О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Матвиенко Любовь  Викторовна

ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности  тематического планирования  в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Календарное планирование подгрупповых занятий в подготовительной к школе  логопедической  группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование

в подготовительной к школе логопедической группе                                                                                                                

               Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГОС. При разработке «Комплексно-тематического планирования» в коррекционной группе были объединены задачи и темы  двух программ: программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с общим  недоразвитием речи ( За основу взят тематический и календарный план работы по методическому пособию Арбековой Н.Е.) . 

              Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, для формирования  у ребёнка целостной  картины мира, полноценной речи.                                                                                                

       В таблице    запланированы  основные темы каждой недели. Педагоги коррекционной группы №4 используют различные виды детской деятельности и формы работы  в течение недели, в разных режимных моментах  для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая  образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие  формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация,  рассказывание, беседы, наблюдения, опыты,  экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты  и исследования, просмотр познавательных фильмов, рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные виды и формы  деятельности проводятся в совместной деятельности  взрослого и детей , при взаимодействии с родителями,  в самостоятельной деятельности детей, в развивающей среде группы « Почемучки»  и в помещениях детского сада №305 .

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в логопедической группе  имеет свои особенности :

  • Обеспечение работы по коррекции общего недоразвития речи детей с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
  • Коррекционная помощь детям является одним из приоритетных направлений в области образования. Коррекционно-логопедическое  воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

  • Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели без перегрузок детей.  Комплексно-тематическое планирование помогает охватывать следующие образовательные области:  социально- коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное  развитие;  художественно-эстетическое развитие.
  • Легче обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей , задач при организация воспитательно-образовательного процесса.
  • Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы открывает широкие возможности для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными , индивидуальными и речевыми особенностями.
  • Сам ребёнок становится субъектом образования. У него появляются многочисленные возможности для практики, речевого общения, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления,  индивидуальных запросов.  При выборе тем мы учитывали задачи развития и воспитания детей , текущие явления и яркие события (времена года, праздники),знакомство  с этносом (Донской край.).

     На этапе завершения   запланированной  работы по  отобранным темам, ребёнок  овладеет  необходимыми речевыми умениями , у него обогатится  словарный запас, сформируется связная речь, умение  слышать других и стремление быть понятым другими; в целом, улучшатся коммуникативные навыки.            

Некоторые планируемые результаты речевого развития в конце года у детей коррекционной  группы:

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных делах;
  • владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта ; у ребёнка сформирован навык к словообразованию и словоизменению.
  • Ребёнок использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;

  •  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
  • грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения; правильно произносит все звуки;
  • объясняет значения знакомых многозначных слов;
  • пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
  • пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
  • выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
  • отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».

        Таким образом,  можно сделать вывод, что  комплексно-тематическое планирование в коррекционной  группе имеет свои особенности. С учётом этого мы и определяем общие более широкие рамки организации образовательного процесса. 



Предварительный просмотр:

Приложение№____

Комплексно-тематическое планирование

подготовительная к школе логопедическая группа «Почемучки»  МБДОУ  № 305

2016-2017 учебный год

        Дата

Лексическая тема

Распределение по видам деятельности

работы логопеда и воспитателей

Примечания

1-15.09 - обследование детей

15-23.09

Времена года. Осень  *

В. /Л.

26-30.09

Золотая осень.  Деревья и кустарники**

В. /Л.

3-7.10

Мой город. Донской край. Моя страна*

В. /Л.

10-14.10

Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи **

В. /Л.

17-21.10

Труд взрослых и детей в саду и огороде **

В. /Л.

24-28.10

Домашние животные **

В. /Л.

31.10-3.11

Эмоционально разгрузочные дни

7-11.11

День народного единства *

В. /Л.

14-18.11

Поздняя осень. Одежда , обувь, головные уборы **

В. /Л.

21.11-2.12

Дикие животные леса. Подготовка к зиме **

В. /Л.

5-9.12

Времена года. Зима*

В. /Л.

12-16.12

Животные жарких стран  **

В. /Л.

19-23.12

Животные Арктики и Антарктики **

В. /Л.

26-30.12

Новогодние праздники*

В. /Л.

1-9.01

Зимние каникулы

В. /Л.

10-13.01

Бытовая техника (Электроприборы)*

В. /Л.

16-20.01

Зимующие птицы  **

В. /Л.

23-27.01

Инструменты

В. /Л.

30.01-3.02

Профессии **

В. /Л.

6.02-10.02

Транспорт **

В. /Л.

13.02-17.02

Проводы русской зимы.* 

В. /Л.

20.02-3.03

Наше  Отечество. Военная  техника*

В. /Л.

6-10.03

Времена года. Весна. Праздник мам  *

В. /Л.

13-17.03

Мебель. Русский быт*

В. /Л.

20-24.03

Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство*

В. /Л.

27-31.03

Пресноводные, морские и аквариумные рыбы. Донская рыба

В. /Л.

3-7.04

Весна в лесах и садах .Первоцветы**

В. /Л.

10-14.04

Освоение космоса. День космонавтики**

В. /Л.

