Главные вкладки

    О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г
    календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Матвиенко Любовь  Викторовна

    ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности  тематического планирования  в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Календарное планирование подгрупповых занятий в подготовительной к школе  логопедической  группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплексно-тематическое планирование

    в подготовительной к школе логопедической группе                                                                                                                

                   Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГОС. При разработке «Комплексно-тематического планирования» в коррекционной группе были объединены задачи и темы  двух программ: программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с общим  недоразвитием речи ( За основу взят тематический и календарный план работы по методическому пособию Арбековой Н.Е.) . 

                  Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, для формирования  у ребёнка целостной  картины мира, полноценной речи.                                                                                                

           В таблице    запланированы  основные темы каждой недели. Педагоги коррекционной группы №4 используют различные виды детской деятельности и формы работы  в течение недели, в разных режимных моментах  для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая  образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие  формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация,  рассказывание, беседы, наблюдения, опыты,  экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты  и исследования, просмотр познавательных фильмов, рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные виды и формы  деятельности проводятся в совместной деятельности  взрослого и детей , при взаимодействии с родителями,  в самостоятельной деятельности детей, в развивающей среде группы « Почемучки»  и в помещениях детского сада №305 .

    Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в логопедической группе  имеет свои особенности :

    • Обеспечение работы по коррекции общего недоразвития речи детей с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
    • Коррекционная помощь детям является одним из приоритетных направлений в области образования. Коррекционно-логопедическое  воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности.

    Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

    • Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели без перегрузок детей.  Комплексно-тематическое планирование помогает охватывать следующие образовательные области:  социально- коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное  развитие;  художественно-эстетическое развитие.
    • Легче обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей , задач при организация воспитательно-образовательного процесса.
    • Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы открывает широкие возможности для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными , индивидуальными и речевыми особенностями.
    • Сам ребёнок становится субъектом образования. У него появляются многочисленные возможности для практики, речевого общения, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления,  индивидуальных запросов.  При выборе тем мы учитывали задачи развития и воспитания детей , текущие явления и яркие события (времена года, праздники),знакомство  с этносом (Донской край.).

         На этапе завершения   запланированной  работы по  отобранным темам, ребёнок  овладеет  необходимыми речевыми умениями , у него обогатится  словарный запас, сформируется связная речь, умение  слышать других и стремление быть понятым другими; в целом, улучшатся коммуникативные навыки.            

    Некоторые планируемые результаты речевого развития в конце года у детей коррекционной  группы:

    • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных делах;
    • владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта ; у ребёнка сформирован навык к словообразованию и словоизменению.
    • Ребёнок использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;

    •  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
    • грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения; правильно произносит все звуки;
    • объясняет значения знакомых многозначных слов;
    • пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
    • пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
    • выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
    • отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».

            Таким образом,  можно сделать вывод, что  комплексно-тематическое планирование в коррекционной  группе имеет свои особенности. С учётом этого мы и определяем общие более широкие рамки организации образовательного процесса. 



    Предварительный просмотр:

    Приложение№____

    Комплексно-тематическое планирование

    подготовительная к школе логопедическая группа «Почемучки»  МБДОУ  № 305

    2016-2017 учебный год

            Дата

    Лексическая тема

    Распределение по видам деятельности

    работы логопеда и воспитателей

    Примечания

    1-15.09 - обследование детей

    15-23.09

    Времена года. Осень  *

    В. /Л.

    26-30.09

    Золотая осень.  Деревья и кустарники**

    В. /Л.

    3-7.10

    Мой город. Донской край. Моя страна*

    В. /Л.

    10-14.10

    Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи **

    В. /Л.

    17-21.10

    Труд взрослых и детей в саду и огороде **

    В. /Л.

    24-28.10

    Домашние животные **

    В. /Л.

    31.10-3.11

    Эмоционально разгрузочные дни

    7-11.11

    День народного единства *

    В. /Л.

    14-18.11

    Поздняя осень. Одежда , обувь, головные уборы **

    В. /Л.

    21.11-2.12

    Дикие животные леса. Подготовка к зиме **

    В. /Л.

    5-9.12

    Времена года. Зима*

    В. /Л.

