытают трудности при общении со сверстниками и взрослыми.

В связи проблема речевого развития день ото дня становится все более актуальной. Предотвратить подобные явления, способствовать речевой активности детей поможет сюжетно-ролевая игра. Исходя из актуальности проблемы, целью исследования является теоретическое изучение и практическая апробация возможности сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития дошкольника.

Проблема исследования:  возможно ли применение сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития диалогической речи у детей шестого года жизни.

Объект исследования: процесс речевого развития детей шестого года жизни.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средства речевого развития детей шестого года жизни.

Цель исследования: выявить эффективность сюжетно-ролевой игры

в развитии диалогической речи детей шестого года жизни посредством проектной деятельности.

Гипотеза исследования: вероятно, комплекс игр по развитию диалогической речи детей шести лет в ДОО будет наиболее успешным если учтены:

  • Психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни;
  • Особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития диалогической речи у детей шестого года жизни;
  • Результаты диагностики развития диалогической речи у детей шестого года жизни.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия «диалогическая речь» и особенности ее развития у детей шестого года жизни.
  2. Определить роль сюжетно-ролевых игр в развитии диалогической речи детей шестого года жизни.
  3. Выявить  педагогические  условия  эффективного  развития диалогической речи детей шестого года жизни в сюжетно ролевых играх.
  4. Определить  уровень  развития  диалогической  речи  детей  шестого года жизни в сюжетно-ролевых играх.

Новизна исследования: новизна исследования состоит в том, что в работе будут представлены авторская картотека сюжетно-ролевых игр.

Практическая значимость исследования: Наша картотека сюжетно-ролевых игр  будет рекомендована к использованию воспитателями в ДОО и родителям.

Теоретико-методологическое обоснование исследования составляет концепция речевого развития детей дошкольного возраста (О.С.Ушакова, М.Я. Алексеева), концепция игровой деятельности ролевая игра (В.Р. Краснощекова, Д.П.Менджерицкая).

Степень разработанности проблемы: В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученных как, Е.А. Флериной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Аркина.

Позднее игры были посвящены работы Р.Я.Лехтман – Абромович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И.Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А, Марковой и др.

Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л.С.Выготский, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и другие авторы. Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется игрой, с другой – сама игра развивается под влиянием речевого развития. Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.

Исследователи в целом выделяют типичные проблемы речевого развития дошкольника:

  • бедность речи, недостаточность словарного запаса;
  • неспособность грамматически правильно построить
  • распространенное предложение;
  • -неумение логически обосновывать свои утверждения и выводы;
  • -отсутствие навыков культуры речи;
  • -бедность диалогической речи, неумение грамотно построить беседу,
  • сформулировать вопрос и дать на него развернутый ответ;
  • неспособность построить монолог, например, описательный рассказ или рассказ по серии сюжетных картинок, сложности при пересказе текста.

В связи с этим выявляется необходимость подбора комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на решение указанных проблем речевого развития у дошкольников.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической научнометодической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ педагогической практики речевого развития у старших дошкольников.

Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме речевого развития дошкольников. Экспериментально выявлен уровень речевого развития старших дошкольников по результатам диагностики целью, которой является речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

  1. Речь как средство развития общения и развития ребенка в старшем дошкольном возрасте

Развитие речи и речевого общения является важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения, где диалог выступает одной из форм речевого общения, обеспечивающих взаимодействие между партнерами по общению опосредуется знаками языка. Для построения диалога необходимыми являются такие умения как умение вступать в общение, выражать свои мыс ли, владение формами речевого этикета, вербальными средствами общения.

Диалогическая речь также рассматривается как функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

Среди основных языковых особенностей диалога выделяет такие, как большое количество вопросительных и побудительных предложений в стимулирующих репликах, частые повторы и переспросы в реагирующих репликах, синтаксическая неполнота. Особенности художественно обработанной диалогической речи определяются родом и жанром.

Проблема диалогической речи дошкольников в разное время изучалась: А.Г. Арушановой, Э.П. Коротковой, Е.И. Тихеевой, Флёриной, и другими исследователями. А.Г. Арушанова выделяет необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач об учения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог, считает исследователь, немыслим без установления диалогических отношений, которые должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникационной деятельности

К старшему дошкольному возрасту наступает период совершенствования навыков диалогической речи, вопросительные предложения уже носят специальный характер, требующий развёрнутого ответа с новой информацией.

 В этом возрасте дети уже способны договариваться, придумывать правила игры, разрешать конфликтные ситуации и т.д. Кроме того, как отмечают многие авторы, совершенствуется выразительность оформления диалогической речи, использование в ней всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодики, интенсивности, темпа, ритма, логического словесного ударения и т.д.). В диалогической речи в старшем дошкольном возрасте оптимально используются невербальные средства выражения эмоций, сопровождаемые репликами.

 По мнению Е.А. Флериной, освоение диалоги ческой речи происходит непроизвольно, поскольку она тесно связана с практической деятельностью ребёнка, используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе игр и других занятий. Этот вид речи можно назвать жизненно необходимым, поскольку ребёнок обращается ко взрос лому и сверстнику с разными вопросами, просьбами о помощи, старается понять их ответы и т.д.

 Ф.А. Сохин отмечает, что при построении собственных высказываний дети начинают осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания и они уже способны давать элементарную оценку услышанному. Развитие общения приводит к тому, что в диалоге с собеседником дети стремятся сделать свою речь более выразительной, экспрессивной, чаще используют интонационные средства, но также способны уже и осваивать такие средства языка как эпитет, сравнения, метафора.

Диалог сверстников имеет особое значение в речевом развитии дошкольников. В этом аспекте дошкольники по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

 В процессе работы по развитию диалогической речи мы обучали детей также правилам ведения диалога:

  •  соблюдать очередность в разговоре;
  •  выслушивать собеседника, не перебивая;
  •  поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
  •  проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
  •  не говорить с полным ртом;
  •  говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
  •  использовать литературную лексику;
  •  строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника, и чтобы оно было понятно ему.

1.2. Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей шестого года жизни

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает, сильное желание включится, в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.  Целью общения может быть, как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот), игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры), развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра становится условием формирования и развития связной речи.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети посредством общения, взаимодействия, сотрудничества, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

У старшего дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении, в усвоении родного языка – его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
       Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно». Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки».

         Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику; черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

         Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

В старшем дошкольном возрасте на передний план выдвигается общение со сверстниками. Ребёнок начинает предпочитать ровесника взрослому. Образцы ведения диалога ребёнок получает в общении с взрослыми: научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучается внеситуативному общению. Общение же со сверстниками способствует развитию детской речевой самодеятельности, формированию коммуникативных способностей. Кроме того, речь используется ребёнком для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнёра, организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит также важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Таким образом, задачу обучения детей диалогической речи нельзя сводить только к освоению вопросно-ответной  функции. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования инициативной и активной ответной позиции, партнёрских отношений. И такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка с взрослыми, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом не возможно без освоения языка и средств невербального общения, без воспитания культуры речи.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Здесь как нигде проявляются диалогические умения детей. В сговоре на игру они учатся договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, игрушки, атрибуты. В процессе игры они ведут ролевой диалог в соответствии с выбранной ролью, разрешают возникшие споры и конфликты.

Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя, с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

1.3 Педагогические условия формирования представлений о диалогической речи посредством сюжетно-ролевых игр у детей шестого года жизни

Средство в педагогике – это «инструментарий материальной и духовной культуры, который используется для решения образовательных задач; это предметы среды (материальные средства) или жизненные ситуации (нематериальные средства), преднамеренно включенные в образовательный процесс для воздействия на воспитанников». Авторы педагогического словаря определяют средства обучения как «материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления образовательной деятельности; это предметная поддержка образовательного процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание». В этих определения подчеркивается мысль о том, что ребенка (человека) воспитывает не книга, картинка или что-то другое материальное, а та деятельность, которая выполняется воспитанником и вызывает у него определенные чувства и отношения. Вот почему правильным является утверждение В. С. Селиванова о том, что «средствами обучения чаще всего являются различные виды деятельности воспитанников, а не предметы, с помощью которых эта деятельность осуществляется». Четыре вида деятельности, в понимании К. Д. Ушинского, – «игра, общение, труд и учение – являются теми средствами, которые обеспечивают достижение целей в обучении и воспитании детей».

