Семинар – практикум: «Зрительная гимнастика для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа)

Щербакова Анжела Владимировна

Работа по профилактике зрения должна быть систематичной и иметь целенаправленный, осознанный характер! Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар – практикум28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Добрый день, уважаемые педагоги и родители!  Надеюсь на нашу плодотворную работу и на то, что каждый получит сегодня определенный багаж информации. 

Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы поговорить об организации работы с детьми с особыми возможностями здоровья. Тема моего выступления: «Коррекционные игры и упражнения для детей с нарушением зрения».

Слайд 2. Многое в развитии наших детей зависит от здоровья глаз. Известно, что глаз ребенка полноценно развивается только к 8 годам. Зрение детей с каждым годом становится все хуже и хуже. Причин много: плохая наследственность, неправильный образ жизни (смартфоны, планшеты, чтение лежа, наклон головы к книжке, слабое освещение и т. д.), чрезмерные умственные нагрузки, отсутствие спорта, злоупотребление компьютером и телевизором.   Если долго и монотонно выполнять работу, которая связана с фокусированием на близких предметах, глаза неизменно будут перенапрягаться. Нарушения зрения у детей дошкольного возраста может привести к изменению мотивации образовательной деятельности, снижению их творческой активности, замедлению физического и психического развития, вызвать отклонения в социальном поведении.

Слайд  3. Регулярное выполнение упражнений для глаз позволяют минимизировать вред и обеспечивают эффективную профилактику снижения остроты зрения, вызванного перенапряжением. При этом нужно понимать, что никакая гимнастика не поможет вылечить зрительные нарушения, например, близорукость.

        Слайд  4. Сейчас мы поговорим об коррекционных играх и упражнениях с нарушением зрения.

 Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение:

- она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаз;

- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

- укрепляет мышцы век;

- снимает переутомление зрительного аппарата;

- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектов, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре.

Слайд  5, 6, 7. В своей работе мы используем разные виды зрительной гимнастики:

  • зрительные дорожки;
  • Слайд  8,9,10,11,12. зрительная гимнастика с предметами;

Игра – «Волчок» - использовать тренажер для снятия напряжения и усталости глаз, развития зрительного восприятия.

Профилактика зрительного утомления и развития зрительных способностей, для укрепления глазодвигательных мышц.

  • метки;

Слайд  13. Упражнения для восстановления зрения лучше всего проводить на природе, но можно и у окна. В чем его смысл? Когда вы смотрите на привычный пейзаж, то вашим глазам не за что зацепиться, поэтому ваш зрительный нерв лениво "дремлет". Нам же следует его заставить работать. Для этого возьмите сделанное приспособление (плотный картон, размером 10 на 10 см с круглым отверстием диаметром 35 мм) в вытянутую руку, прикройте один глаз, а другим пристально смотрите в отверстие. При этом руку с приспособлением следует медленно двигать по горизонтали, вертикали, кругообразно и зигзагообразно.
И через некоторое время вы начинаете замечать, что ваш взгляд неожиданно замечает из уже знакомого пейзажа что-то новое. Это означает, что вы заставили работать свой зрительный нерв и он получает новую и непривычную для него нагрузку.
То же самое следует проделать и с другим глазом. Вы наверняка увлечетесь этой зарядкой для глаз.
Сделайте это упражнение ежедневным развлечением, которое снимет внутреннее напряжение. Через несколько недель такой зарядки, вы можете избавиться от головных болей, если они у вас есть, исчезнет невроз, вернется уверенность.

  • Наблюдение за облаками

Слайд  14. Наблюдение за облаками является отличной зарядкой для глаз.
Во-первых, работает аккомодационный аппарат, отвечающий за дальновидение. Во-вторых, естественный свет отраженного солнца благоприятно влияет на сетчатку глаза. В-третьих, поиск схожести облаков, с чем либо, поддерживает активность зрительной коры головного мозга. В-четвертых, 3-5 минут такого праздного занятия снимает психическое и зрительное напряжение.

  • Электронные зрительные гимнастики;
  • с опорой на схему.

