«Организация ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ».
статья (младшая группа)

Афонина Л.Н.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО у детей младшего дошкольного возраста необходимо формировать правильное представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение, развивать положительное отношение к труду. Именно поэтому в своей работе по ранней профориентации мы придерживаемся следующих задач:

 

  • Формирование базовых понятий о труде взрослых (знакомство с профессией врача, повара, парикмахера, овощевода и др.)
  • Содействие развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз).
  • Формирование у детей в процессе игры навыков взаимодействий с партнерами.
  • Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обра­щать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.
  • Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (например, помощник воспита­теля моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ».

                                                                       Воспитатели: Афонина Л.Н., Сергеева А.О.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО у детей младшего дошкольного возраста необходимо формировать правильное представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение, развивать положительное отношение к труду. Именно поэтому в своей работе по ранней профориентации мы придерживаемся следующих задач: 

 

  • Формирование базовых понятий о труде взрослых (знакомство с профессией врача, повара, парикмахера, овощевода и др.)
  • Содействие развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз).
  • Формирование у детей в процессе игры навыков взаимодействий с партнерами.
  • Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.
  • Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (например, помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Предполагаемые результаты:

  • Умение ребенка различить трудовой процесс от нетрудового.
  • Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, шофер, врач, младший воспитатель, строитель, ветеринар, парикмахер, продавец).
  • Понимание детьми значимости профессий.
  • Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.
  • Проявление уважения к труду взрослых.

Для оценки достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых в младшей группе проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием иллюстрационного материала.

Вопросы к детям:

  • Отбери картинки, где человек работает, трудится.
  • Расскажи, как папа (мама) трудятся дома? Что делают?
  • Какие инструменты, предметы нужны для работы? Что делают сначала, что потом? Что получилось? Для чего сделали?

В работе по ранней профориентации у детей младшего дошкольного возраста мы используем следующие формы организации детской деятельности:

  • Целевые прогулки и экскурсии. Организуя экскурсии и целевые прогулки в детском саду, наблюдая за трудом взрослых, мы формируем представления о таких профессиях как медсестра, повар, дворник, помощник воспитателя. В феврале запланировано посещение развивающего центра «Проф-малыш».
  • Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картин также имеет большое значение в формировании первичных представлений о профессиях. С помощью художественных произведений мы с детьми обобщаем знания о пользе труда, обращаем внимание на сказочных героев, которые трудятся. (Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», С. Михалков «Дядя Степа», Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?», В. Маяковский «Кем быть?» и др.)
  • Тематические выставки проводятся с целью презентации результатов своего труда. Мы с малышами рисовали и лепили овощи и фрукты, конструировали ферму для животных.
  • Организованная образовательная деятельность;
  • Познавательно-исследовательская деятельность ребенка;
  •  Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы используем следующие технологии:

Технология макетирования.  Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых. В нашей группе мы разработали макет «Ферма», Лепбук «Мир профессий».

Игровые технологии. Так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, в своей работе по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с профессиями мы используем различные виды игр:

  • Предметно-манипулятивные
  • Сюжетно-ролевые
  • Пальчиковые игры
  • Настольно-печатные

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой. К таким играм относятся: мозаика, дидактические игры в картинках, складные кубики, пазлы, лото, домино. Целью таких игр является закрепление полученных знаний; развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи. Визуализация – один из главных принципов игровой деятельности дошкольников. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов – образец цельного изображения в роли подсказки. В своей работе мы используем такие игры, как «Узнай профессию», «Маленькие помощники», «Собери картинку по профессиям», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»; «Кому что нужно для работы?», Маша и Миша выбирают профессию», «Помоги повару приготовить обед», «Магазин игрушек», «Строим дом», «Парикмахерская», «Детский сад» и др.

    Технология проектной деятельности

Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации, на наш взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя много различных форм и видов деятельности. В настоящий момент мы работаем по реализации проекта "В мире профессий".

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Книжка предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Цель: способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста эмоционального отношения к миру профессий, обогащать и к...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....

Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми...

Заочный методический семинар по программе «Обобщение педагогического опыта работников дошкольных организаций» (с применением дистанционных образовательных технологий). Выступление на тему: «Ранняя профориентация детей младшего дошкольного возраста»

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, пси...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Консультация для воспитателей «Использование сюжетно-ролевой игры как средство ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста»

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенны...