Активизация музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования.
проект по теме

Евтушенко Светлана Анатольевна

В основе данного педагогического опыта идея элементарного музицирования, как коллективной синкретической деятельности, которая способствует активизации музыкальных – творческих способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx72.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Евтушенко Светлана Анатольевна

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

Активизация музыкально – творческих способностей

детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования

Автор опыта: Евтушенко Светлана Анатольевна,

музыкальный руководитель МАДОУ «Детский    

сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

 города Губкина Белгородской области

Губкин

                                                                         2012


Содержание:

Информация об опыте……………………………………………..стр. 3

Технология опыта…………………………………...……………  стр. 8

Результативность опыта…………………………………………   стр. 13

Библиографический список…………………………………….... стр. 16

Приложение к опыту………………................................................ стр. 17


1.Информация об опыте

Условия возникновения опыта

Евтушенко Светлана Анатольевна работает музыкальным руководителем в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» города Губкина Белгородской области, которое было открыто в 1988 году. В детском саду функционируют 11 групп: 2 группы раннего возраста, 9 общеразвивающих групп, из которых 3 группы для детей компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. Воспитательно - образовательной работе и высокой ее результативности способствуют эстетически оформленный музыкальный зал, который оснащен необходимым техническим и дидактическим оборудованием, отвечающим современным требованиям: мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно – коммуникационных технологий; магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе; CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала; фортепиано; музыкальный центр; синтезатор; шумовые и музыкальные инструменты; костюмы, декорации к праздникам.

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является художественно – эстетическое развитие дошкольников. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Активизация музыкально – творческих способностей посредством элементарного музицирования».

«Элементарное музицирование» - это первозданный метод приобщения человека к музыке, который обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия; способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, которые могут быть сформированы в совместной музыкально – творческой деятельности; содействует укреплению здоровья.

Объектами ближайшего социального окружения являются МБОУ «СОШ №13», детская библиотека, театр для детей и молодежи. Это позволяет педагогам детского сада совместно с детьми взаимодействовать с данными учреждениями. При этом полноценного воздействия на формирование детского музыкального творчества они не оказывают. Дошкольники не имеют возможности часто посещать детский театр, концерты живой музыки, музыкальные спектакли. Опрос показал, что только 35% родителей посещают культурные мероприятия, способствующие развитию музыкально – творческих способностей детей. К тому же в группах дошкольного возраста воспитателями слабо осуществляется руководство самостоятельной музыкально – творческой деятельностью. Имеются недостатки в организации музыкальной предметно - развивающей среды.

Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение мониторинга по определению исходного уровня музыкально - творческих способностей у дошкольников. Для этой цели использована «Методика по выявлению творческих способностей у детей в музыкальной деятельности» на основе работ К.В. Тарасовой и А.И. Бурениной, которая позволила выделить уровни творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности. В ходе мониторинга по определению исходного уровня творческих способностей (2009г.) было выявлено: 20% детей с высоким уровнем, 50% детей находились на среднем уровне, 30% - на низком уровне.

Полученные данные позволяют констатировать тот факт, что традиционное обучение не обеспечивает развитие музыкального творчества детей. Следовательно, нужны такие технологии, активизирующие музыкально – творческие способности дошкольников.

Актуальность созданного опыта

Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. С точки зрения ФГТ актуальность опыта заключается и в том, что в основе элементарного музицирования лежит игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность. Развитию творческой личности дошкольника способствует орфовская педагогика, которая представляет собой особый тип музыкальной педагогики, её называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования. Музицирование в системе К. Орфа понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи. Она даёт возможность развивать творческий потенциал и личность ребёнка в целом, так как способствует становлению речи дошкольника, через игру звуками, создаёт условия для звукотворчества, развития звуковой фантазии. В процессе поэтического музицирования у детей развивается обычная и музыкальная память. Дети приобретают навык ориентировки в пространстве, играя в координационно – подвижные игры. Посредством пальчиковых игр развивается речь ребёнка, двигательные качества, координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), формируется образно – ассоциативное мышление. Танцы, игры, пантомима оказывают благотворное влияние на здоровье ребёнка. Технология элементарного музицирования развивает творческое воображение, способность неординарно мыслить, формируют самостоятельность в решении поставленных задач, инициативность.