    12-16.12

    Животные жарких стран  **

    В. /Л.

    19-23.12

    Животные Арктики и Антарктики **

    В. /Л.

    26-30.12

    Новогодние праздники*

    В. /Л.

    1-9.01

    Зимние каникулы

    В. /Л.

    10-13.01

    Бытовая техника (Электроприборы)*

    В. /Л.

    16-20.01

    Зимующие птицы  **

    В. /Л.

    23-27.01

    Инструменты

    В. /Л.

    30.01-3.02

    Профессии **

    В. /Л.

    6.02-10.02

    Транспорт **

    В. /Л.

    13.02-17.02

    Проводы русской зимы.* 

    В. /Л.

    20.02-3.03

    Наше  Отечество. Военная  техника*

    В. /Л.

    6-10.03

    Времена года. Весна. Праздник мам  *

    В. /Л.

    13-17.03

    Мебель. Русский быт*

    В. /Л.

    20-24.03

    Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство*

    В. /Л.

    27-31.03

    Пресноводные, морские и аквариумные рыбы. Донская рыба

    В. /Л.

    3-7.04

    Весна в лесах и садах .Первоцветы**

    В. /Л.

    10-14.04

    Освоение космоса. День космонавтики**

    В. /Л.

    17-21.04

    Перелетные птицы. Весна**

    В. /Л.

    24-28.04

      Насекомые *

    В. /Л.

    2-5.05

    День победы *

    В. /Л.

    10-12.05

    Цветы и травы**

    В. /Л.

    15-19.05

    Школа. Школьные принадлежности**

    В. /Л.

    22-26.05

    Времена года. Лето. Летние виды спорта*

    В. /Л.

    Условные обозначения:

    В- в совм. деятельности воспитателей с детьми   Л.-на подгр. занятиях логопеда

    * тема по программе  « От рождения до школы» Н.Е. Вераксa

    ** тема по программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей



    Предварительный просмотр:

    Приложение№_________

    КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г                                                  

    в логопедической  подготовительной  к      школе  группе « Почемучки»         МБДОУ №305

    Учитель-логопед: Матвиенко Л.В.

    Дата

    Лексическая тема

    Номер и тема подгруппового занятия

    Цель подгруппового занятия

    Примечания

                                                                    Сентябрь

    1-15. 09

    Обследование устной речи детей

    15-23.09

    Времена года. Осень

    1.   «Что такое осень?»

    Составление и распространение предложений о приметах осени по картинкам и опорным карточкам.

    2.   «Четыре времени года»

    Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану.

    26-30.09

    Золотая осень.  Деревья и кустарники

    3.   «В осеннем лесу»

    Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин

    4. 4.«Что мы знаем о деревьях и кустарниках?»

    Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений деревьев и кустарников по опорному картинному плану.

                                                                  Октябрь

    3-7.10

    Мой город. Донской край.

     

    Моя страна.

    5.  5. « Мой город. Родной край»                                              

    «  

        6.«Моя страна»

    Составление пересказа «Мой город» по серии фотографий.

    Расширить представления детей о родной стране.

    Составление предложений к картинкам по теме «Моя  страна»

    Неделя

    Лексическая тема

    Номер и тема подгруппового занятия

    Цель подгруппового занятия

    Примечания

    10-14.10

    Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи

    7. «Знакомые незнакомцы»

    8. «Что мы знаем  о фруктах и овощах?»  

    Составление загадок о фруктах и  овощах по  карточкам.

    Составление рассказов описаний фруктов и овощей по зрительному  плану.

    17-21.10

    Труд взрослых и детей в саду и огороде

    9.    «В осеннем саду»

    Составление пересказа «Как выросла яблонька» по тексту и серии сюжетных картин.

    10.   «Осенью в огороде»

    Составление пересказа «Как вырастили капусту» по тексту и серии сюжетных картин.

    24-28.10

    Домашние животные

    11.  «Как делают шерстяные нитки»

    Составление пересказа «Как делают шерстяные нитки» по тексту и серии сюжетных картин.

    12. «Что мы знаем о домашних животных?»

    Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о домашних животных по опорным карточкам и картинному плану.

