"Развитие музыкально – творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования"
материал (подготовительная группа)

Мезенцева Татьяна Сергеевна

Из опыта работы (представление на педагогическом совете)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.pptx1.77 МБ
Файл moy_doklad_2.docx29.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие музыкально – творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко » Музыкальный руководитель первой квалификационной категории: Мезенцева Татьяна Сергеевна г. Покачи 2016 г.

Слайд 2

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей … » В . А. Сухомлинский

Слайд 13

Предметно – развивающая среда

Слайд 24

Гран - при

Слайд 25

1 место

Слайд 26

I место

Слайд 28

"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему." Джанни Родари

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Развитие музыкально – творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования.

« Без творчества немыслимо познание

 человеком своих сил,

способностей, наклонностей… »
В. А. Сухомлинский

М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, С.С.Прокофьев, И.С.Бах, Д. Д. Шостакович… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги? А может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя – писателем. Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия музыкальных способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании творческих и профессиональных способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится известным пианистом, а врача – виртуозом скрипачом. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом - эти факторы определяют в будущем и способности и характер человека.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков,  но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки,  динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни. Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Личности готовой адаптироваться в социуме. 

   Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

     Игра на музыкальных инструментах чрезвычайно привлекает дошкольников. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических  движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство  развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

                  В настоящее время система элементарного музицирования К. Орфа адаптирована к условиям современного детского сада педагогом — новатором Т.Э Тютюнниковой. Она соединила принципы К. Орфа с отечественными методиками и приспособила их к реально существующим у нас возможностям и традициям музыкального воспитания дошкольников.

 В основе элементарного музицирования с дошкольниками Т.Э. Тютюнниковой лежит коллективная деятельность, неразрывно объединяющая пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизационную театрализацию.

В своей работе с детьми применяю различные музыкальные инструменты и игрушки.  Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. Именно эти рекомендации помогли мне правильно знакомить и обучать детей игре в оркестре.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.        Обучая игре на музыкальных инструментах,   учитываю  индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

Я как музыкальный руководитель использую разнообразные формы, методы и средства образовательной работы. В первую очередь — это непосредственно образовательная деятельность по технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Другой формой организации работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность по развитию музыкальных способностей в индивидуальной форме. Она нужна как способным детям, которые обладают хорошими навыками игры на звуковысотных инструментах, склонных к сочинительству, творческой обработки знакомого материала, так и детям с недостаточно развитым ритмическим чувством, ладовым слухом, слабыми сенсорно-музыкальными способностями, техникой игры на инструменте.

Непосредственно образовательную деятельность по развитию музыкальных способностей в подгрупповой форме провожу с целью разучивания сложных партий музыкальных произведений. В этом случае группа делится на 2-3 подгруппы в зависимости от количества дошкольников в группе.

Ещё одна из форм работы – кружок «Веселый оркестр». В кружке занимаются по желанию, дети разной степени подготовленности. Дошкольникам с высоким уровнем музыкального развития предоставляется возможность «обучать» тех детей, у которых что- то не получается

Без  сплоченности  творческого  коллектива специалистов  и  педагогов реализация  данной  цели представляет  определенную  сложность,  поэтому работа  на  каждом  этапе осуществляется  со  всеми  субъектами  воспитательно - образовательного процесса. Готовность  педагогического  коллектива решать задачи   развития  творческих  способностей дошкольников  реализовывывается  по  двум  направлениям.  С  одной  стороны, педагоги  совершенствовали  свои  творческие  способности, накапливая теоретический и  практический опыт  решения  проблемы. С  другой – непосредственно работая  с  дошкольниками, педагоги совершенствовали  знания, развивали социально-личностные отношения  и  углубляли  способности в  процессе  сотворчества,   как  в  детском, так и  во  взрослом коллективе.    

        В целях повышения компетентного подхода в работе с педагогическим коллективом провела семинар «Как организовать музыкальный уголок в группе», разработала педагогическую шпаргалку «Музыкальная предметно- развивающая среда», организовала конкурс «Лучшая музыкальная предметно- развивающая среда ДОУ». Оформила презентацию в группах «Немного о музыкальных инструментах». Провела для воспитателей практикум «Игры для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке». Проведение открытых занятий с привлечением педагогов и родителей. Для родителей был проведен мастер – класс «Сказки – шумелки», был организован консультативный пункт, а так же проведен семинар – практикум «Домашний оркестр музыкальных инструментов». Проведение мастер - класса с применением ИКТ на заседании –практикума ГМО педагогов, работающих с одаренными детьми по теме: «Музыкально – творческие игры – занятия с шумовыми инструментами».

Хочется  отметить, что  атмосфера  творческого  поиска, которая присуща  нашему  коллективу, способствует духовному, эстетическому  и  профессиональному росту  каждого  его  члена  и  соответственно  более  эффективной    работе  по  социальному развитию дошкольников.  

Продуктивное социально-личностное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки НОД «Музыка» и творческих заданий реально повысило качество и эффективность образовательного процесса.

Эффективное творческое развитие ребенка возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Успех в деле социально-личностного и музыкально-эстетического воспитания будет зависеть, в том числе и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем и  музыкальным руководителем детского сада, т.е. со мной.

         Для работы с родителями мною проводились следующие мероприятия:

  • Разработаны рекомендации для  родителей  по  проведению с детьми бесед  дома о впечатлениях, полученных на НОД «Музыка»; по поддержке  интереса к музыке и музыкальной деятельности; по  социально-личностному развитию дошкольников.
  • Проводились специальные беседы и лекции для родителей, на которых  рассказывалось о том, почему так важно развивать коммуникативность  дошкольников; какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития; какие игры можно использовать для социально-личностного развития дошкольника.
  • Рекомендовалось специальная литература по развитию дошкольников.

Проводя не первый год, диагностические исследования музыкально -  творческих способностей детей, могу сделать вывод, что за последние два года, уровень развития детей в этом направлении значительно вырос, дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Считаю, что это заслуга всего педагогического коллектива, так как программа ДОУ соответственно ФГОС направлена на развитие творческой, разносторонне развитой личности. Необходимо продолжать вести работу в системе, для достижения желаемого результата учитывая индивидуальные особенности детей. А также результат моей работы можно увидеть на выступлениях воспитанников на утренниках, родительских собраниях, концертах в ДОУ, участие в городском фестивале «Планета творчества», где приняли участие 2 ансамбля, заняли такие места «ГРАН – ПРИ» и первое место.


Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму.

"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему."
Джанни Родари


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования.

В основе данного педагогического опыта идея элементарного музицирования, как коллективной синкретической деятельности, которая способствует активизации музыкальных – творческих способностей детей дошк...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста.

В своей работе мы проанализировали и подробно описали уровни  развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста начиная с ознакомления с данным нап...

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В этой статье рассказывается об особенностях развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"

Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

Методическая разработка на тему «Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывч...

Семинар- практикум «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования»

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников средней  группы...