Подходы К. Орфа к музыкальному воспитанию не только всесторонне учитывают возможности маленьких детей, но и ставят во главу угла глубокое уважение личности ребёнка. Это безусловное уважение является той психологической базой, на которой только и возможна организация любого вида творческой деятельности детей.

Для разрешения проблемы творческого обучения необходимо понять важность соблюдения двух её ключевых позиций:

  1. отношение к ребёнку как самоценной личности, уважение, принятие любых его индивидуально – творческих проявлений;
  2. создание в процессе музыкальной деятельности атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребёнка, а не над ребёнком».

Однако, обучение детей с использованием технологии элементарного музицирования невозможно в рамках существующей государственной программы, методологической основой которой является классифицирующее, анализирующее слово, обращённое по своей сути к интеллекту, а не к чувствам и эмоциям.

Анализ научно – методической литературы и практические наблюдения развития музыкально – творческих способностей, в непростых условиях музыкального социума, позволили автору опыта обнаружить противоречия:

- между потребностями дошкольников в творческой музыкальной деятельности и несовершенством действующих программ, направленных на развитие музыкально – творческих способностей;

- между необходимостью развивать творческие способности дошкольников и недостаточными возможностями традиционного подхода к разрешению данной проблемы.

Одним из средств решения выдвинутых противоречий педагог считает применение технологии элементарного музицирования Т.Э. Тютюнниковой на основе системы К. Орфа.

Ведущая педагогическая идея – идея элементарного музицирования, как коллективной синкретической деятельности, которая способствует активизации музыкальных – творческих способностей детей дошкольного возраста.

Длительность работы

Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с 2009 года по 2012 год.

1 этап констатирующий

1.Начальный мониторинг детей.

2.Изучение методической литературы по данному вопросу.

3.Разработка конспектов мероприятий с детьми, родителями, педагогами (развлечения, праздники, консультации, методические рекомендации)

2 этап формирующий

1. Апробация новых технологий

2. Последовательное формирование музыкально – творческих способностей

3 этап заключительный

1.Мониторинг обследования детей.

2.Установление динамики усвоения материала по развитию музыкально – творческих способностей.

3.Подведение итогов работы и определение ее эффективности.

Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой системой музыкально – игровой деятельности, которая включает в себя: художественную деятельность – праздники, развлечения; кружковую работу; взаимодействие музыкального руководителя с педагогами и родителями ДОУ–консультации, методические рекомендации, практические занятия.

Теоретическая база опыта

Методическая направленность работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Л. Меркуловой, Н.А Ветлугиной.

Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Чтобы рассматривать элементарное музицирование как средство активизации музыкально – творческих способностей дошкольников следует раскрыть понятие: «творческие способности», «творческая деятельность», «детское творчество».

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М. Теплов. В понятии «способность» он выделяет: «…Индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей».[17] Он выявляет три основные музыкальные способности: ладовое чувство; способность к слуховому представлению; музыкально - ритмическое чувство.

Современный психолог К.В. Тарасова к общим музыкальным способностям относит: эмоциональную отзывчивость на музыку; познавательные музыкальные способности – сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление и музыкальное воображение), музыкальную память.

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесно связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Ответ на этот вопрос дают отечественные психологи и педагоги. Л.С. Выготский утверждает: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, когда создаётся нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или  обнаруживающимся только  в самом человеке… Именно творческая деятельность делает человека  существом, обращённым к будущему, создающим его и видоизменяющим своё настоящее».[4]

Н.А. Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения. Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогическое обусловленное явление. Анализ исследований многих педагогов, психологов, в том числе Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, Н.П. Сакулиной  позволяет дать определение понятию «детское творчество». Под детским творчеством понимается создание субъективно нового (значимого, прежде всего для ребёнка) продукта (рисунок, лепка, песенка, сказка, танцевальная зарисовка); создание к известному ранее, не используемых образов, разных вариантов изображения; применение условных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы.

