АПО РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Л.В.СВИРСКОЙ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»
методическая разработка

Бойченко Лариса Леонидовна

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Л.В.СВИРСКОЙ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Актуальный педагогический опыт158.34 КБ

Предварительный просмотр:

Бойченко Лариса Леонидовна

ОГАОУ ДПО

«Белгородский институт развития образования»

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Л.В.СВИРСКОЙ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»

Автор  опыта:

Бойченко Лариса Леонидовна

воспитатель  МБДОУ д/с №84

города Белгорода

Белгород 2023

Содержание.

РазделI.     Информация  об опыте …………………………….  3

РазделII.   Технология опыта …………………………………... 9

РазделIII.  Результативность опыта……………………………..13

Библиографический список …………………………………….. 19

Приложение к опыту ……………………………………………..20

  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 84 функционирует с февраля 1989 года, представляет весь спектр образовательных услуг дошкольного воспитания. В дошкольном учреждении  функционируют 14 групп. ДОУ работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования с учетом УМК «Детство»  (Т.И.Бабаева и др.).

       Дошкольное учреждение, в котором работает автор опыта – это открытая развивающая система, в которой ДОУ является  центрообразующим фактором по консолидации усилий педагогов, семьи, общественных институтов в целенаправленной работе по развитию ребенка-дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)  нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основу обновления ложится конструирование социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности.

Одним из средств такого развития являются педагогические  технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся.

Мониторинговые исследования уровня развития детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста проводились с использованием основного метода сбора информации о ребенке - наблюдение. Оценочные показатели были предложены Л.В. Михайловой - Свирской по шести показателям. Результаты,  полученные в ходе наблюдений в 2018 году, показали, что у детей шестого-седьмого года высокий уровень составил – 29,4 %, средний уровень – 50,4%, низкий уровень  – 20,2%.

Таким образом, была сформулирована проблема, которая заключается в определении структуры и содержания педагогической технологии, формирования способов поддержки самостоятельности  и индивидуальных способностей у детей  дошкольного возраста.

Актуальность опыта

Актуальность использования в образовательной деятельности технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС ДО  в дошкольные образовательные организации. Так как именно ФГОС ДО акцентирует внимание педагогической общественности на поддержке детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста как необходимых компонентов воспитания современного ребенка и успешной реализации стандарта (пункт 1.4., 2.4.) [8].

Основа индивидуализации базируется на том, что каждый ребенок уникален, не может быть двух одинаковых в системе обучения и развития детей, и каждый из них приобретает и проявляет знания, навыки, личностные особенности по-своему. Проявление индивидуализации ребенка естественным способом начинается уже с того момента, когда он сам организует  игру, занимается своим делом, при этом педагог  поддерживает инициативу детей.

На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. Ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности.Обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.Поэтому использование технологии «План-дело-анализ» - это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с педагогом[2].

Таким образом, возникают противоречия между:

-возросшей потребностью общества в формировании способов поддержки инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным методико-технологическим обеспечением данного процесса в дошкольном образовании;

-наличием образовательной технологии, способствующей формированию детской инициативы и творчества и ограниченным использованием данных технологий педагогами в образовательной деятельности с детьми.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий для повышения уровня развития детской инициативы   и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «План-дело-анализ».

Длительность работы над опытом

Работа над опытом осуществлялась в течение трех лет в период с сентября 2018 года по сентябрь 2020 года.

1 этап. Аналитический (с сентября 2018 года по декабрь 2018 года): обнаружение проблемы, формулирование цели, анализ специальной литературы и имеющихся внутренних и внешних условий в ДОУ, подбор мониторингового материала.

2 этап. Практический (с января 2019 года по май 2020 года): разработка, апробация и систематизация практических материалов по организации различных форм образовательной деятельности с детьми, направленных на развитие детской инициативы и самостоятельности. Осуществление мониторинговых исследований. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста (далее -  РППС). Проведение с педагогами методических мероприятий, на формирование преобразовательной деятельности педагогов и внедрение  ее в практику ДОУ.

3 этап. Обобщающий (с июня 2020 года по сентябрь 2020 года): проведение заключительного мониторинга, обобщение опыта.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой педагогических мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с технологией Л.В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ» (утренний и вечерний круг, маршрут занятости, описание РППС).  

Теоретическая база опыта

В ходе обобщения опыта использовалась следующая теоретическая терминология:

Индивидуализация- процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности». Индивидуализация — это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития детской инициативы.[5]

Образование - социально-педагогический проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но что имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей,а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество.[5]

Обучение- целенаправленная, последовательная передача(трансляция) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний и формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности обучающегося.[5].  

Инициатива - внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком-либо действии.[1].  

Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка». Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность помощи ребенку. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.[5].  

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий образовательного процесса.[7]

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.[7]

Совместное планирование - выявление области интересов детей, позволяющие  встраивать инициативу детей в образовательную программу и в структуру дня, понимание того, что событийность дня зависит от их собственной инициативы и активности, видение перспективы для себя и для других и т.д.; планирование  педагогических действий (создание среды, выбор методов и приемов, ресурсов).[5]

Развивающая  предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.[4]

В процессе изучения педагогических  и научных исследований  таких  ученых, как: Михайловой-Свирской Л.В, Котовой Е.В., Кузнецовой СВ., Романовой Т.А. к условиям успешного развития детской инициативы и  творческого потенциаламожно отнести:

1. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

2.В предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а  наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. 

3. Использование различных современных технологий организации образовательного процесса, ориентированных на индивидуализацию учения-обучения.[1]

Третье условие в целом раскрывает сущность и технологичность образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО.

Дж. Равен отмечает, что любой шаг, направленный на развитие детской индивидуальности и инициативы, вызывает значительное изменение роли педагога. Это изменение предполагает смену позиции педагога, который  перестает быть «центром внимания», а руководит процессами  роста и развития воспитанников, обеспечивает детям  расширение «степеней свободы». [5]

Е.В. Пчелинцева полагает, что не требуется разработка новых программ и технологий, следует лишь модернизировать уже имеющиеся за счет использования проблемно-поисковых  заданий, превращающих проблематизацию в устойчивую тенденцию детского развития. [3]

Л.В. Михайлова-Свирская в своих трудах раскрывает  основы индивидуализации образования через технологию «План-дело-анализ».

Технологическая цепочка для развития детской инициативы и самостоятельности основываться на:

- выявлении субъектного опыта ребенка. Если главная ценность для педагога - сам ребенок, то изначально необходимо признать, что он является носителем уникального, неповторимого субъектного опыта, и первый шаг, который необходимо сделать воспитателю - это выявить содержание этого опыта. Выявление субъектного опыта требует диалога, в основе которого -понимание, принятие, сотрудничество, поддержка. Это помогает ребенку увидеть личностный смысл в действиях и взаимоотношениях, что, по сути, и является для ребенка-дошкольника образованием. Образование только тогда будет эффективно, когда на смену процессу «обучения» придет процесс «учения»;

- предоставлении права выбора в условиях разнообразии возможностей. Подразумевается создание таких условий (предметно-развивающей среды и эмоционального фона), которые бы стимулировали инициативу и активность, способствовали появлению личностных смыслов через осознание возможностей и последствий собственного вы бора, своего образа мира, способствовали выстраиванию собственной системы ценностей, не противоречащей общекультурным традициям и ценностям;

- самостоятельности детей и педагогов. Самостоятельность - один из главных аспектов учения и развития способностей. Самостоятельность  - основание для сотрудничества и сотворчества, в котором содержание образования развертывается в контексте деятельности участников, «в контексте культуры» учителя и ученика. Становление ребенка невозможно без непрерывного становления взрослого, находящегося с этим ребенком рядом. Только тот педагог, который имеет возможность развивать свою педагогическую индивидуальность, способен работать с индивидуальностью ребенка, естественно, учитывая все ограничения, связанные с ответственностью взрослого, должностными обязанностями сотрудников и пр.[5].

Таким образом, технология «План-дело-анализ» является эффективным инструментом организации образовательного процесса, ориентированного на  развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в использовании образовательной технологии «План-дело-анализ» для развития детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Основные формы педагогических действий - моделирование предметно-развивающей среды, обучение в процессе совместной деятельности детей, педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей, в том числе в совместно выбранных и организованных совместными усилиями различных мероприятий.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть рекомендованы для использования в дошкольном учреждении, студентам университета и педагогического колледжа.

Раздел II.

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение уровня развития детской инициативы, самостоятельности и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста средствами технологии «План-дело-анализ».

Задачи:

1.Создать педагогические условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

2.Оснастить развивающую среду в группах материалами, оборудованием, стимулирующими детскую инициативу и самостоятельность.

3.Учить детей выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

3.Учить старших дошкольников  формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

4.Учить детей делать осознанный ответственный выбор своих действий, предпочтений.

5.Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

6.Разработать тематические консультации для воспитателей и педагогов дополнительного образования по проектированию образовательной деятельности с детьми на основе технологии «План-дело-анализ».

7.Способствовать повышению компетентности родителей по вопросам развития детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста через совместные проекты, мастер-классы.

В основу организации работы с детьми были положены структурные компоненты педагогической технологии:

Концептуальность - опора на концепциюпедагогической технологии Л.В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ» и  подразумевает отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослыми совершают увлекательную  поисково-познавательную творческую работу. Эта работа основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей, что дает каждому ребенку возможность реализовать свои идеи и получить удовольствие от действий в различных видах деятельности. [2]

Системность – технология  обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов деятельности.

Эффективность –  технология, существует в  условиях ДОУ, эффективна по результатам и оптимальна по затратам, гарантирует достижение  обучения.

Воспроизводимость – технология как педагогический инструмент гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Вся деятельность выстроена в несколько последовательных этапов.

1 –й этап – моделирование РППС в группах

1.Создание в группе Центров активности, стимулирующих детскую инициативу и самостоятельность:

-Центр сюжетно-ролевой  игры,

-Центр развивающих игр,

-Центр музыки и театрализованной деятельности,

-Центр познавательно-исследовательской деятельности,

-Центр изобразительного творчества,

-Центр конструирования,

-Центр трудовой деятельности,

-Центр «Безопасности»,

-Центр краеведения.

2.Создание маршрута занятости в  Центрах активности.

Маршрут занятности используется для учета и последующего анализа востребованности детьми Центров активности. В специальные кармашки  помещаются фишки или магниты в соответствии с выбором вида деятельности ребенком. В конце недели или месяца подсчитывается количество посещений ребенком того или иного Центра. Наблюдение за детской активностью помогает изменить педагогу характер работы в Центрах.

         К анализу занятости центров педагог привлекает и  самих детей. В данном случае педагог готовит нужное количество копий «Лист самоанализа» и в конце работы в Центрах активности предлагает детям самостоятельно сделать пометку в той графе, которая соответствует текущему дню и выбранному центру.

В ситуации, когда дети получают право выбора вида деятельности, педагогам необходимо проследить занятость и характер действий каждого ребенка. Анализ листов самоанализа позволяет педагогу учитывать  разнообразие интересов каждого ребенка.  В свою очередь, такая информация дает повод для дальнейших педагогический действий. Например, Центр изобразительного творчества можно наполнить такими материалами, которые будут стимулировать  развитие детей в иных направлениях (изготовление книжек, нестандартное копирование и т.д.). Опираясь на инициативу  детей, можно предложить им придумать что-то интересное  не только для себя, но и для других детей, а наиболее активным детям можно предлагать  первыми рассказать о своем выборе партнёров и помощников (Приложение№1).

2–й этап - организация деятельности педагога с детьми

Данный этап содержит определенный алгоритм:

1. Утренний групповой круг – беседа с детьми, в которой осуществляется выбор темы и планирование видов деятельности самими детьми (места работы, материалов, партнёрства и пр.), индивидуальная или совместная деятельность в Центрах активности в течение дня.  

2. Совместное планирование – деятельность педагога с детьми  основана на использовании  способа «культурного продавливания» и  методики  «Модель трех вопросов» - «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?». Данная методика используетсякак индивидуальная работа с детьми  в виде  познавательной  беседы. Все идеи и высказывания детей записываются на специально подготовленном бланке с указанием автора идеи. Главная задача - предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность, приобрести ключевые компетентности,  способность к осознанному и ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.Воспитатели, специалисты ДОУ, родители обучающихся имеют равные права для внесения в общий план идей по темам, содержанию, видам деятельности. Воспитатель является одним из источников идей, но не единственным. Детям предоставляют достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, ограничивая её рамками принятой культуры и формируя у дошкольников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Такая форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности, но не устанавливает временной и пространственной закреплённости для реализации того или иного содержания. В результате у ребёнка остаётся свобода выбора: когда это делать, сколько раз к этому возвращаться, с кем в партнёрстве, где организовать эту деятельность, а у взрослого появляется возможность в разное время оказывать детям помощь, планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал ребенок.