Сюжетно-ролевая игра вполне может являться эффективным средством формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста благодаря следующим своим характеристикам.

Сюжетно-ролевые игры – одни из самых любимых игр детей. Эти игры «учат поведению в различных жизненных ситуациях, создают условия для совместной деятельности». По мнению Е. И. Касаткиной, сюжетно-ролевая игра «помогает детям научиться общаться друг с другом, налаживать взаимоотношения, понимать других, находить компромиссы и сочувствовать». О. В. Солнцева замечает, что «сюжетно-ролевые игры формируют совместные действия, развивают общительность, чувство милосердия, умение заботиться о ближнем».

Как отмечает Д. Б. Эльконин, «содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве отраженного понимания сущности отношений и деятельности взрослых». Этот же автор указывает, что в процессе сюжетно-ролевой игры между детьми складываются два вида отношений:

1) отношения, которые определяются содержанием игры (например, продавец предлагает товары покупателю, ученики подчиняются учителю, больные принимают помощь от врача и т. д.);

2) реальные межличностные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру и определение ее замысла, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил и т. п.). В ходе этих отношений дети вступают в общение между собой, проявляя коммуникативные умения.

В структуре сюжетно-ролевой игры, Д. Б. Эльконин выделяет «подготовительный этап (планирование игры) и такие ее элементы, как воображаемая ситуация, замысел, сюжет, игровые действия и ролевое поведение». При реализации каждого из этих этапов и элементов сюжетно-ролевой игры старшие дошкольники пользуются разными коммуникативными умениями. Рассмотрим, как это происходит.

Перед проведением сюжетно-ролевой игры (на подготовительном этапе) старшие дошкольники должны спланировать игру. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников, как правило, это игра коллективная, основанная на взаимодействии. Дети заранее планируют игру – договариваются между собой о теме и сюжете игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал, готовят место для игры. На этом этапе нужны такие коммуникативные умения, как умения получать нужную информацию в общении, вести простой диалог, выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания и стремления с интересами других детей, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Следующие два этапа сюжетно-ролевой игры – создание воображаемой ситуации и игровой замысел. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая «заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Будучи социальной по происхождению, воображаемая ситуация в сюжетно-ролевой игре является социальной и по содержанию». Это становится очевидным при анализе ролей, которые принимает на себя дети: это, в основном, роли взрослых людей или роли, взятые из произведений человеческой культуры, в которых отражены социальные взаимоотношения. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней игрового замысла, «реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире». На этих двух этапах старшие дошкольники вступают в общение и высказывают свои мнения о том, какие у них есть замыслы игры, и договариваются о том, какие игровые ситуации они хотели бы включить в игру. Здесь ребенку требуется понять настрой партнеров на игру по их вербальному и невербальному поведению.

Следующий структурный компонент сюжетно-ролевой игры – сюжет. Это главный компонент, без него нет игры. «Под сюжетом понимается та сфера действительности, которую дети отражают в своих играх». Сюжеты игр старших дошкольников достаточно многообразны. Условно С. Л. Новоселова делит их на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т.д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и др., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т.д.). Определяя сюжет игры, дошкольники вступают между собой в диалог для уточнения тех фактов действительности, которые будут отражены в игре. Изменения в сюжете могут, происходить и в процессе самой игры, и здесь дети тоже должны их обсудить, используя диалоги и коммуникативные умения: выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других детей и т. д.