О воспитании творческой личности заботился и австрийский композитор, педагог, музыкальный деятель К. Орф. Он создал свою музыкально - педагогическую концепцию, адресовал её, прежде всего педагогам, работающим в сфере музыкального воспитания, а не музыкального образования. Поэтому его система максимально приближенна к возможностям и интересам обыкновенного ребёнка. Не случайно и её название – «Элементарное музицирование», в котором слово элементарное имеет смысл первичное, ведущее своё начало от самых основ, простое, доступное каждому, но не примитивное. Музицирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения, речи. К. Орф считал, что для воспитания творческой личности нет более надёжного пути, чем уроки импровизации, поэтому он сделал акцент на развитие воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Здесь развивается особое и совершенно необходимое человеку качество, которое можно назвать импровизационностью мышления. «Импровизационный ум - не просто творческий ум, а быстрый, реактивно – спонтанный, ситуативный. Импровизация не может базироваться на медленном размышлении, она всегда продукт быстрого ума», - отмечал К. Орф.[12]

В настоящее время система элементарного музицирования К. Орфа адаптирована к условиям современного детского сада педагогом - новатором Т.Э Тютюнниковой. Она соединила принципы К. Орфа с отечественными методиками и приспособила их к реально существующим у нас возможностям и традициям музыкального воспитания дошкольников. В основе элементарного музицирования с дошкольниками Т.Э. Тютюнниковой лежит коллективная деятельность, неразрывно объединяющая пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизационную театрализацию.

Таким образом, изучив теоретические основы данной проблемы, можно сделать вывод, что элементарное музицирование имеет непосредственную связь с основными положениями отечественных психологов и педагогов по вопросу развития творческих способностей у детей.

Новизна данного опыта

Новизна опыта определяется системой методических приёмов и подходов к активизации музыкально – творческих способностей дошкольников посредством элементарного музицирования, в ходе интеграции образовательных областей.

2.Технология опыта

Цель опыта: активизация музыкально - творческих способностей посредством элементарного музицирования.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. активизация творческого начала каждого ребёнка;
  2. обучение дошкольников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике;
  3. развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом, использование его по-своему;
  4. формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе элементарного музицирования;
  5. создание условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения элементарному музицированию.

Для выполнения поставленной цели и задач музыкальный руководитель использует разнообразные формы, методы и средства образовательной работы. В первую очередь - это непосредственно образовательная деятельность по технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Другой формой организации работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность по развитию музыкальных способностей в индивидуальной форме. Она нужна как способным детям, которые обладают хорошими навыками игры на звуковысотных инструментах, склонных к сочинительству, творческой обработки знакомого материала, так и детям с недостаточно развитым ритмическим чувством, ладовым слухом, слабыми сенсорно-музыкальными способностями, техникой игры на инструменте.

Непосредственно образовательную деятельность по развитию музыкальных способностей в подгрупповой форме педагог проводит с целью разучивания сложных партий музыкальных произведений. В этом случае группа делится на 2-3 подгруппы в зависимости от количества дошкольников в группе.

Ещё одна из форм работы – кружок «Веселый оркестр». В кружке занимаются по желанию, дети разной степени подготовленности. Дошкольникам с высоким уровнем музыкального развития предоставляется возможность «обучать» тех детей, у которых что- то не получается.

Перед педагогом встал вопрос о необходимости определения круга навыков и понятий, которые должны быть освоены детьми в процессе активного приобщения к музыке. С этой целью был составлен перспективный план работы по развитию музыкально – творческих способностей дошкольников в процессе элементарного музицирования. (Приложение 1)

Для успешного осуществления поставленных задач педагог создала определённые педагогические условия:

  1. раскрепощённую, комфортную обстановку, которая способствует активной творческой деятельности при обучении дошкольников элементарному музицированию;
  2. включение воспитателя группы в процесс обучения;
  3. применение элементарного музицирования в самостоятельной музыкально - творческой деятельности дошкольников;
  4. организовала ряд мероприятий с родителями по развитию у детей музыкально - творческих способностей.

Обучение детей проводится в разных видах музыкальной – игровой деятельности и строится на двух основных методах:

  1. метод моделирования музыкального языка;
  2. метод активации творческих проявлений.