3.Итоговый (вечерний) круг - итоговый круг проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное - реализуют свой план в  Центрах  активности. Задачи итогового круга -  предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в Центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития). Ежедневные обсуждения на утреннем круге  и итоговом круге запланированных и выполненных дел могут рождать новые идеи и инициативы детей и взрослых, которые будут внесены в план. Если на листе бумаги недостаточно места, дополнения можно выписывать на отдельных листочках  и подклеивать их к основному плану (Приложение №2).

4.Оценка результатов образовательной деятельности - деятельность педагогов в данном направлении  предполагает анализ инициатив детей и анализ эффективности педагогических действий.

Анализ инициатив каждого ребенка  за определённый период времени позволяет педагогу предположить и выдвинуть гипотезу о его лидерских качествах, избирательности его интересов,  об  уровне развития творческого потенциала, сильных сторонах, ведущем способе учения и его социальном статусе в группе.

Анализ планов  позволяет сделать вывод о том, как менялась групповая динамика в отношении детской инициативности и творчества, какие изменения произошли в наборе информационных средств, к которым обращались дети, как изменились типы деятельности, и какое место каждая из них занимает в инициативах детей.

Анализ эффективности педагогических действий (количественный анализ предложений) даёт, с одной стороны, представление об инициативности детей как присущем им качестве развития творческой личности, а с другой - об адекватности поведения воспитателя как стимулятора творческой деятельности.

3 -й этап  - планирование деятельности педагога

Планирование рамочное, открытое, динамичное обеспечивает соучастие детей в определении содержания форм образования; предусматривает интеграцию содержания образовательных областей, целенаправленное изменение РПСС, вовлечение семьи и социума.

Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической деятельности с детьми.

Структура  рабочего плана данного подраздела включает следующие компоненты: месяц и недели; тематику недели; способы мотивации детей; образовательный продукт или детская деятельность в условиях реализации темы; организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с учетом инициатив детей; формы организации совместной деятельности педагогов с детьми по реализации темы с интеграцией в содержание образовательных областей; предполагаемые результаты деятельности с детьми по реализации темы; взаимодействие с семьёй, в основу планирования данного  раздела плана включены материалы совместного планирования с использованием методики «Модель трех вопросов» (Приложение №3).

Перспективное планирование по видам  деятельности. Подраздел предполагает планирование образовательной деятельности в режимных моментах и культурные практики; планирование  самостоятельной деятельности детей, имеющее целью  организацию условий для самостоятельной деятельности детей, т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды через предметное наполнение развивающих  центров и самостоятельной деятельности, направленной на поддержку  взрослыми детской инициативы (Приложение №4).

Непосредственно образовательная деятельность. В данном подразделе планируется организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе реализации основных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, двигательной, изобразительной, восприятие   художественной литературы и фольклора, конструирование.

Взаимодействие с родителями и социумом. Подраздел плана предполагает планирование основных форм совместной деятельности педагогов и родителей по реализации образовательной программы дошкольного образования и   учитывает  особенности  взаимодействия педагога с родителями в группе.

 Раздел III

Результативность опыта

Педагогическую диагностику проводили воспитатели групп старшего дошкольного возраста 2 раза в год на протяжении трех лет с 2013 года по 2016 год по следующим показателям:

  1. Оценка уровня развития детской инициативы и самостоятельности у детей старших групп. Основной метод - это наблюдение. Л.В. Михайлова-Свирская констатирует, что процесс мониторинга развития ребенка (детей группы) должен быть основан на целенаправленном систематическом ведении наблюдения, ситуативных и целенаправленных беседах с детьми, на экспертной оценки специалистов, на анализе продуктов детской деятельности и т.д.

В качестве критерия оценки были выбраны следующие показатели развития детской инициативы и самостоятельности:

Рис. 1. Способность ребенка самостоятельно организовать свое рабочее

место.

На начальном этапе апробации технологии (2018г.) дети старших групп затруднялись самостоятельно организовать свое рабочее место. К маю 2018г. 62 % детей самостоятельно без помощи могли организовать свое рабочее место.

Рис. 2.Способность ребенка самостоятельно выбрать дело и довести его до конца.

В сентябре 2018года только 25% старших дошкольников смогли самостоятельно выбрать и выполнить вид деятельности до конца. К концу 2020 года высокий уровень наблюдался уже у 62% детей старшего дошкольного возраста.

Рис 3.Способность ребенка предлагать варианты решений в процессе деятельности.

На момент начала работы над опытом дети старших групп в процессе бесед называли только один вариант решений деятельности, к концу дети могли назвать до трёх вариантов.

Рис.4.Способность ребенка активно слушать и воспринимать информацию из вне.

В сентябре 2018 года только 20% детей смогли слушать и воспринимать новую информацию, в мае 2020 года уже 58% детей активно слушали и воспринимали информацию из вне.

Рис. 5.Способность ребенка оказать помощь соседу.

Способность ребенка оказать помощь соседу на момент начала работы над опытом наблюдалась только у 25% старших дошкольников, к концу мая 2020 года данный показатель увеличился на 43%.

Рис.6.Способность ребенка самостоятельно высказываться.

В сентябре 2018 года дети испытывали затруднения  высказывать свое мнения в выборе вида деятельности, своих действий и т.д., к маю 2020 года у 72% детей значительно выросли способности самостоятельно высказывать свое мнения о выборе детской деятельности, действий, материалов, партнёров.

Результативность опыта подтверждается тем, что  дети старшего дошкольного возраста  избирательно проявляют инициативу в познании, в установлении и поддержании социальных контактов в организации и реализации собственной деятельности. Их инициатива обусловлена внутренними мотивами (узнать, понять, сделать); личными ценностями и ценностями социального окружения (семьи); они осознают свои достижения и затруднения. Общее представление об инициативности детей можно проследить по интенсивности взаимодействия друг с другом и со взрослыми, можно проследить ее проявление по кратности «выступлении» ребенка во время утреннего и итогового круга.

        2.Оценка развивающей предметно-пространственной  среды в группе.

Соответствие развивающей предметно-пространственной  среды  групп оценивалось по следующим критериям:

-разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка,

-предоставление свободы исследования,

-возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению,

-определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов, согласно росту,

-универсальность предметно-игровой среды, позволяющей и самим детям, и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием.

Рис.7 Оценка РППС в группах старшего дошкольного возраста.

На момент начала работы над опытом РППС в группах частично соответствовала требованиям к условиям, способствующим развитию детской инициативы и самостоятельности, что составило 50%. К маю 2020 года показатели увеличились на 35%. Каждый компонент РППС в группах предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и самостоятельность. Среда группового пространства спроектирована так, что дети могут играть как в совместные игры, что дает возможность, сплочения коллектива, так и, разделившись на подгруппы, при  этом внутри каждой группы происходит самостоятельная организация различных видов детской деятельности.