Сюжет игры обычно определяется в ее ходе за счет выполнения каждым участником игровых действий, обращенных к партнерам по игре, и их ответных действий, т. е. «игровые действия – основное средство реализации сюжета игры». Однако далеко не всегда детям удается (особенно при большом количестве участников игры) последовательно разворачивать сложный сюжет. Нередко замыслы отдельных детей приходят в противоречие или дети не понимают обращенных к ним ролевых действий партнера. В этих случаях, как указывают Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко, «требуется специальное обсуждение дальнейшего хода игры, нередко – вмешательство взрослого». И здесь дети тоже используют коммуникативные умения договариваться, слушать другого и учитывать его желания, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Следующий важный компонент сюжетно-ролевой игры – ролевое поведение. Его сущность И. О. Ивакина объясняет тем, что «это принятие ребенком игровой роли, когда ребенок входит в игровой образ, как актер, он ставит себя на место другого человека, выполняет его обязанности и за счет этого приобщается к миру взрослых». Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли игровой образ – доктора, мамы, дочки, водителя и т. д. Выполняя ролевое поведение, дети общаются между собой, вступают в коммуникативное взаимодействие, следуя правилам поведения. Отклонение от их выполнения сразу же замечается партнерами по игре и вызывает их осуждение. Поскольку для детей самое важное – передать ролевые отношения, то очень важное значение приобретают словесные обращения от лица своей роли к другим участникам игры, которые происходят в виде ролевой речи. Эта речь направлена на других людей, она носит диалогический характер (продавец спрашивает, что хотел бы приобрести покупатель, – покупатель, отвечая, формулируя свою потребность в каком-либо товаре, услуге; доктор спрашивает пациента, что его беспокоит, – пациент рассказывает о своем самочувствии; учитель спрашивает ученика и выслушивает его ответ и т. д.). Поэтому, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь общаться с партнером как носителем другой игровой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Петя с Машей). Осуществляя в сюжетно-ролевой игре игровые действия и ролевое поведение, старшие дошкольники сопровождают их ролевыми диалогами, проявляя при этом разные коммуникативные умения: получать информацию в ходе общения, слушать и отвечать, понимать эмоциональное состояние и настроение другого человека, по его словам и жестам, разговаривать спокойно, если надо, разрешать возникшие конфликты и т. д.

Таким образом, сюжетно-ролевую игру можно отнести к играм, в которых старшие дошкольники активно используют коммуникативные умения на всех этапах (подготовительном, непосредственно при проведении игры, при анализе игры) и во всех ее элементах. Именно этот тип игр позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях, мотивирует каждого участника на владение коммуникативными умениями, способствует развитию диалогических умений, вот почему сюжетно-ролевая игра – это эффективное средство формирования коммуникативных умений у старших дошкольников.

ВЫВОДЫ

Из всего выше сказанного, изучив различные взгляды исследователей, психологов - педагогическую и методическую литературу мы пришли к следующему выводу.

  • Речевое развитие представляет собой форму существования языка, которая связанная социальной природой и коммуникативной функцией. Диалог, как вид общения, предполагает знания языка, умение им пользоваться при построении связной речи, высказываться и налаживать речевое взаимодействие с партнером.
  • Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенному замыслу детей, которая раскрывается через соответствующие события(сюжет) и разыгрывание ролей, носит творческий характер и позволяет ребенку раскрыть свои способности в полной мере. Важным для речевого развития речи является творческая сюжетно-ролевая игра, которой дети совместно создают предметно- игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
  • Можно выделить следующие виды игр, направленных на обучение детей дошкольного возраста диалогу: сюжетно-ролевые (игры-драматизации), дидактические.
  • В свою очередь, по мнению авторов, речевая активность является одним из важнейших факторов речевого развития.

Речевое развитие в дошкольном возрасте идет по двум линиям:

  1. совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
  2. дети старшего дошкольного возраста овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому.

Особое внимание следует обращать на то, как речевое развитие соответствует требованиям к речи детей возрастным нормативом, достигаются ли общие цели и задачи речевого развития, обучения родному языку и воспитанию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей шестого года жизни. Консультация для родителей

В консультации раскрываются особенности речевого развития детей 6 лет, даются рекомендации родителям по развитию фонематического слуха детей....

«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная рабо...

«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Картотека диагностики развития речи детей. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста....

СИСТЕМА РАБОТЫ по развитию навыков общения у детей шестого года жизни, посредством сюжетно – ролевой игры «Строители».

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни...

Развитие трудового потенциала у детей шестого года жизни средствами ручного труда.

Развитие трудового потенциала у детей шестого года жизни средствами ручного труда.    «Вышивка крестом». Художественный труд»- это преобразующая, творческая соци...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: « ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Ежедневно нам необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общ...

Календарный план работы по обучению сочинению сказок как средство развития монологической речи детей шестого года жизни

Календарный план работы по обучению сочинению сказок как средство развития монологической речи детей шестого года жизни. ...