17-21.04

Перелетные птицы. Весна**

В. /Л.

24-28.04

  Насекомые *

В. /Л.

2-5.05

День победы *

В. /Л.

10-12.05

Цветы и травы**

В. /Л.

15-19.05

Школа. Школьные принадлежности**

В. /Л.

22-26.05

Времена года. Лето. Летние виды спорта*

В. /Л.

Условные обозначения:

В- в совм. деятельности воспитателей с детьми   Л.-на подгр. занятиях логопеда

* тема по программе  « От рождения до школы» Н.Е. Вераксa

** тема по программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей



Предварительный просмотр:

Приложение№_________

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г                                                  

в логопедической  подготовительной  к      школе  группе « Почемучки»         МБДОУ №305

Учитель-логопед: Матвиенко Л.В.

Дата

Лексическая тема

Номер и тема подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия

Примечания

                                                                Сентябрь

1-15. 09

Обследование устной речи детей

15-23.09

Времена года. Осень

1.   «Что такое осень?»

Составление и распространение предложений о приметах осени по картинкам и опорным карточкам.

2.   «Четыре времени года»

Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану.

26-30.09

Золотая осень.  Деревья и кустарники

3.   «В осеннем лесу»

Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин

4. 4.«Что мы знаем о деревьях и кустарниках?»

Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений деревьев и кустарников по опорному картинному плану.

                                                              Октябрь

3-7.10

Мой город. Донской край.

 

Моя страна.

5.  5. « Мой город. Родной край»                                              

«  

    6.«Моя страна»

Составление пересказа «Мой город» по серии фотографий.

Расширить представления детей о родной стране.

Составление предложений к картинкам по теме «Моя  страна»

Неделя

Лексическая тема

Номер и тема подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия

Примечания

10-14.10

Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи

7. «Знакомые незнакомцы»

8. «Что мы знаем  о фруктах и овощах?»  

Составление загадок о фруктах и  овощах по  карточкам.

Составление рассказов описаний фруктов и овощей по зрительному  плану.

17-21.10

Труд взрослых и детей в саду и огороде

9.    «В осеннем саду»

Составление пересказа «Как выросла яблонька» по тексту и серии сюжетных картин.

10.   «Осенью в огороде»

Составление пересказа «Как вырастили капусту» по тексту и серии сюжетных картин.

24-28.10

Домашние животные

11.  «Как делают шерстяные нитки»

Составление пересказа «Как делают шерстяные нитки» по тексту и серии сюжетных картин.

12. «Что мы знаем о домашних животных?»

Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о домашних животных по опорным карточкам и картинному плану.

                                                                             Ноябрь

31.10-3.11

Эмоционально- разгрузочные дни

Неделя

Лексическая тема

Номер и тема подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия

Примечания

7-11.11

День народного единства

13-14.  « Что такое день единства?»

7

Воспитание уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

14-18.11

Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы

15. «Что такое ателье?»

Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин.

1 16. «В гостях у Золушки»

Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и картинному плану.

21.11-2.12

Дикие животные леса. Подготовка к зиме

1  17.«В гостях у хитрого лиса»

Составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам.

1  18.«Расскажи, какие они»

Составление рассказов-описаний диких животных леса по опорному картинному плану.

   19.В гости к белочкам»

Составление пересказа «Как белки на зиму запасы делают» по тексту и серии сюжетных картин.

2 20. «Что мы знаем о диких животных леса?»

Составление загадок и рассказов-сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану.

Неделя

Лексическая тема

Номер и тема подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия

Примечания

                                                                           Декабрь

5-9.12

Времена года. Зима

21. «Что такое зима?»

Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

22. «Времена года»

Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

12-16.12

Животные жарких стран

23 «Что мы знаем о животных зоопарка?»

Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о животных зоопарка по опорным карточкам и картинному плану.

24. Опиши животное

Составление описательных и сравнительных рассказов по зрительному плану.

19-23.12

Животные Арктики и Антарктики.

25. «Как   живет   белый медведь»

Составление пересказа «Как живет белый медведь» по тексту и серии сюжетных картин.

26. Опиши животное

Составление описательных  рассказов по зрительному плану.

26-30.12

Новогодние праздники

27. «Лесная гостья»

Составление творческих рассказов о том, как можно нарядить елочку к Новому году.

Неделя

Лексическая тема

Номер и тема подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия

Примечания

2228. «Новогодние праздники»

Составление рассказа о елочке по серии сюжетных картин.

                                                               Январь

1-9.01

Зимние каникулы

  10-13.01

Бытовая техника (Электроприборы)

29. «Электроприборы»

Приложение

Составление рассказов-описаний об электроприборах.

3030. «Что мы знаем о бытовой технике?»                                                                                         Приложение

Составление загадок и рассказов-сравнений об электроприборах по опорным карточкам и картинному плану.

16-20.01

Зимующие птицы

3131.«Птицы рядом с нами»

Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей).

3232.«Что мы знаем о птицах?»

Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану.

23-27.01

Инструменты

3  33. «Как заготавливают сено»

Составление пересказа «Как заготавливают сено» по тексту и серии сюжетных картин.