Таким образом, результативность деятельности  по развитию детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста  достигнута посредством организации образовательного процесса, спроектированного  на основе технологии «План-дело-анализ».

Использование технологии организации образовательного процесса «План-дело-анализ» позволило достигнуть определенных результатов:

-в деятельности с детьми (сформировать у детей активную творческую позицию; навык самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовности делать выбор, нести ответственность за свой  выбор и его последствия);развить познавательные интересы к определенному виду деятельности,  готовность учиться самостоятельно).

-с  педагогами и родителями (объединить педагогический коллектив к готовности решать задачи развития детской инициативы и самостоятельности  дошкольников по двум направлениям, совершенствовать свои  способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, создать атмосферу творческого поиска, способствовать вовлечению педагогов, сотрудников, родителей в совместную образовательную деятельность через различные  формы взаимодействия).

        -в организации РППС (обогатить среду ДОУ с соблюдением  условий для развития детской самостоятельности и индивидуальный способностей).

Библиографический список

  1. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / М.: ТЦ Сфера, 2010. -  128 с.
  2. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада / Издательство «Просвещение», 2015.-95с.
  3. Пчелинцева Е.В. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования проблемно-поисковых ситуаций: / Монография. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005  -  42с.
  4. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском     саду. Принципы построения, советы, рекомендации.- СПб,Детство-Пресс,2010.-128с.
  5. Свирская Л.В. Методика педагогических наблюдений / Издательство «ЛИНКА –ПРЕСС», 2010.-142с.
  6. Свирская Л. В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / М.: Обруч, 2011. с. 240
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.-256с.
  8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки - М.: ТЦ Сфера, 2015. – с. 6
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.: Издевательство «Омега-Л», 2014 - 134с.

Приложение 1

Маршрут занятности Центров активности

(средняя группа №  с______________г. по______________г.)

Имена детей

Центры активности

примечание

Центр физического развития

Ф.И. ребенка

Декабрь2018г.

Центр активности/ дата

1

2

Центр физического развития или Ц.Ф.Р.        

+

Приложение 2

Совместное планирование по реализации проекта «Моя малая родина»

Раздел программы

Образовательный  блок

Блок совместной и самостоятельной работы

Речевое развитие

Составление рассказов на тему:

-«За что люблю я город свой»,

-«Мой любимый праздник»,

- «Мне рассказал дедушка»

Сочини стихотворение «Мой город»

Заучивание пословиц и поговорок о Родине

Д/игра  «Закончи предложение»

Социально-коммуникативное развитие. Краеведение

Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсия по городу», «Экскурсовод»

Дидактические игры: «Памятные места города Белгорода», «Узнай наш герб», «Скажи какой твой город»

Познавательное развитие

Занятие«Белгород- город воинской славы»,

Викторина «Что мы знаем о родном городе»

Музейный урок на тему: «Белгород – город воинской славы

Экскурсия в музей- диорама «Огненная дуга», «Аллея славы»

 Беседы: « За что мы любим свой город», «Кто такой Андрей Попов»,«Знаменитые земляки»

Создание альбомов: «Памяти павшим будьте достойны», «Белгород – город воинской славы»

Виртуальная экскурсии яЗнакомство с памятниками и мемориалами города Белгорода и их историей

Познавательное развитие

Ребенок открывает мир природы

Первые шаги в математику

Предложить детям сосчитать и записать количество деревьев на участке (или детского сада), выбрать для себя любимое дерево

Познавательно-исследовательская деятельность

«Они прославили наш край…»

Осуществление исследовательской  деятельности  о героическом пути Н.В. Ватутина

Продуктивная деятельность

Изготовление макета «Огненная дуга» для мини-музея

Художественно-эстетическое развитие

Заучивание стихотворений о родном городе, о подвигах народа

Чтение произведений поэтов Белгородцев.

Создание библиотеки: книги о Белгороде; иллюстрации, наборы открыток

 Оформление выставок: «Мой любимый город», «Город вчера и сегодня», «Белгород – город воинской славы»

Музыкальная деятельность

Пение «Белый город»

Прослушиваниеи разучивание песен о Белгороде Н.Овчарова

Продуктивная деятельность

«Самолет»

Изготовление из бумаги самолётов по типу оригами и обыгрывание их

«Танки»

Конструирование (из спичечных коробков)

Рисование на тему «Мой город»,

Создание рисованных альбомов о городе

Взаимодействие с родителями по реализации проекта

Сотрудничество детей и родителей по теме проекта:

-создание страничек для альбома,

 - участие в создании мини - музея в группе «Белгород вчера и сегодня»,

- сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Город глазами детей» и составлении рассказов о  Белгород,

- участие в организации экскурсий.

Совместное планирование по реализации темы недели

«Тайна третьей планеты»

Образовательная область

Формы работы

Социально-коммуникативное развитие

  1. Проблемная ситуация «Если бы я был в космосе». Цель: развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
  2. Коммуникативная игра  «Космонавты». Цель: развитие связной речи, развитие грамматического строя речи,  способствовать творческому развитию воображения.
  3. Рассмотрим карту Солнечной системы.  Цель: обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы.
  4. Упражнение «Разложи звезды на небе». Цель: развитие пространственных отношений.
  5. Д/и «Посчитай сколько звезд».Цель: закрепить порядковый счет.
  6. Моделирование ситуации: «Завтрак, обед и ужин на космическом корабле».  Цель: закрепление знаний о  полезных продуктах и веществах  для здоровья космонавтов и для нашего здоровья.

Речевое развитие

  1.  Беседа«Кого принимают в космонавты?». Цель:закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
  2. Выучим  считалку «Чтоб лететь нам на планету». («Чтоб лететь нам на планету, смастерили мы ракету. Раз, два, три — полетишь сегодня ты!»).
  3. Игра-соревнование «Опиши ракету». Цель:развивать логическое мышление, слуховое внимание. 
  4. Конкурс чтецов стихотворений о космосе Цель:развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений.
  5. Словесная игра «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам: далеко, высоко, быстро и т. д. Цель: развитие речи, уточнение и закрепление словаря, умение ориентироваться в пространстве.

