Представление опыта работы «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие реализации ФГОС»
статья

Демко Елена Витальевна

 

Представление опыта  работы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demko._opyt.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта  работы

 «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие реализации ФГОС»

«Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую»

 Н.Н. Поддьяков

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.

В федеральном государственном образовательном  стандарте говорится:

  • «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)  
  • познавательно-исследовательская деятельность – как сквозной механизм развития ребенка) ( ФГОС 2.7).
  • развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. ( ФГОС 3.3.4).
  • целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. ( ФГОС 4.7)

Исследовательский подход в обучении включает: опору на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности; активное освоение мира; создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Цель: Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс детского сада  и семьи через развитие у детей исследовательских способностей, устойчивого интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника.

Задачи:

  • Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
  • Развивать познавательные интересы и мыслительные процессы
  •  Повышать компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского исследования дома.
  • Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

  • формирование интеллектуальных впечатлений;
  • развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
  • умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотивы: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, эксперименты, опыты. Условия: постепенное усложнение, организация условий для совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций.

         Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Классификация экспериментов

По характеру объектов, используемых  в эксперименте:

  • с растениями;
  • с животными;
  • с объектами неживой природы;
  • объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

  • в групповой комнате;
  • на участке;

По количеству детей:

  • индивидуальные,
  • подгрупповые,
  • фронтальные.

По причине их проведения:

  • случайные,
  • запланированные,
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

  • однократные,
  • многократные, или циклические.

По месту в цикле:

  • первичные,
  • повторные,
  • итоговые.

По характеру мыслительных операций:

  • констатирующие ;
  • сравнительные ;
  • Обобщающие.

По характеру познавательной деятельности детей:

  • иллюстративные ;
  • поисковые.

Основные характеристики детского экспериментирования:

Старший дошкольный возраст:

 1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная).

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:

1.Обеспечивать интерес к предстоящей деятельности через: мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности.

2.Стимулировать исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения;

3. Обсуждать с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата;

 4.Использовать приемы развития творческого воображения (РТВ).

Структура  детского экспериментирования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • Выдвижение гипотезы;
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • Сбор материала;

Обобщение полученных данных.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми

2. Совместная деятельность с детьми

3. Самостоятельная деятельность детей

4. Совместная работа с родителями

Принципы реализации системно-деятельного подхода:

  • Принципы реализации  системно-деятельного подхода
  • Принцип субьективности воспитания
  • Принцип учета ведущих видов деятельности
  • Принцип преодоления зоны ближайшего развития
  • Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности
  • Принцип высокой мотивированности
  • Принцип обязательной рефлективности любой деятельности

Таким образом, результат опытно экспериментальной деятельности как условие успешной социализации показал, что дети выдвигают гипотезы, высказывают предположения, выбирают способ решении познавательной задачи, обобщают полученные данные и делают выводы, пользуются приборами – помощниками, соблюдают правила безопасности, взаимодействуют друг с другом при выполнении коллективного задания. Повысилась компетентность родителей по данной теме.

Список использованной  литературы:

1. Иванова А. И. Естественно–научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. ФГОС ДО – М.: Министерство образования и науки РФ, 2014.

5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. – СПб: Детство-Пресс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г

ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности  тематического планирования  в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...

«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»

ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО" для педагогов детского сада...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...