План кружка в младшей группе по развитию мелкой моторики "Смышленые пальчики"
рабочая программа (младшая группа)

Колегова Дарина Васильевна

Кружок "Смышленые пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_smyshlenye_palchiki.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» с. Помоздино III корпус.

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                            Утверждаю:

И.о.заведующего Н.Е.Жангурова

Кружковая работа по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Смышленые пальчики» для разновозрастной группы.

Составитель: воспитатель Колегова Д.В.

2021-2022 учебный год 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                  Стр.

  1. Пояснительная записка……………………………………………...  2
  2. Введение……………………………………………………………… 3
  3. Цель программы………………………………………………………4
  4. Методическое обеспечение…………………………………………..5
  5. Формы и методы работы……………………………………………..5
  6. Условия реализации Программы…………………………………… 6
  7. Дидактический материал и техническое оснащение…………….... 6
  8. Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук старшая группа……………………………………………………6
  9. Итог…………………………………………………………………… 8
  10. Список литературы……………………………………………………9

 

Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Содержание дополнительного образования в МДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.

Коллектив учреждения – сплоченный, творческий коллектив единомышленников, осуществляющих деятельность на проявление конструктивного сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия в обучении и воспитании детей, уважительного партнерства с семьями.

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Смышленые пальчики»

 

Введение

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.

Цель Программы:

Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина…

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение двух лет, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи:

- Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

- Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.

- Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

- Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, - классификация, аналогия).

- Увеличить объем внимания, памяти.

Развивать речь.

- Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.

- Сохранение здоровья.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Методическое обеспечение

Кружок «Смышленые пальчики» проходят во второй половине дня. Длительность посещения кружка - 1 год. Дети разновозрастной группы занимаются 6-10 минут.

Формы и методы работы

- Дидактические игры и игровые упражнения.

- Занимательные задания и игры-соревнования.

- Изобразительная и творческая деятельность.

- Наглядный метод обучения и метод практических действий.

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

Дидактический материал и техническое оснащение

Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…

Материал для рисования, лепки (бумага и картон разной фактуры, пластилин, краски, восковые, цветные и простые карандаши …)

Мелкие предметы: игрушки, крупные бусы и пуговицы…

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик.

Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов…)

Тематические иллюстрации.

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук

Период

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Октябрь

Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук.

Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе.

Обследование руки детей

Выявить отклонения для дальнейшей работы.

Игры по сенсомоторике

Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.

Игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки».

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: « Пять человечков», «Дружные пальчики», «В гости», «Человечки».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Литература: С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук», А.У Белая, В.И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.

Ноябрь

Знакомство с карандашом.

Игры на развитие 3-х пальцев.

Учить детей правильно держать карандаш

Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», «Домашние и дикие животные» …

Учить закрашивать готовые формы

Игры: «Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: «Зарядка для пальчиков», «Зайки», « Речка и рыбка».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Декабрь

Знакомство с цветом и формами

Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета.

Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка»

Развивать ручную умелость, фантазию

Рисование пальчиками «Снежок», «Ягоды»

Развивать тактильную чувствительность.

Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...», «Гармошка».

Развивать чувство ритма, координацию движений

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Январь

Игры: «Яркое солнышко», «Засолка овощей».

Учить закрашивать фигуру цветными карандашами.

Выкладывание фигур из сказки «Репка»

Развивать воображение, сообразительность.

Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели».

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: «Замок»,

« Собака», « Кошка».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Февраль

Рисование пальчиками: «Сугробы»

Развивать тактильную чувствительность

Выкладывание разноцветных кружочков

Учить цветам и формам

Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: «Мышка», « Зайка»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Март

Лепка «Ягодки», «Снежок»

Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности.

Творческая работа с бумагой

«Мимоза», « Цыпленок», «Облако».

Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа), развивать творческие способности.

Работа с карандашом + закрашивание готовые формы «Яблоко», «Апельсин» (закрашивание)

Учить закрашивать готовые формы

Пальчиковые игры: «Дом с трубой», «Бабочка», «Одуванчик»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги

Апрель

Рисование «Кто нарисует больше».

Формирование внимания, мелкой моторики рук.

Лепка «Цветы на лугу» (коллективная работа)

Развивать умение изготавливать объемные фигуры из пластилина, развитие тактильной чувствительности

Работа с пуговицами «Золушка»

« Дорожка», « Цветок».

Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность

Пальчиковые игры: «Зеркальце», «Лягушка», «Сороконожка».

Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие.

Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Май

Знакомство с формами

Учить рисовать с помощью форм, закрашивание их.

Рассказывание сказки пальцами

Развивать работу обеих рук, сообразительность.

Обследование руки

Выявление изменений.

Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Итог:

К концу посещения кружка «Смышленые пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:

-Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

-Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

-Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции

-Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
  3. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию мелкой моторики рук "Прогулка в осенний лес"

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Отчет по самообразованию(Вторая младшая группа). ТЕМА : " Развитие мелкой моторики у детей младшего и дошкольного возраста".

Цель : достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики у детей через использование разнообрзных методов и приемов....

Конспект занятия в младшей группе по развитию мелкой моторики на тему: «Прогулка по лесу»

Данный материал предназначен воспитателям младшей группы....

Перспективный план кружка в младшей группе

Чтобы воспитательно-образовательный процесс в ОО был выстроен грамотно необходимо в начале учебного года подготовить план кружковой работы, по которому будет легко и просто организовать досуг воспитан...

Конспект занятия НОД для младшей группы по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем пальчиками»

Учить пальчиковым играм. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, воображение и снимать психоэмоциональное напряжение;Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног....

План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....