Познавательное развитие

  1. Презентация «Космос. Цель: закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю. Гагарине; воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны; развивать мышление, восприятие, память; расширять словарный запас детей.
  2. Рассмотрим фото Земли из космоса Цель:  развитие познавательной активности дошкольников.
  3. Игра-путешествие «В космосе». Цель: закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать логику, внимание, память при решении поставленной задачи. Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе.
  4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Тайна третьей планеты».  
  5. Познавательная беседа «Что мы видели вечером на небе?».  Цель: вызвать желания у детей поделиться впечатлениями, полученными в результате наблюдения за вечернем небом.
  6. Эксперимент  с глобусом и лампой «День и ночь». Цель: дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом. Объяснить почему день сменяет ночь.
  7. Д/и «Собери ракету»Цель: развитие пространственных отношений.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Аппликация «Ракета»Цель: учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом. Совершенствовать обрывную технику.
  2. Нарисуем звёздное небо Цель: учить детей использовать свои представления о холодной цветовой гамме для выполнения рисунка. Создать условия для экспериментирования с цветом.
  3. Послушаем «Космическую музыку»Цель: развивать музыкальную память, слух.
  4. Аппликация «Мы в космосе»Цель:  расширить представления детей о космических кораблях, учить правильно работать с ножницами.
  5. Сложим ракету из геометрических фигур.
  6. Построим из Лего–конструктора космический корабль. Цель: учить детей делать поделки по графической инструкции, подбирать детали, ориентируясь на их форму, цвет, назначение.  

7.Лепка «Марсиане»Цель: развитие творческих способностей детей.

Физическое развитие

  1. Соревнование «Земляне и марсиане».
  2. Игра «На Луне».
  3. Проведём тренировку будущих космонавтов.
  4. Посмотрим фильм «Как тренируются будущие космонавты». Цель: расширить знания детей о космосе, показать важность физических упражнений для здоровья.
  5. Разучим физминутку «Космодром»:

Раз-два, стой ракета,

Три-четыре, скоро взлет

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет,

Пролетая над землею

Ей передаем привет.

6. Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)

 

Приложение 3

Раздел 2. Комплексно-тематическое планирование  психолого - педагогической     деятельности с детьми

Тема №1

« Мой детский сад, моя группа.

Микрорайон детского сада»

Дата

Срок реализации:

Способ мотивации:

Экскурсия по детскому саду «Что такое детский сад?»

Предполагае-мые результаты деятельности:

Формирование представлений о том, что дети подготовительной группы - самые старшие в детском саду; развитие интереса к сверстникам, их интересам, увлечениям; выработка правил организации жизни  в группе. Развитие навыков организации совместных действий.

Развитие чувства общности ребенка с группой и способствовать установлению в ней атмосферы доверия и безопасности. Развитие умений договариваться друг с другом.

Развитие интереса детей к разным видам деятельности в группе детского сада, проявлений инициативы в обустройстве различных Центров детской активности в группе, способности к согласованию инициатив и интересов.

Умение правильно называть  памятные  места  микрорайона, города. Умение ориентироваться в пространстве.

Продукт  детской деятельности:

Оформление альбома «Какими мы были, какими мы стали…» (фото детей с момента поступления в детский сад)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Центр физического развития: оборудование, маски  для подвижных «Ловишки», «Горелки», «Уголки», «Мышеловка», «Карточки – задания» «Гимнастика в картинках»,  скакалки,  мяч, кольцеброс, «Городки»;    

Центр сюжетно- ролевой  игры: оборудование  для сюжетно- ролевых игр: «Детский сад», «Зоопарк»,  «Семья»;

Центр развивающих игр:  «Часики», «Учимся считать», «Буквоград», «Разрезные картинки» ,  «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?», «Логические цепочки», «Весёлый счёт», «Мнемо» и др.

Центр музыки и театрализованной деятельности: подборка песен о детском саде и воспитателях, куклы би-ба-бо для игры- драматизации «Под грибом» , разнообразные детские музыкальные инструменты; атрибуты для инсценировки  песен о жизни в детском саду;

Центр  познавательно- исследовательской деятельности: иллюстрационный материал по теме «Дети в детском саду»; схемы для составления рассказов о группе, одногруппниках, любимых занятиях,   «выставка красивых вещей» в группе;

Центр изобразительного творчества: раскраски «Хорошо  у нас в саду», трафареты разнообразной тематики; разнообразный материал для создания коллажей;

Центр конструирования: разнообразные виды конструкторов, игры-пазлы;

Центр трудовой деятельности: материал для работы с тканью и бумагой, оборудование для труда на групповом участке;

Центр «Безопасность» и «Дорожная азбука»:  набор карточек «Правила безопасности в детском саду», лото «Дорожная азбука», схема микрорайона, где расположен детский сад;

Центр краеведения: открытки и иллюстрации «Наш Белгород», д/и «Путешествие по Белгороду», составление коллекциикалендариков «Мой Белый город»;

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми

Социально- коммуникативное развитие

Изготовление «Визитной карточки группы» детьми и педагогами группы;

Беседа на тему: «Встреча в стране детства».  Цели: Вызвать у детей радость от прихода в детский сад. Понаблюдать с детьми за красотой участка вокруг детского сада, выслушать мнения детей о том, как сделать его еще краше. Воспитывать Эмоциональную отзывчивость детей, бережливое отношение к детскому саду

Ситуация «Почему в группе должен быть порядок». Цель: продолжать формировать  представления детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения.

Сюжетно- ролевая игра «Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Игровые ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «Музыкальные развлечения», «Мы спортсмены», «Осмотр врача», «Обед в д/саду» и др.

Упражнение «Передача добра»  Цель: подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми;

Познаватель-ное развитие

Показ презентации «Наш любимый детский сад»

Цель: формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах каждого из них, орудия их труда; воспитывать познавательный интерес к труду взрослых;

Исследовательская работа детей и родителей «История нашего детского сада»

Цели: Воспитывать любовь к своему детскому саду, сотрудникам – ветеранам, гордость за детский сад, бережное отношение к ценностям детского сада. Привлечь внимание детей к истории детского сада, развивать их познавательную активность. Учить бережно относиться к традициям детского сада. Закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления. Развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность и патриотизм.

Рассказ воспитателя «История игрушки»- познакомить детей с историей игрушки.

Викторина “Что? Где? Когда?”

Цель: Выявить знания детей о родном д/саде. Закрепить умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать самостоятельность, речь ребенка

Экскурсия по детскому саду «Кто работает в детском саду?»

Цель: актуализировать и дополнить представления детей о людях, работающих в детском саду, учить называть их профессии. Предложить детям вручить выполненные ими открытки работникам ДОО, учить высказывать в их адрес добрые пожелания.

Речевое развитие

Образовательная ситуация  « День «Спасибо»

Цель: закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми; развивать связную речь, вспомнить и активизировать в речи «добрые, волшебные» слова; воспитывать вежливость в общении с людьми. Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в группе и детском саду.

Разучивание с детьми пальчиковой гимнастики "Наша группа"

(В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу).

  Самый младший - это я.

Это Маша, это Саша, это Юра,

это Даша. (разжимают кулачки начиная с мизинца).