                                                                                 Ноябрь

    31.10-3.11

    Эмоционально- разгрузочные дни

    Неделя

    Лексическая тема

    Номер и тема подгруппового занятия

    Цель подгруппового занятия

    Примечания

    7-11.11

    День народного единства

    13-14.  « Что такое день единства?»

    7

    Воспитание уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

    14-18.11

    Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы

    15. «Что такое ателье?»

    Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин.

    1 16. «В гостях у Золушки»

    Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и картинному плану.

    21.11-2.12

    Дикие животные леса. Подготовка к зиме

    1  17.«В гостях у хитрого лиса»

    Составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам.

    1  18.«Расскажи, какие они»

    Составление рассказов-описаний диких животных леса по опорному картинному плану.

       19.В гости к белочкам»

    Составление пересказа «Как белки на зиму запасы делают» по тексту и серии сюжетных картин.

    2 20. «Что мы знаем о диких животных леса?»

    Составление загадок и рассказов-сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану.

    Неделя

    Лексическая тема

    Номер и тема подгруппового занятия

    Цель подгруппового занятия

    Примечания

                                                                               Декабрь

    5-9.12

    Времена года. Зима

    21. «Что такое зима?»

    Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

    22. «Времена года»

    Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

    12-16.12

    Животные жарких стран

    23 «Что мы знаем о животных зоопарка?»

    Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о животных зоопарка по опорным карточкам и картинному плану.

    24. Опиши животное

    Составление описательных и сравнительных рассказов по зрительному плану.

    19-23.12

    Животные Арктики и Антарктики.

    25. «Как   живет   белый медведь»

    Составление пересказа «Как живет белый медведь» по тексту и серии сюжетных картин.

    26. Опиши животное

    Составление описательных  рассказов по зрительному плану.

    26-30.12

    Новогодние праздники

    27. «Лесная гостья»

    Составление творческих рассказов о том, как можно нарядить елочку к Новому году.

    Неделя

    Лексическая тема

    Номер и тема подгруппового занятия

    Цель подгруппового занятия

    Примечания

    2228. «Новогодние праздники»

    Составление рассказа о елочке по серии сюжетных картин.

                                                                   Январь

    1-9.01

    Зимние каникулы

      10-13.01

    Бытовая техника (Электроприборы)

    29. «Электроприборы»

    Приложение

    Составление рассказов-описаний об электроприборах.

    3030. «Что мы знаем о бытовой технике?»                                                                                         Приложение

    Составление загадок и рассказов-сравнений об электроприборах по опорным карточкам и картинному плану.

    16-20.01

    Зимующие птицы

    3131.«Птицы рядом с нами»

    Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей).

    3232.«Что мы знаем о птицах?»

    Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану.

    23-27.01

    Инструменты

    3  33. «Как заготавливают сено»

    Составление пересказа «Как заготавливают сено» по тексту и серии сюжетных картин.

       34. «Что мы знаем об инструментах?»

    Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений об инструментах по опорным карточкам и картинному плану.

    Неделя

    Лексическая тема

    Номер и тема подгруппового занятия

    Цель подгруппового занятия

    Примечания

                                                                                     Февраль

    30.01-3.02

    Профессии

    35. «О работе кузнеца»

    Составление пересказа «О работе кузнеца» по тексту и серии сюжетных картин.

    36. «Что   мы   знаем   о профессиях?»

    Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о разных профессиях по опорным карточкам и картинному плану.

    6.02-10.02

    Транспорт

    37. «О специальных машинах»

    Составление пересказа «О специальных машинах» по тексту и серии сюжетных картин.

    38. «Что   мы   знаем   о транспорте?»

    Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о транспорте по опорным карточкам и картинному плану.

    13.02-17.02

    Проводы русской зимы. Масленица

    39. «Масленичная неделя»

    Знакомство с русскими традициями и обычаями. Составление и распространение предложений по картинкам о праздновании на Руси Масленицы.

    40. «Проводы     русской зимы»

    Составление рассказа о проводах русской зимы по сюжетным многофигурным картинам и опорному плану.

    20.02-3.03

    Наше Отечество

    41 «Наше Отечество»

    Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану.

    42     «День    защитника Отечества»

    Составление рассказов о защитниках нашей Родины по представлению.