Метод моделирования элементов музыкального языка позволил показать и дать почувствовать ребенку, в доступном для него виде, особенности выразительных средств и их отношений. Светлана Анатольевна пришла к выводу, что моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднялся. Метод моделирования выступает как один из способов обучения дошкольников. (Приложение 2)

Метод активации творческих проявлений подразумевает музицирование и игру в самых разнообразных формах. Музыкальный руководитель часто использует такой методический приём: придумать аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, заменить её естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Следующий приём - это сочинение простейшего аккомпанемента для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву и другое.

Метод творческих проявлений включает:

  1. речевые упражнения;
  2. поэтическое музицирование;
  3. координационно – подвижные игры и упражнения;
  4. игры с музыкальными и звучащими самодельными инструментами;
  5. пальчиковые игры.

Речевые упражнения. Автор опыта в ходе практической деятельности убедилась, что эта  форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Музыкальным руководителем проводятся речевые игры, упражнения:

  1. с использованием фонопедических звуков;
  2. ритмодекламации под музыку;
  3. с музыкальными инструментами.

Используется музыкальное сопровождение:

  1. инструментальное (фортепиано, детские музыкальные инструменты);
  2. фонограмма;
  3. «звучащие жесты».

Педагог в ходе непосредственно образовательной деятельности формирует чувство ритма. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато.

Поэтическое музицирование способствует тому, что дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи, но читают их с особым чувством и выражением, осознавая связь слова и музыки.

Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала дошкольники легко чувствуют и переживают настроение музыки и стихотворения, понимают образный музыкальный язык.

Используя музыкальные инструменты, педагог создаёт условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. На начальном этапе дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу-говорю-играю».

В практике своей работы музыкальный руководитель использует координационно-подвижные игры и упражнения - это ритмизованная речь с движениями, которая позволяет оказывать влияние на характер восприятия у детей образов в музыке. Использование двигательных упражнений позволяет и готовит ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений: хлопков, щелчков, шлепков, притопов, при этом у детей вырабатываются быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.

Наблюдения показывают, что ребенку дошкольного возраста достаточно трудно в движении проявить творчество. Данный опыт как раз направлен на то, чтобы пробудить спонтанные индивидуальные проявления двигательной активности, препятствует формированию штампов двигательных форм. Использование координационно-подвижных игр и упражнений способствует накоплению детьми двигательного опыта, формирует понятие того, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Дети начинают осознавать музыку через движение. Это создаёт предпосылки для творческого самовыражения каждого дошкольника.

Для развития музыкально – творческих  способностей эффективно используются игры с инструментами и звучащими самодельными инструментами.

Инструменты делятся на две группы:

  1. мелодические (ксилофоны, металлофоны);
  2. шумовые (различных видов).

Если мелодические инструменты возможны в работе с детьми 5-6 лет, то шумовые уже используются с детьми раннего возраста.

Использование этих музыкальных инструментов в непосредственно образовательной области и в повседневной жизни дошкольников позволяет формировать у них метроритмическое чувство, тембровый слух, навыки элементарной импровизации в играх со звуками.

В работе с детьми систематически используются пальчиковые игры, которые являются одним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками. Это универсальный дидактический и развивающий материал в воспитании детей. Посредством пальчиковых игр у дошкольников развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит их речевое развитие.

Педагог использует в практике готовые модели пальчиковых игр, а также «перекладывает на пальцы» знакомые и любимые детьми потешки, стихи, использует принцип «от простого к сложному».

Пальчиковые игры проводятся с музыкальным сопровождением, без музыкального сопровождения, а также самостоятельно придумываются их модели.

Таким образом, все элементы музицирования: речевые игры, поэтическое музицирование, координационно – подвижные игры и упражнения, игры с инструментами, пальчиковые игры входят в содержание непосредственно образовательной деятельности апробированные автором опыта. Это «Кошачий концерт Мур - Мур» «Весновкин прибаутничек», «В мире музыкальных инструментов», «Белая книга зимы», «Букашки - таракашки» и другие. (Приложение 3)

Элементарное музицирование находит применение в праздниках, развлечениях и самостоятельной деятельности детей. Например, танец «Снежные бабочки», игра с серебряными палочками Деда Мороза, композиция «Фея серебра» использовались на утреннике новогодней ёлки. В конце учебного года проводилось развлечение «Путешествие в страну волшебной музыки». Дети демонстрировали знания и использование элементарного музицирования, в том числе и игру на звуковысотных и шумовых инструментах.