Свободное общение на темы:

1. «Как мы можем помочь нашей няне? ».

2.«Что мы делаем в детском саду»

 3.«Что нужно сделать, чтобы наш детский сад стал еще лучше? ».

 4.  «Что тебе нравится в детском саду».

Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, учить детей употреблять различные словесные формы обращения с просьбой, ориентироваться в групповом пространстве, развивать чувство любви и гордости за свою группу, воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам.

Составление творческих рассказов на тему  «Детский сад будущего» - развивать грамотную речь, фантазию, любовь к детскому саду.

Художественно- эстетическое развитие

Конкурс рисунков “Мой любимый педагог”.

Выставка «Такие разные игрушки»

Творческое задание «Мой любимый уголок в группе»

Конструирование «Мой любимый детский сад»- вспомнить основные постройки детского сада, предложить построить свой детский сад;

Рассматривание открыток, фотографий с изображением детей в детском саду.

Слушание песен о жизни в детском саду.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто поёт»

Цель: развивать у детей слуховую память и восприятие, учить концентрировать внимание. Учить использовать в речи конструкцию предложения, формулировать вопросы о том, кто исполняет песню.

Упражнение «Нарисуем красоту» (кляксография)

Цель: дать возможность проявить творчество, воображение, выдумку, фантазию.

Чтение литературной сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (главы). Обсудить с детьми, можно ли назвать Изумрудный город красивым? Почему? Хотели бы дети побывать  в таком городе? Чем отличается от других городов?

Физическое развитие

 Подвижные игры:

«Мышеловка»         

Цель: предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам в различных ситуациях. Учить при помощи считалки выбирать игроков двух команд, следить за соблюдением правил, самостоятельно организовывать игру.

«Уголки»

Цель: упражнять детей в беге, учить детей избегать столкновения. Развивать скоростные качества, способность распределять внимание. Учить самостоятельно организовывать игру, выступать в качестве судей.

 «Мы - весёлые ребята» 

 Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

«Найди свой цвет»
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Взаимодейст-вие с семьёй

Анкетирование «Что Вам нравиться в детском саду»;

Презентация для родителей «Организация образовательной деятельности в подготовительной группе»;

Привлечь родителей к выполнению исследовательской  работы «История нашего детского сада»

Приложение 4

Раздел 3. Перспективное планирование по видам деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах и культурные практики.

Коммуникативная деятельность. Общение.

Дата

Ситуации общения (накопление положительного социально- эмоционального опыта)

Ситуация «От улыбки станет всем светлей»

Цель: способствовать  расширению диапазона эмоций в сознании детей через понимание  и переживание чувства радости,  формировать  положительные чувства и эмоции, сопровождаемые  улыбкой, умение эмоционально, положительно воспринимать веселое настроение людей.

Ситуация «Без друзей жить нельзя» 

Цель: закреплять правила дружбы, не злиться и не ссориться; учить помогать друзьям. Развивать диалогическую речь.

Коммуникативная ситуация «Как я встречаю  родителей»- активизировать в речи детей ласковые слова и выражения, предложить вспомнить, как общались друг с другом персонажи разных мультфильмов, сказок. Обсудить, как меняется настроение человека при использовании добрых слов.

Психогимнастика: «Угадай, какое у меня настроение», «Такие разные лица» - Развивать способность замечать настроение окружающих, проявлять внимание и заботу.

Беседы и разговоры

Рассказ воспитателя «День знаний»

Анализ ситуаций, беседа на тему «Кого называют скромным»

Цель:  предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить, кто из их участников ведёт себя скромно, а кто вызывающе. Учить давать оценку поведения и его последствий, формировать у детей культурно- гигиенические навыки.

Беседа по сюжетным картинкам «Вежливые слова»

Цель: предложить детям рассмотреть картинки, обсудить, какие вежливые слова и выражения необходимо использовать в каждом случае, каково значение этих слов. Обогащать  словарный запас и социально- коммуникативный опыт детей.

Беседа «Какие бывают привычки».

Цель: формирование  у детей представления о плохих привычках, воспитания желания следить за своим внешним видом, представление о страхе и путях его преодоления.

Игровая деятельность.

Сюжетно- ролевая игра

 "Детский сад" Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

"Кругосветное путешествие" Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
 "Школа"Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

«В кафе»  Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.  Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги

Режиссёрская игра

По русской народной сказке «Царевна- лягушка», обр. М.Булатова – учить детей видеть жанровые особенности сказок, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на иллюстрации. Формировать умение выразительно проговаривать реплики персонажей, передавать их действия, выстраивать линию поведения в роли, свободно чувствовать себя в ней.

       «Смоляной бычок», «Лисичка - сестричка и серый волк»

         Цель: Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог;

   Показать, что такое речевой этикет;

   Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;

   Показать детям, что такое «принимать решения», создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.

Игра – драматизация

Кукольный театр по сказке «Рукавичка » предложить показать спектакль для младших дошкольников, организовать их знакомство с домашними животными. Предоставлять детям возможность выступать, развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Строительно – конструктивная игра

 «Вокзалы», «Мой город»
Учить детей строить  элементарные конструкции по готовому чертежу. Учить читать чертежи, узнавать одни и те же детали в разных проекционных изображениях. Упражнять в самостоятельном выборе деталей, строить совместно.

Игры с палочками Кюизенера:

"Назови число — найди палочку"( Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, красная — два, зеленая — три, коричневая — четыре и так далее).Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку);

«Какие лесенки умеет строить Незнайка»

Цель: Познакомить детей с составом чисел.

Формировать умение определять числовое значение цветных палочек (полосок), состав чисел. Формировать умения строить числовой ряд (до 10).

Театрализованная игра

 «Веселый Старичок-Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

«Загадки без слов»

 Цель: развивать выразительность мимики и жестов

«Поиграем. — угадаем.» (АБосева)

Цель: развивать пантомимические навыки.

Игры с правилами

Д/и «Что бывает осенью»- учить детей понимать игровую задачу, применять в игре свои знания. Развивать аналитическое мышление, воображение, фантазию, формировать умение сопоставлять, отличать реальную ситуацию от вымышленной.

Д/и «Раздели на группы»-  предложить детям рассмотреть карточки с изображением птиц, вспомнить их названия, выделить перелётных и зимующих птиц. Учить детей самостоятельно выбирать основание классификации, работая в парах, составлять задание для игры «Четвёртый лишний». Развивать логическое мышление, учить применять в игре свои задания.

Д/и « Поможем Элли вернуться домой» - закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Д/и «Составь неделю»  - закреплять умение последовательно называть дни недели.

Д/ И «Составь неделю»  - закреплять умение последовательно называть дни недели.