   34. «Что мы знаем об инструментах?»

Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений об инструментах по опорным карточкам и картинному плану.

Неделя

Лексическая тема

Номер и тема подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия

Примечания

                                                                                 Февраль

30.01-3.02

Профессии

35. «О работе кузнеца»

Составление пересказа «О работе кузнеца» по тексту и серии сюжетных картин.

36. «Что   мы   знаем   о профессиях?»

Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о разных профессиях по опорным карточкам и картинному плану.

6.02-10.02

Транспорт

37. «О специальных машинах»

Составление пересказа «О специальных машинах» по тексту и серии сюжетных картин.

38. «Что   мы   знаем   о транспорте?»

Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о транспорте по опорным карточкам и картинному плану.

13.02-17.02

Проводы русской зимы. Масленица

39. «Масленичная неделя»

Знакомство с русскими традициями и обычаями. Составление и распространение предложений по картинкам о праздновании на Руси Масленицы.

40. «Проводы     русской зимы»

Составление рассказа о проводах русской зимы по сюжетным многофигурным картинам и опорному плану.

20.02-3.03

Наше Отечество

41 «Наше Отечество»

Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану.

42     «День    защитника Отечества»

Составление рассказов о защитниках нашей Родины по представлению.

Неделя

Лексическая тема

Номер и тема подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия

Примечания

                                                                   Март

6-10.03

Времена года.  Весна. Праздник мам

43. «Что такое весна?»

Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

44. «Праздник бабушек и мам»

Составление рассказов о весеннем празднике по представлению (из личного опыта детей), с опорой на картинный план.

13-17.03

Мебель. Русский быт

45. «В   магазине  мебели»

Составление пересказа «О том, как покупали диван» по тексту и серии сюжетных картин.

46. «Что мы знаем о мебели?»

Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о мебели по опорным карточкам и картинному плану.

20-24.03

Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство.

47. «Путешествие в мир игрушек» .Приложение

Составление пересказа  по серии сюжетных картин.

48. «Такие разные игрушки».

Приложение

Составление рассказов-описаний рассказов-сравнений игрушек (дымковских, филимоновских и др. ) по опорному картинному плану.

27-31.03

Пресноводные, морские и аквариумные рыбы. Донская рыба

49. «Летом на реке»

Составление пересказа «Как ерш от щуки друга спас» по тексту и серии сюжетных картин.

Неделя

Лексическая тема

Номер и тема подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия                        

Примечания

Пресноводные, морские и аквариумные рыбы

50. «Такие             разные рыбы»

Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану.

                                                         Апрель

3-7.04

Весна в лесах и садах. Первоцветы.

51.«Весной в лесу»

Составление пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» по опорным рисункам.

52. « Весенние работы  в саду»

Составление рассказов по представлению (из личного опыта детей) с опорой на рисуночный план.

10-14.04

Освоение космоса. День космонавтики

53. «Планеты Солнечной системы»

Составление рассказов о планетах по представлению.

54. «Космические путешествия»

Составление фантастических историй о путешествиях к другим планетам.

17-21.04

Перелетные птицы. Весна.

55. «О ласточках»

Составление пересказа «О ласточках» по тексту и серии сюжетных картин.

56. «Такие  разные   птицы»

Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о перелетных птицах по опорному картинному плану.

24-28.04

Насекомые

57. «Полезные   насекомые»

Составление пересказа « Трудолюбивые пчёлы» по тексту и серии  сюжетных картин.

Неделя

Лексическая тема

Номер и тема подгруппового занятия

Цель подгруппового занятия

Примечания

58.«Такие разные насекомые»

Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о насекомых по опорному картинному плану.

                                                                      Май

2-5.05

День Победы

59. «Такая         страшная война»

Составление и распространение предложений по сюжетным картинам и фотографиям военных лет.

60. «О героях войны»

Составление коллективного рассказа о героизме русских людей во время Великой Отечественной войны.

10-12.05

Цветы и травы

61. «Как    выращивают цветы»

Составление пересказа «Как Маша вырастила цветы» по тексту и серии сюжетных картин.

62. «Волшебный цветок в добрых руках»

Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах.

15-19.05

На пороге школы. Школьные принадлежности.

63. «Школа. Какая она?»

Составление рассказов о школе по представлению.

64. «До   свидания,   детский сад!»

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Первоклассники».

  22-26.05

65. «Здравствуй, лето!»

Составление рассказов-описаний о лете по сюжетной картине и опорному плану.

Времена года. Лето

66. . «Летние забавы»

 

Составление рассказов о летних играх и развлечениях по представлению (из личного опыта детей).

Используемая литература:   Арбекова Н.Е.  Конспекты подгрупповых занятий логопеда.- М. Издательство ГНОМ, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие. Старший дошкольный возраст. Итоговое мероприятие: Праздник «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД».

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие.Старший дошкольный возраст. Итоговое меропри...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС Тема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками  в соответствии с ФГОСТема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)Образовательные области: Художественно ...

Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...

Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»

Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...

Семинар - практикум «Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...