Как показала практика элементарное музицирование широко применяется в сюжетно – ролевых играх в группе: «Концерт», «Школа», «Путешествия», «Магазин» и другие.

Таким образом, используя методы элементарного музицирования педагог сделала вывод, что они помогают развивать фантазию, речь ребёнка, учат рассуждать, импровизировать.

Для внедрения системы работы по элементарному музицированию педагог проводит систематическую работу с воспитателями. Предварительно знакомит их с планом непосредственно образовательной деятельности, распределением ролей между взрослыми, подбором оборудования и проведением предварительной работы с детьми. Необходимость такой работы вызвана тем, что детям, не имеющим опыта творческой игры со звуками, движением, речевой интонацией  сложно выполнять простое, на первый взгляд, задание: «Сделай, сыграй, как ты хочешь». Музыкальный руководитель совместно с воспитателями проводит предварительную подготовку к непосредственно образовательной деятельности, особенно по импровизационным моделям. Они подсказывают и объясняют детям варианты, которые дошкольник заносит в свой активный словарь для дальнейшего пользования, творческого преобразования. Данная подготовка предполагает только заучивание текстов, простых моделей песен и несложных движений.

Педагог провела ряд консультаций с воспитателями: «Обучение старших дошкольников игре на музыкальных инструментах», «Элементарное музицирование как средство развития творческих способностей дошкольников» «Музыкальная предметно – развивающая среда ДОУ». (Приложение 4).

Светлана Анатольевна осуществляет систематическое взаимодействие с родителями. Для выявления музыкально – творческих способностей у дошкольников в семье проводилось анкетирование, в ходе которого была выявлена потребность в оказании помощи музыкального руководителя в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников.

Для решения данной проблемы были разработаны консультации, методические рекомендации, практические занятия: «Создание условий для развития музыкально - творческих способностей детей в семье», «Развивайте творческие способности с раннего возраста», «Игры для развития музыкальных способностей у дошкольников». «Развитие музыкально - творческих способностей у дошкольников в семье в процессе музицирования» (Приложение 5).

Результативность опыта

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста в соответствии с «Методикой по выявлению творческих способностей у детей  в музыкальной деятельности» (К. В. Тарасова, А.И. Буренина).

Предпосылкой для достижения положительной динамики решения данной проблемы являлись контроль и наблюдение за дошкольниками в разных формах музыкальной деятельности: непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной, подгрупповой форме, кружке «Весёлый оркестр».

Первичный и итоговый мониторинг результативности опыта проводился ежегодно. Представленные результаты обследования дошкольников свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Мониторинг уровня развития музыкально – творческих

способностей дошкольников

Группы

2009 – 2010

учебный год

2010 – 2011

учебный год

2011 – 2012

учебный год

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Младшие группы

9%

52%

39%

25%

58%

17%

31%

62%

7%

Средние группы

21%

49%

30%

28%

50%

22%

31%

64%

5%

Старшие группы

19%

46%

35%

35%

55%

10%

40%

57%

3%

Подготовительные группы

34%

51%

15%

44%

42%

14%

57%

41%

2%

Итого

70%

30%

84%

16%

96%

4%

В процессе использования технологии элементарного музицирования для активизации музыкально - творческих способностей дошкольников педагог пришла к выводу, что у всех детей сформирована ритмическая компетенция: они слышат, различают, исполняют несложные ритмы и удерживают ритмический пульс, свободно моделируют ритмические, звуковысотные отношения, темп, динамику. Таким образом, у всех дошкольников хорошо развились музыкально – сенсорные способности. На конечном этапе обучения все дети самостоятельно различали тембр музыкальных инструментов. У них развились основные компоненты музыкальности: ладовый слух и чувство ритма. В подготовительной к школе группе дети могли самостоятельно преобразовывать знакомый музыкальный материал, с радостью откликались на возможность сыграть импровизацию.