Д/и «Мастерим геометрические фигуры» - развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Д/и «Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Д/и «Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Д/и Лото «В мире животных»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: домашние животные, дикие животные, животные севера, животные тёплых стран; активизация словаря по данным темам.

Д/и Магазин «Цветы» - Описать, найти и назвать растение по характерным признакам

Различные технологии

Игра-  развлечение «Загадки Старичка- лесовичка»

Цель: развитие естественно- научных представлений

Игра- фантазирование «Как Белочка осень встречала»  

Цель: развивать фантазию детей, учить развивать  сюжет по предложенному началу, активизировать речь дошкольников.

Двигательная  деятельность.

Утренняя гимнастика

Комплекс №1 (картотека, карточка 1)

Комплекс №2 (картотека, карточка 1)

Досуг здоровья

Развлечение «Наши любимые игры»

Подвижные игры

«У кого мяч?»
Цель: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры.

«Ловишки с ленточками»
Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.

«Четыре стихии»
Цель: развивать внимание, память, ловкость.

«Затейники»-  формировать умение действовать по словесной инструкции, применять двигательный опыт. Развивать воображение, творчество в двигательной деятельности.

«Мышеловка»-  учить выбирать при помощи считалки «мышей», чётко проговаривать текст, действовать по сигналу. Развивать способность распределять внимание, способствовать повышению скорости реагирования на сигнал.

Подвижная игра  «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Спортивные игры:

 «Футбол»

Цель: формировать простейшие технико- тактические действия с мячом: ведение, удар, передача мяча, обводка; разучить индивидуальную тактику. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость.

«Городки»

Цель: формировать интерес к русской народной игре; учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и в цель; развивать силу, координацию и точность движений, глазомер.

Гимнастика после сна

Комплекс №1 (картотека, карточка 1)

Комплекс №2 (картотека, карточка 2)

Познавательная и исследовательская  деятельность.

Опыты

Эксперименты

 «Сколько ушей» ;

«Что есть в почве» ;

«Заплесневелый хлеб» ;

«Как листья становятся питанием для растений» ;

(Е.В. Марудова  «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.»)

Наблюдения

 Сравнительное наблюдение «Что изменилось за лето».

Цель: предложить детям найти изменения, произошедшие с растениями, оборудованием на участке и на территории детского сада за период летнего отдыха. Продолжать учить отражать свои впечатления в речи, составлять полные предложения.

Наблюдения в природе

«Наблюдение за растениями» Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

«Наблюдение за продолжительностью дня» Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

«Наблюдение за утренним туманом и росой»- объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

«Наблюдение за насекомыми». Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.

«Наблюдение за распространением семян и плодов». Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.

«Клумба» -  развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о декоративных растениях. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка и уход за растениями). Прививать стремление в эстетическом преобразовании действительности. Развивать творческое воображение, трудолюбие.

Художественно-творческая  деятельность.

Музыкально- театральная гостиная

Музыкально-литературная гостиная «Здравствуй Осень!»- слушание отрывков произведений из цикла «Времена года», чтение стихотворений о лете -продолжать знакомить с классическими музыкальными произведениями, обогащать музыкальные впечатления. Помочь почувствовать общее настроение, характер музыки. Учить сопоставлять содержание стихотворений с содержанием музыкальных произведений.

Работа в уголке музыкального воспитания: воспроизведение звуков  осеннего леса при помощи различных муз инструментов. Развивать чувство ритма, музыкальный слух и память, учить играть в ансамбле.

Слушание  музыкального произведения «Мы строим детский сад» муз. М. Старокодомского

Цель: вызвать у детей интерес к слушанию инструментальной музыки, учить самостоятельно определять жанр произведения. Аргументировать свою точку зрения, называя отличительные черты марша.

Творческая мастерская

«Загадки и отгадки»: д/и «Выбери отгадку», образное упражнение «Кто я, угадай»- учить детей анализировать текст загадок, выделять в миниатюрах описание отгадки, сопоставлять их с изображением знакомых предметов, существ. Познакомить с правилами создания загадок различного вида, учить составлять их, используя свои знания о предметах, их качествах, свойствах и характерных признаках.

Рисование на тему «Как я провёл лето»

Цель: предложить детям передать в рисунках события и впечатления прошедшего лета, нарисовать себя, своих близких. Учить использовать знакомые техники рисования, правильно и аккуратно пользоваться различными материалами. Придумать рассказы по рисункам.

Создание «Коллекции осенних листьев»

Цель: закреплять знания детей о деревьях, учить различать листья, развивать эстетический вкус.

Рисование мелками на асфальте «Осенние цветы»

Цель: закреплять знания детей о цветах, учить дополнять рисунки необходимыми деталями, рассказывать о своей работе.

Чтение литературных произведений

Чтение:

Т.Собакин «О пользе овсяной каши»

С. Маршак «Урок вежливости»

Л. Воронкова «Маша – растеряша»

Т. Шапиро «Загляните в детский сад»

К.Ушинский «Коровка»

Е.Пермяк «Про нос и язык»

Л.Толстой «Два товарища»

Длительное чтение  сказки В.Бианки «Оранжевое горлышко», беседа по содержанию.

Рассказывание:

Литовская сказка «Зайчики», «Дружба»

Цель: Воспитывать интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать, обогащать опыт слушания за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток, сказок, рассказов, стихов; поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

Заучивание наизусть:

А. Гонтарь «Осень в лесу»,  

В. Семернин «Дождь»;

В. Бочарников «Кто?»

Е. Трутнева «Грибы».

Работа в уголке книги: разгадывание загадок о детском саде, детях, профессиях.

Цель: учить детей разгадывать загадки, выделять в описании характерные для загаданного объекта действия. Признаки, качества. Закреплять знания о жанровых особенностях загадок. Развивать логическое мышление, воображение.

Знакомство с пословицами и поговорками

-Сентябрь птиц в дорогу погнал.

-Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. 

-В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
-
В сентябре и лист на дереве не держится. 

Образовательная экскурсия

Экскурсия по микрорайону: Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости   труда для жителей города;

Целевая прогулка по территории детского сада : продолжат знакомить детей со зданием детского сада, оборудованием игровых площадок. Напомнить детям правила безопасности, которые необходимо соблюдать на участке детского сада в погодных условиях, характерных для ранней осени.

Экскурсия в парк  «Встреча с осенью»: учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы: солнце греет уже не так сильно, как летом, небо ещё голубое, яркое, но уже всё чаще появляются облака. Познакомить с новым деревом- липой, отметить её характерные особенности (строение ствола, расположение веток, форму листьев; липа- медоносное дерево), систематизировать знания детей о деревьях. Продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей. Полюбоваться красотой парка в осенний период

Трудовая  деятельность и самообслуживание

Самообслуживание

«Самые аккуратные»

Цель: способствовать повышению самостоятельности детей при одевании. Учить относиться к своему внешнему виду критически: следить за порядком в причёске, одежде, устранять недостатки самостоятельно; воспитывать опрятность, аккуратность.