    Неделя

    Лексическая тема

    Номер и тема подгруппового занятия

    Цель подгруппового занятия

    Примечания

                                                                       Март

    6-10.03

    Времена года.  Весна. Праздник мам

    43. «Что такое весна?»

    Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

    44. «Праздник бабушек и мам»

    Составление рассказов о весеннем празднике по представлению (из личного опыта детей), с опорой на картинный план.

    13-17.03

    Мебель. Русский быт

    45. «В   магазине  мебели»

    Составление пересказа «О том, как покупали диван» по тексту и серии сюжетных картин.

    46. «Что мы знаем о мебели?»

    Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о мебели по опорным карточкам и картинному плану.

    20-24.03

    Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство.

    47. «Путешествие в мир игрушек» .Приложение

    Составление пересказа  по серии сюжетных картин.

    48. «Такие разные игрушки».

    Приложение

    Составление рассказов-описаний рассказов-сравнений игрушек (дымковских, филимоновских и др. ) по опорному картинному плану.

    27-31.03

    Пресноводные, морские и аквариумные рыбы. Донская рыба

    49. «Летом на реке»

    Составление пересказа «Как ерш от щуки друга спас» по тексту и серии сюжетных картин.

    Неделя

    Лексическая тема

    Номер и тема подгруппового занятия

    Цель подгруппового занятия                        

    Примечания

    Пресноводные, морские и аквариумные рыбы

    50. «Такие             разные рыбы»

    Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану.

                                                             Апрель

    3-7.04

    Весна в лесах и садах. Первоцветы.

    51.«Весной в лесу»

    Составление пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» по опорным рисункам.

    52. « Весенние работы  в саду»

    Составление рассказов по представлению (из личного опыта детей) с опорой на рисуночный план.

    10-14.04

    Освоение космоса. День космонавтики

    53. «Планеты Солнечной системы»

    Составление рассказов о планетах по представлению.

    54. «Космические путешествия»

    Составление фантастических историй о путешествиях к другим планетам.

    17-21.04

    Перелетные птицы. Весна.

    55. «О ласточках»

    Составление пересказа «О ласточках» по тексту и серии сюжетных картин.

    56. «Такие  разные   птицы»

    Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о перелетных птицах по опорному картинному плану.

    24-28.04

    Насекомые

    57. «Полезные   насекомые»

    Составление пересказа « Трудолюбивые пчёлы» по тексту и серии  сюжетных картин.

    Неделя

    Лексическая тема

    Номер и тема подгруппового занятия

    Цель подгруппового занятия

    Примечания

    58.«Такие разные насекомые»

    Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о насекомых по опорному картинному плану.

                                                                          Май

    2-5.05

    День Победы

    59. «Такая         страшная война»

    Составление и распространение предложений по сюжетным картинам и фотографиям военных лет.

    60. «О героях войны»

    Составление коллективного рассказа о героизме русских людей во время Великой Отечественной войны.

    10-12.05

    Цветы и травы

    61. «Как    выращивают цветы»

    Составление пересказа «Как Маша вырастила цветы» по тексту и серии сюжетных картин.

    62. «Волшебный цветок в добрых руках»

    Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах.

    15-19.05

    На пороге школы. Школьные принадлежности.

    63. «Школа. Какая она?»

    Составление рассказов о школе по представлению.

    64. «До   свидания,   детский сад!»

    Составление рассказа по серии сюжетных картин «Первоклассники».

      22-26.05

    65. «Здравствуй, лето!»

    Составление рассказов-описаний о лете по сюжетной картине и опорному плану.

    Времена года. Лето

    66. . «Летние забавы»

     

    Составление рассказов о летних играх и развлечениях по представлению (из личного опыта детей).

    Используемая литература:   Арбекова Н.Е.  Конспекты подгрупповых занятий логопеда.- М. Издательство ГНОМ, 2013


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие. Старший дошкольный возраст. Итоговое мероприятие: Праздник «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД».

    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие.Старший дошкольный возраст. Итоговое меропри...

    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие. Старший дошкольный возраст. Итоговое мероприятие: Праздник «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД».

    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие.Старший дошкольный возраст. Итоговое меропри...

    Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

    Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

    Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС Тема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)

    Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками  в соответствии с ФГОСТема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)Образовательные области: Художественно ...

    Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

    Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...

    Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»

    Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...