Дошкольники умеют подбирать инструменты для фантазийного озвучивания стихов. Они сочиняют несложные мелодии на предложенный, или выбранный ими самими, литературный текст: стихи, потешки, колыбельные, дразнилки и другие. У детей улучшилось состояние речи и особенно у тех, кто имел недостатки в произношении звуков. Дети стали лучше пользоваться средствами родного языка: силой голоса, интонационной выразительностью, дикцией, темпом. Они увереннее и выразительнее читают стихи, участвуют в инсценировании литературных произведений. Все дети овладели игрой на музыкальных инструментах: ударных и шумовых. Дошкольники старших групп приобрели навыки ансамблевого музицирования, требующего вступления по очереди, партиям, а также умения проявлять воображение, индивидуальность и способность к самовыражению.

Движения детей стали свободнее. Они могут легко придумывать музыкальные образы, импровизировать, придумывать простейшие движения к танцу или игре, двигаться в соответствии с темпом музыки.

В ходе практической работы с педагогами: методические рекомендации, консультации во всех группа детского сада значительно пополнилась музыкальная предметно – развивающая среда: музыкально – дидактическими играми, шумовыми инструментами, атрибутикой для пальчиковых игр. Наблюдения показали, что воспитатели более качественно организуют самостоятельную музыкально - творческую деятельность с дошкольниками.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики активизации музыкально – творческих способностей - оптимальна. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности использования данной технологии для активизации музыкально – творческих способностей, творческого мышления и личности старших дошкольников в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Арсеньевская, О.А. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду/ О.Н. Арсеневская. – Волгоград, Учитель, 2011. – 204с.
  2. Боровик, Т. Звуки, ритмы и слова/Т. Боровик.- Минск.: Книжный дом, 1999. – 90с.
  3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для               детей)/А.И. Буренина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  4. Ветлугина, Н.А.  Методика музыкального воспитания в детском саду/Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение,1982. -  272с.
  5. Выготский, Л.С. Психология искусства/Л.С.  Выготский. -  М.: Просвещение, 1968. с.80.
  6. Конкевич, С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка//Музыкальная палитра.- 2004. - №4. – с.3
  7. Крылов, Е. Школа творческой  личности// Дошкольное воспитание. – 1992. - №7-8. – с.11; 1992. - №11 – 12. – с.11
  8. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей/ М. Михайлова. – Ярославль, 1997.
  9. Тарасова, К.В.  Диагностика музыкальной одарённости детей  дошкольного возраста/ К.В. Тарасова. – М.: Просвещение,  1994.
  10. Тютюнникова, Т.Э. Бим, Бам, Бом!: учебно -  методическое пособие/ Т.Э. Тютюнникова. -  Санкт – Петербург,   2003. – 100с.
  11. ютюнникова, Т.Э. Элементарное музицирование - «Знакомая незнакомка» //Дошкольное воспитание.- 1997. - №8 – с.116
  12. Тютюнникова, Т.Э Доноткино/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 50с.
  13. Тютюнникова, Т.Э Что такое «Шульверк» К. Орфа// Дошкольное  воспитание. -1998. - №4. – с.128
  14. Тютюнникова, Т.Э. Сто секретов музыки для детей/Т.Э.
  15. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия/ Т.Э. Тютюнникова Издательский дом «Либроком»,  2010. – 256с.
  16. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М.  Теплов. – М.: Просвещение, 1985.

Приложения:

  1. Приложение №1 – Перспективный план работы по развитию музыкально – творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.
  2.  Приложение №2 – Алгоритм моделирования элементов музыкального языка.
  3.  Приложение №3 – Конспекты непосредственно образовательной деятельности:
  1. «Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы «В мире музыкальных инструментов»;
  2. «Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей старшей группы «Кошачий концерт «Мур – Мур»;
  3. Тематическое музыкальное занятие для детей

подготовительной группы «Весновкин прибаутничек»;

  1.  «Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей средней группы «Встреча с осенью».
  1. Приложение №4 – Консультации для воспитателей:
  1. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка;
  2. Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ.
  1. Приложение №5 – Консультации для родителей:
  1. Развитие музыкально - творческих способностей у дошкольников в семье в процессе музицирования;
  2. Игры на развитие музыкальных способностей у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста"....

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения инструментальному музицированию.

Детское музыкальное творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает н...

Доклад "Элементарное музицирование, как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формирую...

Статья «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»

Статья "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"....

Семинар- практикум «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования»

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников средней  группы...