Практическое упражнение «Чисто- чисто»- продолжать формировать у детей привычку мыть руки с мылом после прогулки, проверять качество выполнения гигиенической процедуры,  учить при необходимости повторно мыть руки. Формировать осознанное отношение к своему внешнему виду, здоровью.

Трудовые поручения

 Чтение рассказа Н. Артюховой «Компот» и беседа о труде дежурных

Работа в уголке природы: полив комнатных растений «Нас встречают наши друзья растения»

Цель: Помочь детям вспомнить названия растений, правила ухода за ними, напомнить о необходимости поливать цветы, дежурить в уголке природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Трудовые поручения: уборка на групповом участке.

Цель: актуализировать знания детей о трудовых операциях, выполняемых на участке, предложить самостоятельно найти зоны и объекты приложения сил. Поддерживать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, формировать умение работать вместе со сверстниками.

Трудовые поручения: наведение порядка после игр в песочнице.

Цель: формировать у детей навыки трудовой деятельности, учить понимать, что игру можно считать оконченной после того, как наведён порядок. Учить в ходе работы соблюдать правила личной гигиены, помогать товарищам.

Трудовые поручения: сбор урожая.

Цель: продолжать знакомить детей с огородом детского сада, предложить оказать посильную помощь в уборке урожая. Закрепить представления детей об овощах, которые растут на огороде, о правилах ухода за ними, учить определять спелые овощи, рассказывать о своей работе на огороде.

Трудовые поручения: сбор каштанов для поделок.

Беседа «Мы - дежурные». Трудовые поручения: помогаем педагогу готовиться к занятию.

Цель: актуализировать освоенные детьми ранее навыки работы по подготовке к занятиям. Рассказать об особенностях работы дежурного в старшей группе. Учить детей помогать воспитателю готовить необходимые предметы на отдельном столе. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

Самостоятельная деятельность

Детская инициатива (способы направления и поддержки «недирективная помощь»)

Проблемно – игровые вопросы и задания

« Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

«Погодные условия»

Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая,   живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

«Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Заполнения рабочих тетрадей, дневников, дневников наблюдений

Экологический дневник дошкольника. СЕНТЯБРЬ.

-Рассмотри цветы на клумбе, зарисуй самые красивые; запиши их название

-Проведи опыт «Умная галка»;

- Собери разнообразные листья для коллекции;

-Составь  рассказ «Как мы ходили за грибами»

Проблемные ситуации

«Рассеянный Петя»

Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
 «Почему Незнайка не гуляет?»- учить детей анализировать ситуацию, в ходе беседы с персонажем выяснять суть проблемы, пути её решения, составлять план. Обобщать и дополнять представления детей об особенностях зимней  погоды, о том, какие потенциальные опасности для здоровья она таит.

Что было бы если бы…

 «…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

«…питаться только сладостями»

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать  культуру еды.

«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

Специальные ситуации общения

Утренний круг;

Итоговый групповой  круг;  

«Экран желаний»;

Модель трёх вопросов (Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?);

Экран «Наше настроение»;

«Сокровищницы» воспитанников группы;

Самостоятельная деятельность по выбору и интересам

Центр физического развития

Атрибуты к различным подвижным играм, маски, «карточки с заданиями»: учить самостоятельно организовывать  игры, находить себе  и товарищам занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты

Скакалки: учимся прыгать через скакалку. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Моталочки, бросалочки. Развитие мелкой моторики, ловкости.

Катание на самокатах.

Центр сюжетно- ролевой  игры

Оборудование и атрибуты к сюжетно- ролевым играм «Строим дом», «Школа», «Кругосветное путешествие », «Детский сад», «Цирк» Продолжать учить детей выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, использовать разнообразные атрибуты.

Центр развивающих игр

Игры по речевому развитию: «Что сначала, сто потом», «Найди картинку», «Назови одним словом»;

Математические игры: «Подбери картинку», «Разложи по порядку», «Математический театр»;

Игры на развитие логического мышления: «Логический поезд», «Шашки», «Четвёртый лишний», «На что похоже»;

Игры по ознакомлению с окружающим: «Профессии», «Наша Родина», «Путешествие по России» «Кому что нужно»;

Экологические игры: «С какого дерева лист»; «Кто где живёт, лото«Животные жарких стран»;

Центр музыки и театрализованной деятельности

Детские музыкальные инструменты, куклы – би-ба-бо,  театр ложек, пальчиковый театр;

Центр  познавательно-исследова-тельской деятельности

Воронки, ситечки, баночки, бутылочки для переливания и пересыпания; лупы, линейки и др.;

 « Коллекция тканей»; разнообразные виды бумаги; энциклопедии и атласы разнообразной тематики.

Центр изобразитель-ного творчества

Природный материал для поделок, разнообразный материал для коллажей, разнообразный  изобразительный материал, раскраски, трафареты, сундучок для творчества  «Соберём бусы», Альбом для рассматривания «Пейзажи»; алгоритмы лепки и рисования;

Центр конструиро-вания

Игры с конструктором: в качестве участника игры стимулировать интерес детей к трансформации знакомых построек, их украшению. Учить обыгрывать постройки. Способствовать освоению конструктивных способов взаимодействия, учить договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве.

Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.

Центр трудовой деятельности

Оборудование для дежурных; оборудование по уходу за  комнатными растениями; оборудование для хозяйственно- бытового труда.

Центр «Безопасность» и «Дорожная азбука»

Макет «Наша улица», машины-  «спецтранспорт», набор «Дорожные знаки», коврик «Учим правила дорожного движения», набор карточек «Правила безопасности для дошкольников»

Центр краеведения  

Трафареты, силуэты глиняной посуды, глиняных игрушек; открытки и иллюстрациями с видами города; альбом «Заповедные места Белгородской области»;  набор игрушек самоделок для режиссёрских игр на тему « Жизнь нашего города»; альбомы: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка»;

Оборудование для прогулки

(игры, наблюдения, труд, свободная деятельность)

Маски для подвижных игр, скакалки, обручи, мячи разного размера, кегли, городки, кольцеброс;

переносные ворота для прокатывания и подлезания;

вёдра, веники, лопаты, грабли для трудовой деятельности;

лупы для рассматривания; оборудование для опыта «Что есть в почве»

цветные мелки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича  «Сказочные лабиринты игры», способы реализации...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"...

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...