консультация для педагогов
консультация

Провоторова Маргарита Николаевна

материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_umeete_li_vy_obshchatsya_s_vashim_rebenkom.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3 «Журавушка»

Семинар для родителей

«Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?»

Подготовил:

педагог-психолог

Провоторова М.Н.

Губкин

2012

Цель: дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.

Ход семинара

Игровое упражнение «Закончи предложение».

Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например: «Общение с ребенком - это...»; «Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать...» и т. д.

Резюме. Общение с ребенком - это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения - образ Я, самооценка.

Игровая ситуация «Что сказали бы вы?»

- Вам нездоровится, к вам обращается ребенок. Вы...

- Вы зовете ребенка обедать, а он не идет. Вы...

- Ребенок что-то разбил. Вы...

Выслушиваются ответы родителей, а затем включается аудиозапись с детскими ответами, записанными на магнитофон, о том, как поступают их родители в вышеперечисленных ситуациях.

Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».

Родителям раздаются карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации.

Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!

- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.

- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

- Не сейчас: видишь, я работаю.

- Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.

- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!

- Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша, а ты!

- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.

Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?

- Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!

- Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.

- Не мешай нам разговаривать!

Резюме. Одной из эффективных техник общения является «Я-выражение»: в отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка.

В конце встречи участникам семинара вручаются буклеты, в которых отражены главные постулаты общения-диалога с ребенком, и дневники «Наша семья».

Родителям предлагается написать мини-сочинение на тему «Я как родитель» с использованием прилагательных; вместе с детьми нарисовать семью, а в рубрике «Наша семья в выходные» перечислить увлечения семьи.

Советы для родителей «Правила поведения в общении с детьми»

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создавать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.

3.  Обратите внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4.  В общении с ребенком уделяйте больше внимание невербальному (неречевому) общению. Так вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

5. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например «Саша, Сашенька, сын, сынок».

6.  Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами: например, вместо фразы «Не твоего ума дело...» - скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно».

7. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

8.  Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».

9. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

10. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

• барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

• барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

• барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

• барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....