Слайд  15. Этот тренажер нужен для укрепления глазодвигательных мышц, которые помогают глазу следить за передвигающимися предметами в горизонтальной плоскости перед человеком. В обычных условиях эти мышцы бездействуют и «ржавеют», становясь тонкими и слабыми. Укрепив эти мышцы, вы сможете улучшить снабжение оболочки глаза кислородом и его питание через систему кровообращения.

 Теперь о тренировке. Тренажер перед вами может лежать на столе или парте. Вы можете держать его, как книгу, поставив на парту. Попробуйте очертить взором рисунок прямоугольника по часовой стрелке. Головой двигать нельзя -нужно работать только глазами. «Рисовать» придется без остановок несколько раз. Затем все делается в обратною сторону.

  • Массаж активных точек лица.

Слайд  16. Расскажу о методике Ковалева Валерия Анатольевича.

Массаж точек на висках по линии от внешнего угла глаза до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву «С». Время выполнения 15 сек. Затем делаются потирания переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом – под глазами на линии крыльев носа и надбровных дуг снизу ближе к переносице. Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза. Для детей все упражнения называются «Зайчики умываются».

Слайд  17. Игры и игровые упражнения на развитие прослеживающих функций глаза у детей с нарушениями зрения

  1. «Проследи взором за движением лучика фонаря»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика

Инструкция: «Давай следить за лучиком солнца»

  1. «Нарисуй глазами круг (треугольник, квадрат) по часовой и против часовой стрелки»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры глазами

Инструкция: «Давай нарисуем глазками круг (треугольник, квадрат), сначала в одну сторону, а теперь в другую»

  1. «Догони куклу»

Цель - развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается «догнать» куклу глазами

Инструкция: «Кукла от нас убегает, давай догоним ее глазками»

  1. «Посмотри, как качается фонарик»

Цель - развитие прослеживающих функций глаза

Ход: Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изменяя высоту, сначала снизу-вверх, затем сверху-вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.

Инструкция: «Давай последим, как качается фонарик»

  1. «Флажок»

Цель - развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за передвижениями флажка (вперед, назад, по кругу)

Инструкция: «Давай поиграем с флажком, он летит вперед, назад (повторяем несколько раз)».

Мы сегодня поговорили об некоторых играх и упражнениях для глаз, а теперь расскажу о правилах сохранения зрения.

Правила сохранения зрения

  • Хорошо высыпаться. Регулярный недосып плохо влияет на состояние зрительного нерва, вследствие чего качество зрения заметно снижается.
    Давать глазам отдых в течение активного дня. Во время чтения, просмотра телевизора, работы за компьютером необходимо делать паузы (10-15 минут). Желательно одну-две таких паузы посвящать специальным упражнениям для глаз.
  • Смотреть телевизор и читать книги важно в хорошо освещённом помещении. Привычка смотреть телевизор в темноте губительна для здоровья глаз.
  • Читать в правильном положении. Категорически нельзя читать книги во время движения (в транспорте, при ходьбе). Читать надо сидя, не стоит привыкать к чтению лёжа.
  • Не щуриться. Эта привычка не только портит внешний вид, но и отрицательно влияет на глаза.
  • Употреблять в пищу продукты, богатые витаминами А, Е, С.
  • Чаще отдыхать, гулять на свежем воздухе.
  • Регулярно посещать офтальмолога для профилактических осмотров.

        Слайд  18. В заключении я хочу сказать, что
коррекционные игры и упражнения для детей с нарушением зрения
эффективны. И помогут вашим детям улучшить состояние глаз – основного органа для получения информации в жизни. Берегите глаза, укрепляйте их и не перегружайте без меры. Не жалейте освещения при работе на близком расстоянии от глаз, настольная лампа должна стать вашим хорошим помощником.

Понятно, что гимнастика никого не излечит и зрение не восстановит, но очень полезна привития особенно детям полезной привычки и определенных правил обращения (использования) своего зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Семинар-практикум на тему: « Привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства.  Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, вз...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Семинар-практикум - "Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста".

Пространственные представления - это деятельность включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещене предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружаю...

Семинар - практикум "Дидактические игры по развитию произносительной стороны речи детей дошкольного возраста"

Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относят...